Основные цели и направления социальной политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Социальная политика - как часть государственного управления………4-10
1.1Происхождение и сущность социальной политики государства……...4-10
1.2 Функции и методы социальной политики……………………………..11-15
1.3. Основные направления социальной политики………………………..16-18
1.4. Экономическая социальная политика: проблемы согласования…….19-23
2. Приоритеты социальной политики России……………………………...24-25
2.1. Социальные проблемы современной России………………………….26-31
2.2. Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день……………………………………………………………………………32-36
Заключение …………………………………………………………………..37-38
Список литературы ………………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по Экономике и предпренимельству в СКС и Т.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

2. Приоритеты социальной политики России 

     Несмотря  на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.  

     Реальностью сегодняшнего дня стало изменение  принципов финансирования социальной сферы - она все более опирается  на внебюджетные средства.

     Главными  задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни  и снижение числа бедных. В ближайшие  годы необходимо восстановить размеры  личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза.

     Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства  на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы  жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач – необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам.  Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого ”пирога”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Социальные проблемы современной России 

     Состояние социальной сферы государства все  еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

     К результатам социальной политики в  России можно отнести выделение  некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

     Правительство и государственная дума России постоянно  принимают законы о повышении  минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти  законы не выполняются или выполняются  не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг, таким образом, замыкается.

     Но  по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия.  Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего, лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения, не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

     Социальные  программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия  по разным вопросам социальной жизни  не защищенных слоёв общества.

     К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

     Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях. 

Страховые пособия в связи с рождением ребёнка 

     При рождении ребёнка выплачивается  довольно значительное пособие, что  является существенной поддержкой семье  с новорождённым ребёнком. Также  существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью. 

Выплаты взрослым членам семьи 

Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему  лицу по некоторым случаям ухода  за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что  очень мало. Население редко прибегает  к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений, в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

     Также дело обстоит и с выплатами  женщинам, не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

     В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты  женам военнослужащих, студентам  и аспирантам ВУЗов. Также и они  не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

     Пособия по безработице это особая форма  выплат. Эти пособия в России появились  не так давно. Нет отлаженного  механизма “присваивания звания”  безработного и выплаты этого  пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями. 

Стипендии 

     Стипендия для студентов ВУЗов равна  МРОТ. Жизнь студента на стипендию  не возможна без дополнительного  заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует  средней оплате труда.

     Особой  формой поощрения студентов и  аспирантов ВУЗов является Президентская  стипендия. Она достаточна велика. Для  студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты  крайне сложно.

     Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.

     В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных  преобразований.

     Социальная  жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

     Существуют  проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут  устроиться на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

     Среди частных проблем совершенствования  социальной политики основными являются следующие: 

  1. стабилизация  финансового положения государственных  внебюджетных социальных фондов;
  2. погашение задолженности работникам по заработной плате;
  3. расширение источников финансирования социальных услуг;
  4. внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
  5. ведение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
 

   Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день 

     В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально  новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало: 

  1. — становление  и развития нового сектора экономики  и соответственно создание новых  рабочих мест.
 
  1. — образование  нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых  разнообразных его видах.

Информация о работе Основные цели и направления социальной политики в современной России