Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:10, контрольная работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.
Введение………………………………………………………………………3
1.Социальная политика - как часть государственного управления………4-10
1.1Происхождение и сущность социальной политики государства……...4-10
1.2 Функции и методы социальной политики……………………………..11-15
1.3. Основные направления социальной политики………………………..16-18
1.4. Экономическая социальная политика: проблемы согласования…….19-23
2. Приоритеты социальной политики России……………………………...24-25
2.1. Социальные проблемы современной России………………………….26-31
2.2. Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день……………………………………………………………………………32-36
Заключение …………………………………………………………………..37-38
Список литературы ………………………………………………………….39
Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.
Государственная
социальная политика предусматривает
решения следующих задач:
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
Также неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социальной защиты.
Социальная
защита — это такие отношения, которые
позволяют индивидам, находящихся под
их покровительством, сохранять свои позиции
в обществе. Социальная
защита — это охранительная функция
либо политического, либо социального
союза. Поэтому социальная защита есть
свойство любого объединения людей. Наиболее
значительными объединениями в данном
случае являются государство и профессиональные
союзы. Социальная
защита со стороны государства пользуется
преимуществом только в том моменте, что
социальная защита, находящаяся в руках
государства, обладает всеобщим характером.
В силу того, что социальную защиту могут
осуществлять и другие объединения людей
кроме государства, социальная политика
может быть реализованной либо через государственную,
либо через негосударственную систему
социальной защиты. Во втором случае обычно
эта функция находится в руках профессиональных
союзов. В связи с таким положением вещей
выделяются две модели социальной политики,
которые получают свою легитимацию в конституциях
государств: либерально-консервативная
модель; социал-демократическая модель.
1.3.
Основные направления
социальной политики
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.
Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.
Необходимо
правильно понимать смысл, значение социального
страхования - как основного механизма
социальной защиты работников в условиях
рыночной экономики. Именно на этой основе
социальное страхование может стать реальной
базой достижения социальной стабильности
и согласия. Все это свидетельствует о
необходимости восстановления страхового
характера данного вида социальной защиты.
В зависимости от соблюдения принципов
страхования и обеспечения им адекватных
источников финансирования можно выделить
3 модели организации социального страхования:
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).
В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.
Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальная
политика применительно к рынку
связана, прежде всего, с возможностями
государства влиять на спрос на рабочую
силу. Кроме того, воздействие на этот
рынок идет с помощью корректировки правовых
норм, касающихся использования в стране
иностранной рабочей силы. Регулирование
может осуществляться и сокращением доступа
некоторых групп работников на рынок труда
(например, с помощью сокращения пенсионного
возраста). Кроме того, государство может
влиять на рынок труда, информируя о его
состоянии заинтересованные органы. Весьма
серьезное воздействие на этот рынок оно
оказывает и тем, что берет на себя организацию
и финансирование системы переобучения
работников в связи со структурными сдвигами
в экономике.
1.4.
Экономическая социальная
политика: проблемы
согласования
В настоящее время все большую общественную поддержку получает точка зрения в пользу реализации целенаправленной экономико-политической стратегии всеобъемлющего перехода к постиндустриальному и одновременно социально ориентируемому рыночным порядкам. переход к постиндустриальному не может быть сопряжен с кардинальными структурными изменениями. В ближайший перспективный период достижение устойчивых темпов экономического роста становится возможным в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, прежде всего прекращения падения и дальнейшего увеличения доли перерабатывающих отраслей в промышленности, кардинального повышения роли высокотехнологичных отраслей, постепенного снижения доли первичных отраслей и существенного ослабления зависимости экономики от экспорта первичных ресурсов.
Рациональность структуры рыночного хозяйства на постиндустриальной стадии развития определяется следующими характеристиками:
Преобладающая роль в промышленной структуре высокотехнологичных отраслей, максимально адаптированных к использованию достижений новейшего этапа научно-технической революции.
Вымывание многих традиционных методов производства и целых отраслей, замена ряда массовых ресурсов новыми искусственными материалами.
Создание
новых продуктов и
Рациональное сочетание крупных, средних и малых промышленных предприятий за счет оптимального сочетания материало-энерго и трудосберегающих технологий и оптимального приспособления к изменениям спроса посредством диверсификации производства и выхода на новые рынки.
Формирование аграрного сектора, полностью отвечающего современным рыночным стандартам.
Становление технически и технологически преобразованных отраслей сферы услуг на базе реализации новых систем информатизации.
Формирование инновационной сферы, служащей генератором авангардных технологий на основе постоянного роста эффективности затрат на НИОКР.
Достижение
рассмотренных целей
Один из возможных вариантов набора основных промежуточных целей структурного рыночного реформирования выглядит таким образом:
Достижение современных стандартов ресурсосбережения в первичных отраслях на принципах комплексного использования в максимальном приближении его к источникам.
Завершение конверсии на рыночных принципах в конкурентоспособном секторе бывшего ВПК (в авиационной, космической, химико-технологической, медико-биологической промышленности и др.) и его выхода на внешние рынки.
Сокращение мощностей в депрессивных отраслях и подотраслях (угольной, частично судостроительной, металлургии, нефтехимии, текстильной промышленности) и создание конкурентно способной среды в отношении оставшихся производителей.
Достижение современного уровня развития перерабатывающей сельскохозяйственной промышленности, в целом реформирование аграрного сектора на базе современного, отвечающего рыночным принципам законодательства.
Техническое переоснащение в соответствии с современными требованиями подотраслей магистральной инфраструктуры.
Завершение создания необходимой инфраструктуры для эффективного функционирования малого бизнеса.
Формирование остова инновационной сферы, адаптированной к современному рынку.
Вместе
с тем крайне значимой проблемой
структурных преобразований в обозримой
перспективе останется развитие
социальной сферы, исходя из всех стандартов
уровня жизни, экологической безопасности
и т.д. выдвигаются цели обеспечения уровней
потребления в социальной сфере, прежде
всего в отношении малообеспеченных групп
населения. преодоления кризисных последствий
природных процессов, достижение современных
экологических стандартов в рыночной
и социальной сферах повышения гарантий
предоставления социальных услуг, предполагающего
кардинальное сокращение масштабов бедности.
В конечном счете, материализация этих
целей должна обеспечить повышение уровня
жизни населения по мере успешной трансформации
экономической системы по направлению
к зрелому рынку. Принципиально важно,
что целевые ориентиры будут определять
конкретные направления политических
действий в рамках определенных секторов
и сегментов рынка и социальной сферы.
В практическом плане согласование инструментов
рыночного регулирования и социальной
политики становится возможным на основе
двух принципов – строгого разграничения
и одновременно взаимосвязанного максимального
применения критериев принятия решения
двух рассматриваемых направлений: политико-экономического
и политико-социального. В соответствии
с развиваемым подходом любое серьезное
политическое решение призвано оцениваться
с учетом эффектов взаимодействия рыночных
и социальных процессов. При этом необходимо
принимать в расчет двойственный, неоднозначный
характер их влияния друг на друга. Так,
например, использование инструментов
структурной промышленной политики сопряжено,
с одной стороны, с повышением конкурентоспособности
отечественных производителей, ростом
промышленного выпуска и, соответственно,
увеличением ресурсов накопления для
социального развития в будущем, с другой
стороны, повышением финансовых заимствований
государства, давлением на цены и уменьшением
текущего финансирования социальной сферы.
В отечественной практике отрыв решения,
касающихся экономико-политической деятельности,
от объективно связанных с ними решений,
касающихся социальной сферы наблюдается,
к сожалению, повсеместно. Очевидно, наиболее
предпочтительным является тот вариант
согласования экономико-политических
и социально-политических действий, при
котором достигается максимально положительный
результат взаимодействия экономических
и социальных процессов или минимально
результирующий эффект такого взаимодействия.
Безусловно, проблема оценки взаимодействия
рассматриваемых политических инструментов
крайне сложна. В современных условиях
вследствие фактора неопределенности
крайне трудно предсказать сами количественные
параметры, характеризующие взаимовлияние
рыночных и социальных процессов. Выход
из положения может быть найден путем
программирования политических решений.
К настоящему времени возникли весомые
предпосылки к полномасштабной реализации
системы общенационального государственного
программирования. В их числе следует
выделить создание современной, отвечающей
мировым стандартам системы национального
счетоводства и совершенствование практики
среднесрочного прогнозирования. Следовательно,
для успешного проведения масштабных
структурных преобразований большое значение
имеет конкретизация взаимосогласованных
общенациональных целей экономической
и социальной политики в рамках среднесрочного
прогнозирования индикативного плана.
Информация о работе Основные цели и направления социальной политики в современной России