Основное понятие промышленной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Промышленная политики- комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.

Работа содержит 1 файл

Основное понятие промышленной политики.docx

— 38.12 Кб (Скачать)

Для решения структурных  проблем, с которыми столкнулись  страны Восточной Азии, целый ряд  инструментов политики оказались приемлемыми, многие из которых уже используются правительствами этих стран. Одним  из подходов является поддержание конкуренции  на внутреннем рынке. Импорт может оказывать  влияние на производительность через  товары, в которых воплощена новая  технология, и может быть эффективным  путем по ассимиляции новых методов  производства и новых знаний. Другими  инструментами, благоприятными для  развития экспорта, являются привлечение  прямых иностранных инвестиций и  участие в международных производственных цепочках; проведение соответствующей  макроэкономической политики; развитие эффективной инфраструктуры и вспомогательных  услуг; и применение мер по развитию человеческого капитала и разработке новых технологий, в том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ , развитие системы образования и создание промышленных групп. Страны Восточной Азии переместили свое внимание на вышеупомянутые дополняющие меры и в настоящее время прилагают усилия по созданию благоприятной среды для развития конкурентных отраслей и для обеспечения гибкости экономики по реагированию на перемены. Ответные меры после начала этого кризиса укрепили позицию правительств о необходимости более глубокого подхода к реформированию политики, которая в определенной мере нашла отражение в предложенном МВФ пакете реформ. Страны региона, не вовлеченные в программу МВФ, также провели подобные реформы самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы промышленной политики в развитых странах

 

Франция. Переход от политики регулирования промышленной структуры к интеграции национальной промышленности в рыночную среду ЕС. Министерство промышленности, почты и связи, министерство экономики, финансов и бюджета. Генеральный комиссариат планирования (ранее занимался пятилетними планами, теперь переквалифицировался в орган по разработке решений стратегических проблем, в том числе промышленных). Генеральное управление по научно-техническим исследованиям (инновационная политика). Снижение значения прямых инструментов промышленной политики. Расширение косвенных инструментов — налоговой, денежно-кредитной, бюджетной политики для совершенствования инфраструктуры промышленности. Инструменты содействия экспорту — через торговые миссии, государственное страхование внешнеторговых операций и льготное кредитование экспортеров.

Германия. Повышение конкурентоспособности промышленности в целом, особенно наукоемкого сектора. Денационализация инфраструктурных отраслей экономики. Промышленная политика страны — коллективная функция министерства экономики и министерства финансов. Налоговая и бюджетная политика для воздействия на региональную инвестиционную политику (земельные налоговые поступления, отчисления из федерального бюджета). Инвестиции в наукоемкий сектор. Субсидирование стратегически важных отраслей (угольная).

Великобритания. Дальнейшая перестройка структуры промышленности, модернизация, либерализация и рост конкурентоспособности. Сдерживание  доступа конкурентов на внутренние рынки. Специфика страны — отсутствие общенационального министерства промышленности. В Англии, Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии имеются свои департаменты по делам промышленности, занятые  разработкой промышленной политики для соответствующих территорий. Макроэкономическое регулирование роста промышленности (денежно-кредитная, налоговая политика). Поощрение наукоемкого сектора через инновационную и инвестиционную политику. Таможенная политика как инструмент защиты уязвимых национальных производств.

США. Официально не формулируются. Неофициально — рост конкурентоспособности  промышленности, защита внутреннего  рынка и экспансия на внешние  рынки промышленных товаров. Единый координирующий промышленную политику орган формально отсутствует. Децентрализация  функций госрегулирования, расширение полномочий местных органов управления. Косвенные методы: налоговая, денежно-кредитная, экспортная политика. Из собственно промышленно-политических инструментов главным образом инновационная, инвестиционная и структурная (антитрестовская) политика.

Япония. Экспортно-ориентированное  развитие наукоемких производств при  снижении роли традиционных базовых  отраслей в рамках общей политики либерализации экономики. Сочетание достаточно активных форм селективной собственно-промышленной политики (структурной и инновационной) с возрастающими по значению в перспективе «косвенными» методами (бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, экспортной). Главный регулятор промышленной политики – Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП). Главный инструмент МЭТП – структурная политика (селективные отраслевые программы и регулирование структуры промышленности). К структурной политике относится также деятельность законодательных органов в области антимонопольного законодательства. Разработка и проведение макроэкономических видов промышленной политики (денежно-кредитной, налоговой, бюджетной) являются коллективной компетенцией Банка (центрального) Японии, министерства финансов и МЭТП. Внешнеэкономическая политика также коллективный «продукт» ряда ведомств: министерства иностранных дел, министерства финансов и МВТП, опирающихся в своей деятельности на крупные государственные кредитные структуры (Экспортно-импортный банк, Банк развития).

Италия. Развитие научно-технической  базы промышленности. Укрепление конкурентных позиций промышленности на уровне малых  и средних предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Активизация  развития государственных предприятий. Акцент на развитии энергетики, как  слабого звена промышленности. Реформа институциональных структур (приватизация) и развитие законодательной базы. Государственные программы поддержки малых предприятий через механизмы льготных налоговой, кредитной, амортизационной, инновационной политик. Использование бюджетной политики для помощи в развитии НИОКР для малого и среднего бизнеса. Государственная программа стимулирования энергосбережения, финансирования разведки месторождений энергоресурсов, строительства электростанций. Сложность и многочисленность государственных органов участвующих в разработке мер и регулировании развития промышленности. Усложненный характер государственного влияния на промышленность, с одной стороны, позволяет осуществлять воздействие на промышленное развитие по многим направлениям и стимулировать его, а, с другой, создает проблему межведомственных барьеров и недостаточной координации механизмов промышленной политики.

Норвегия. Повышение конкурентоспособности  промышленности в целом с упором на экспортное развитие нефтегазовой промышленности. Содействие более гармоничному развитию промышленности в региональном разрезе. Повышение эффективности  госсектора. Широкое использование основных методов промышленной политики, в том числе совершенствуемой системы государственных закупок и заказов, ускоренной амортизации, финансирования и проведения НИОКР. Эти меры существенно дополняются косвенными методами воздействия через налоговые и кредитные льготы (для северных районов и малого бизнеса), программированием экономики. Система и механизм регулирования промышленности строятся на активном государственном участии в ряде ключевых производств (транспорт, электроэнергетика, связь), а также эффективную экспортную специализацию на основе нефтегазового комплекса производств. Меры косвенного воздействия на частный сектор промышленности через бюджетную, налоговую, финансово-кредитную, протекционистскую таможенную политику.

Южная Корея. Обеспечение дальнейшего  ускоренного роста промышленности на основе новейших достижений НТП  и ее интеграции в мировое хозяйство  на началах большей открытости для  иностранных капиталов, технологий, ноу-хау. Совершенствование институциональной  и организационной структуры  промышленности путем наращивания  сети средних и малых предприятий. Реструктуризация крупных фирм в направлении привлечения в них иностранного капитала путем либерализации условий внедрения зарубежных фирм на южнокорейский промышленный рынок. Совершенствование финансово-кредитной системы применительно к интересам развития промышленности. Резкое усиление содействия в развитии малому и среднему бизнесу через инструменты селективной налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики, субсидирования подготовки высококвалифицированных специалистов. Разработка промышленной политики входит в компетенцию Министерства торговли и промышленности. Среди инструментов промышленной политики особую роль играют те ее виды, которые связаны с внешнеэкономическими связями (инвестиционная и налоговая политика привлечения иностранного капитала, стимулирование роста и защита от внешней конкуренции национальных производств экспортной ориентации, патентная политика приобретения зарубежных научно-технических инноваций).

 

 

 

Главные технологические  программы Франции

 

Начиная с 2002 г. относительное  положение промышленности Франции  по сравнению с главными мировыми конкурентами ещё более ухудшилось. Быстрое снижение торгового баланса, начиная  с этой даты, с  дефицитом

41 млрд. евро в 2007 г.  является главным индикатором  этой отрицательной тенденции.  Доля рынка мирового экспорта, приходящегося на Францию, уменьшилась  с 6,0 до 4,2 % за последние 10 лет. Главные технологические программ Франции изображены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Главные технологические программ Франции

Программа

Содержание программы

Формы государственной поддержки

Государственный бюджет

Атомная промышленность

– Атомный реактор третьего поколения (EPR);

– Участие в международной  программе по слиянию атомов

Государственные исследования и помощь предприятию AREVA

- 550 млн. евро государственных  расходов на R&D (2003 г.);

- 30 млн. евро государственного  финансирования частных расходов  на R&D (в основном AREVA)

Космическая промышленность

– Космическое наблюдение;

– Земное наблюдение;

– Телекоммуникации (европейский  спутник Galileo);

– Космический транспорт (Ariane V и ISS)

Государственные исследования, частично экстернализированные

- 1,7 млрд. евро государственных  расходов на R&D (2003 г.);

- 150 млн. евро государственного  финансирования частных расходов  на R&D

Авиационная промышленность

Развитие новых самолётов  для коммерческих целей (A380, А350, А300-0G)

Возмещаемые авансы для Airbus

Возмещаемые авансы на 1,2 млрд. евро для А380 (2004 г.).

Запрос на аванс для  А350 (1 млрд. евро)


Финансовый и экономический  кризис также не прибавил оптимизма. Французская   промышленность   тяжело переживает текущий  кризис. За

2008-2009 гг. в промышленности было  сокращено  269 тыс. рабочих  мест

(8 %). Пострадали практически все  отрасли: – 6 % в автомобильной  промышленности, – 9 % в металлургии  и т.д. Тем не менее, в конце  прошлого десятилетия Франция  ещё воспринимается как ведущая  индустриальная держава, которая  хочет ею и остаться.

Экономисты отмечают несколько  причин снижения доли промышленности в общей занятости во Франции  и в других развитых странах. Выделяются внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы разделяются на факторы  спроса и факторы предложения. К  внешним факторам относится повышение  степени открытости экономики и  общая глобализация.

В этих условиях, экономисты акцентируют  свое внимание на двух важных характеристиках  промышленности Франции, которые, по общему мнению, и являются главными причинами  недостаточной конкурентоспособности  французской промышленности. Во-первых, отсутствие реальной секторной специализации. Промышленность Франции в значительной степени состоит из промежуточных  товаров (biens intermédiaires) – стекло, пластмасса, текстиль, химия, электрические и электронные компоненты, металлургия. Т.е. промышленная продукция Франции не является ни «high-tech», ни «low-tech», но по технологическому наполнению характеризуется как средне-технологическая и таким образом подвержена сильному конкурентному давлению и со стороны стран с низкими трудовыми издержками, как Китай и Индия, и со стороны стран с высоким потенциалом технологической инновации как Япония и США.

Другая важная характеристика –  количество и размер средних и  малых предприятий во Франции. Малые  предприятия (от 10 до 250 работников) составляют 90 % всех предприятий во Франции, но только 17 % из них создают продукцию  на экспорт. В этих условиях наблюдается повышенный интерес к промышленной политике во Франции в последние несколько лет. Действительно, начиная с 2004 г., Жак Ширак поставил промышленность в центр национальных приоритетов развития. С 2007 г. Николя Саркози также проводит активную промышленную политику. Последнее доказательство – 5 марта 2010 г. президентом были объявлены основные меры по развитию промышленности во Франции, направленные на улучшение конкурентоспособности французских промышленных предприятий.

Центральным звеном французской промышленной политики являются инвестиции в инновации, и главное, стимулирование таких  инвестиций в частном секторе, а  также улучшение специализации  французской промышленности в высокотехнологичных секторах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Рассмотрев и проанализировав  государственную политику в области  промышленности ряда стран, можно сделать  вывод, что все государства имеют  свой путь индустриального развития. Стратегия промышленной политики страны зависит от многих факторов. В развитых странах с рыночной экономикой процесс  совершенствования промышленной политики продолжается в течение многих лет. Поэтому усвоение в целом позитивного  европейского опыта целесообразно  и важно для снижения уязвимости отечественной экономики. Сегодняшняя  ситуация требует рациональных мер  реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально  новых промышленных стратегий. Именно поэтому сегодня роль и вес  каждого государства оцениваются  в мире во многом по его вкладу в  разработку и внедрение принципиально  новых промышленных технологий для  адекватного ответа на негативные реалии современности.

Информация о работе Основное понятие промышленной политики