Основное понятие промышленной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Промышленная политики- комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.

Работа содержит 1 файл

Основное понятие промышленной политики.docx

— 38.12 Кб (Скачать)

 

Основное понятие промышленной политики

 

Промышленная политики- комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.

Коренным вопросом промышленной политики является выбор критериев  государственной поддержки. На современном  этапе ими служат, в первую очередь, достижение приоритетных целей социально-экономического развития: ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности  страны в области наукоемкой и  высокотехнологичной продукции, защита окружающей среды и др.

К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важными инструментами промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

Цель и масштабы проведения промышленной политики

 

Экономическая литература и  уроки осуществления промышленной политики подчеркивают, что проведение эффективной промышленной политики или стратегии требует ее четкого  обоснования, определения ее целей  и масштабов. Всемирный Банк предлагает рабочее определение промышленной политики как «усилий правительства  по изменению отраслевой структуры  экономики для стимулирования экономического роста на основе повышения эффективности». Это определение полезно, поскольку  оно сосредотачивает внимание на цели повышения эффективности использования  факторов производства в масштабах  всей экономики, а не на простом изменении  структуры промышленной продукции  или на отдельных секторах экономики. Промышленная политика не ограничивается сектором обрабатывающей промышленности; она также охватывает переработку  сельскохозяйственного и минерального сырья, а также сектор услуг –  оба из которых увеличивают добавленную  стоимость в экономике.

На самом деле промышленная политика часто преследует множество  целей, включая занятость в краткосрочной  перспективе, рост выпуска продукции, более равномерное распределение  доходов, более равное распределение  экономической активности по регионам страны и увеличение технологических  мощностей. Существуют также неэкономические  цели, в том числе национальная гордость и престиж, а также ощущаемая  необходимость по развитию «стратегических  » отраслей национальной экономики. Важно проводить такую промышленную политику, которая ставит себе ограниченные и четко определенные цели, поскольку рычагов и стимулов может оказаться недостаточно для достижения множества поставленных целей. Кроме того, различные цели могут оказаться несовместимыми друг с другом.

 

 

Обоснование промышленной политики

 

Экономическим основанием для  вмешательства правительства в  экономику с целью достижения долгосрочного роста производительности факторов производства является необходимость  коррекции имеющихся недостатков  рыночного механизма, которые происходят в связи с наличием внешних  эффектов, отсутствием каких-то рынков или других проблем рыночного  саморегулирования. При этом следует  учитывать и побочные эффекты  такого вмешательства, которые могут  произойти в других секторах экономики. Традиционным аргументом для обоснования  необходимости помощи государства  определенным отраслям является защита зарождающихся отраслей. Защита отрасли  от импорта в форме тарифов  или субсидий исходя из объема выпускаемой  продукции предприятий (эти два  инструмента имеют одинаковое воздействие  на выпуск продукции конкретной отрасли) обосновывается на базе создания определенного  динамического внешнего эффекта, такого как обучение на собственном опыте  или обучение без отрыва от производства, снижающее индивидуальные издержки производства. На этом основании следует  поддерживать только процесс обучения, который является внешним для  предприятия, так как предприятие  не может получить ренту или прибыль  от проведения такого обучения персонала  и поэтому не будет инвестировать  в такое обучение.

Существуют важные оговорки к аргументу о поддержке зарождающихся  отраслей. Во-первых, снижение индивидуальных издержек предприятия по истечении  некоторого времени должно компенсировать повышенные затраты правительства  в течение периода оказания помощи этому предприятию. Во-вторых, помощь государства не должна предоставляться  всем предприятиям данной отрасли; наличие  внешнего эффекта и предоставление помощи должны быть привязаны к показателям  деятельности предприятия, получающего  эту помощь (например, к росту эффективности или снижению издержек), и помощь должна постепенно полностью прекратиться после истечения определенного периода времени. В-третьих, импортные тарифы или субсидии, основанные на объеме производства, могут и не оказаться эффективными инструментами для извлечения выгоды из наличия положительного внешнего эффекта от расширении внутреннего производства в отрасли. Более приемлемым инструментом является предоставление субсидий, связанных с процессами, рабочими местами или продуктами, которые порождают знания или способствуют обучению.

Вопрос о приемлемости инструментов экономической политики является следствием более общей  дискуссии в литературе о вмешательстве  государства в экономику. Каждый внешний эффект или нарушение  действия рыночного механизма требует  налоговой субсидии, базой для  которой служит переменная, вызывающая этот внешний эффект или нарушение  действия рыночного механизма; при  этом ставка налоговой субсидии будет  такой, которая даст оптимальный  эффект. Любая другая ставка, отличающаяся от оптимальной ставки субсидии, порождает  то, что Corden (1974) называет эффектом побочного продукта, который вызывает нежелательные издержки в какой-то другой части экономики.

Также следует учитывать  и общие последствия в масштабе всей экономики от государственного вмешательства в одну отрасль. Один из путей такого подхода состоит  в том, чтобы сосредоточить внимание на показателе эффективного уровня защиты, который учитывает воздействие  тарифов как на используемые в  производстве ресурсы, так и на выпуск продукции. Например, установление тарифа на импорт какого-либо производственного  ресурса в одной отрасли вызовет  снижение эффективного уровня защиты в другой отрасли, которая перерабатывает продукцию предприятий первой отрасли.

Другим основанием для  государственного вмешательства в  экономику, - которое известно как аргумент в пользу метода, следующего за наилучшим, по тарифам или субсидиям на некоторые товары, - является наличие «неустранимых» искажений в форме тарифов или других видов защиты рынка от импорта. На практике вмешательство государства с целью коррекции таких искажений порождает несколько проблем. Во-первых, не ясно, почему не может быть применен предпочтительный (наилучший) метод устранения искажения на рынке. Во-вторых, корректное определение метода, следующего за наилучшим, требует соблюдения невыполнимого условия о совершенной информации и знании обо всех аспектах экономики, так чтобы точно знать чистый эффект от такого вмешательства в экономику. Третьесортные методы вмешательства в экономику, которые игнорируют истинные значения некоторых параметров деятельности, могут привести к дальнейшим искажениям и снизить благосостояние.

Другие оправдания необходимости  промышленной политики базируются на важности развития технологий. В рамках такого подхода приемлемая политика предусматривает вмешательство  в экономику, основанное на технологиях, а не на объеме выпуска продукции. Такое основанное на технологиях  вмешательство предусматривает  предоставление субсидий или помощи технологическому развитию, а также методов стимулирования прямых иностранных инвестиций, которые являются важными каналами передачи технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструменты промышленной политики

 

На практике страны использовали широкий набор инструментов во имя  достижения целей промышленной политики. Эти интервенции можно разделить  на государственные вмешательства  на внешние рынки, на внутренние рынки  готовой продукции и на внутренние рынки факторов производства.

Государственное вмешательство  на внешние рынки включает защиту национальных отраслей от импорта с использованием таких инструментов, как импортные тарифы, квоты, лицензирование и программы по использованию местных ресурсов, а также меры по стимулированию и продвижению экспорта с целью оказания помощи национальным отраслям догнать своих конкурентов и прорваться на новые рынки. Общеизвестными инструментами по стимулированию экспорта являются экспортные субсидии, экспортные зоны и субсидирование кредита (иногда привязанного к показателям экспорта).

Государственное вмешательство  на внутренние рынки готовой продукции  с целью стимулирования конкуренции на внутренних рынках включает политику конкуренции (для создания условий справедливой конкуренции между участниками на внутренних рынках, а также для иностранных участников) и регулирование входа на внутренний рынок.

Государственное вмешательство  на внутренние рынки факторов производства включает такие меры как требования к показателям экономической деятельности и ограничения на прямые иностранные инвестиции, нацеленные на оказание такого влияния на филиалы иностранных фирм или совместные предприятия с иностранным участием, чтобы та страна, в которую вкладываются прямые иностранные инвестиции, получила бы от них чистую выгоду (UNCTAD 1999a). Государственное вмешательство на рынках капитала и в финансовом секторе направлено на коррекцию несовершенства финансовых рынков, стимулирование развития зарождающихся отраслей и защиту или закрытие отраслей, переживающих упадок. Эти меры включают учреждение институтов по финансированию проектов развития, обеспечивающих прямые субсидии по приобретению основного капитала в избранных промышленных предприятиях, предоставление субсидий из госбюджета на приобретение основного капитала и финансовой помощи отраслям, переживающим упадок, или находящимся на стадии своего заката, а также предоставление приоритетного доступа к кредиту (обычно по субсидированным процентным ставкам) путем предписаний финансовым институтам выдавать кредиты определенным секторам или типам компаний. Государственное вмешательство на рынке рабочей силы может преследовать цели достижения экономической эффективности или социального равенства. Достижение экономической эффективности подразумевает развитие человеческого капитала путем развития образования и повышения квалификации; социальное равенство имеет в виду установление минимальной ставки зарплаты и поддержание программ социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция промышленной политики

 

Подход к промышленной политике и набор используемых инструментов развивался с течением времени в  результате изменений парадигм развития и международной среды. В данном подразделе описываются примеры  из опыта стран Восточной Азии, однако сказанной здесь также  относится ко всем развивающимся  странам.

Промышленная политика в  Восточной Азии развивалась в  течение трех последних десятилетий с переходом от импортозамещения к экспортоориентации и впоследствии к развитию инфраструктуры, основанной на развитии науки. Сдвиги в подходах и инструментах происходили под влиянием внутренних факторов, таких как размер рынка, необходимость приспособления экономики к негативным шокам, неэффективность стратегии импортозамещающей индустриализации и необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций из-за технологии и приобретения доступа к рынкам. На промышленную политику также оказали влияние внешние факторы, такие как рост конкуренции на мировых рынках, научно-технический прогресс и имена технологий, давление со стороны основных торговых партнеров по присоединению к нормам ГАТТ, многосторонним правилам, достигнутым в переговорах по ВТО, а также финансовый кризис 1997 г.

Быстрые изменения в сфере  транспорта и телекоммуникаций, технологиях  производства, маркетинга и сбыта  продукции, а также в сфере  процессов управления ускорили процессы глобализации и уменьшили значение традиционных сравнительных преимуществ в массовом производстве. Производство деталей, комплектующих и конечной продукции теперь все больше осуществляется по субконтрактам или распределяется по разным регионам мира по критерию минимума производственных затрат и близости к рынкам сбыта. Децентрализация производства и производственного процесса, произошедшая в 90-х годах в Восточной Азии, показывает яркий пример того, как регион оказался интегрированным в мировое производство через торговые и инвестиционные связи. Развитие новых технологий будет по-прежнему важным фактором перестройки промышленности.

Спад темпов роста экспорта до начала финансового кризиса 1997 г., частично благодаря структурным  факторам, таким как снижение конкурентоспособности  и низкие темпы роста производительности факторов производства, также говорит  в пользу необходимости изменения  структуры промышленности. Основной вызов для многих развивающихся  стран Восточной Азии состоит  в том, чтобы поддерживать традиционные сравнительные преимущества в международной  торговле (основанные на неквалифицированном  и низкооплачиваемом труде и  на переработке природных ресурсов) и одновременно выстраивать новые  источники сравнительных преимуществ, а также «прогрессировать» к  производству продукции с более  высокой добавленной стоимостью с использованием более прогрессивных  технологий и человеческого капитала.

Информация о работе Основное понятие промышленной политики