Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:51, реферат
Промышленная политики- комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.
Основное понятие промышленной политики
Промышленная политики- комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.
Коренным вопросом промышленной
политики является выбор критериев
государственной поддержки. На современном
этапе ими служат, в первую очередь,
достижение приоритетных целей социально-экономического
развития: ресурсосбережение, развитие
новых производств, повышение
К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важными инструментами промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций.
Цель и масштабы проведения промышленной политики
Экономическая литература и
уроки осуществления
На самом деле промышленная
политика часто преследует множество
целей, включая занятость в
Обоснование промышленной политики
Экономическим основанием для
вмешательства правительства в
экономику с целью достижения
долгосрочного роста
Существуют важные оговорки
к аргументу о поддержке
Вопрос о приемлемости инструментов экономической политики является следствием более общей дискуссии в литературе о вмешательстве государства в экономику. Каждый внешний эффект или нарушение действия рыночного механизма требует налоговой субсидии, базой для которой служит переменная, вызывающая этот внешний эффект или нарушение действия рыночного механизма; при этом ставка налоговой субсидии будет такой, которая даст оптимальный эффект. Любая другая ставка, отличающаяся от оптимальной ставки субсидии, порождает то, что Corden (1974) называет эффектом побочного продукта, который вызывает нежелательные издержки в какой-то другой части экономики.
Также следует учитывать
и общие последствия в масштабе
всей экономики от государственного
вмешательства в одну отрасль. Один
из путей такого подхода состоит
в том, чтобы сосредоточить внимание
на показателе эффективного уровня защиты,
который учитывает воздействие
тарифов как на используемые в
производстве ресурсы, так и на выпуск
продукции. Например, установление тарифа
на импорт какого-либо производственного
ресурса в одной отрасли
Другим основанием для государственного вмешательства в экономику, - которое известно как аргумент в пользу метода, следующего за наилучшим, по тарифам или субсидиям на некоторые товары, - является наличие «неустранимых» искажений в форме тарифов или других видов защиты рынка от импорта. На практике вмешательство государства с целью коррекции таких искажений порождает несколько проблем. Во-первых, не ясно, почему не может быть применен предпочтительный (наилучший) метод устранения искажения на рынке. Во-вторых, корректное определение метода, следующего за наилучшим, требует соблюдения невыполнимого условия о совершенной информации и знании обо всех аспектах экономики, так чтобы точно знать чистый эффект от такого вмешательства в экономику. Третьесортные методы вмешательства в экономику, которые игнорируют истинные значения некоторых параметров деятельности, могут привести к дальнейшим искажениям и снизить благосостояние.
Другие оправдания необходимости промышленной политики базируются на важности развития технологий. В рамках такого подхода приемлемая политика предусматривает вмешательство в экономику, основанное на технологиях, а не на объеме выпуска продукции. Такое основанное на технологиях вмешательство предусматривает предоставление субсидий или помощи технологическому развитию, а также методов стимулирования прямых иностранных инвестиций, которые являются важными каналами передачи технологий.
Инструменты промышленной политики
На практике страны использовали
широкий набор инструментов во имя
достижения целей промышленной политики.
Эти интервенции можно
Государственное вмешательство на внешние рынки включает защиту национальных отраслей от импорта с использованием таких инструментов, как импортные тарифы, квоты, лицензирование и программы по использованию местных ресурсов, а также меры по стимулированию и продвижению экспорта с целью оказания помощи национальным отраслям догнать своих конкурентов и прорваться на новые рынки. Общеизвестными инструментами по стимулированию экспорта являются экспортные субсидии, экспортные зоны и субсидирование кредита (иногда привязанного к показателям экспорта).
Государственное вмешательство на внутренние рынки готовой продукции с целью стимулирования конкуренции на внутренних рынках включает политику конкуренции (для создания условий справедливой конкуренции между участниками на внутренних рынках, а также для иностранных участников) и регулирование входа на внутренний рынок.
Государственное вмешательство на внутренние рынки факторов производства включает такие меры как требования к показателям экономической деятельности и ограничения на прямые иностранные инвестиции, нацеленные на оказание такого влияния на филиалы иностранных фирм или совместные предприятия с иностранным участием, чтобы та страна, в которую вкладываются прямые иностранные инвестиции, получила бы от них чистую выгоду (UNCTAD 1999a). Государственное вмешательство на рынках капитала и в финансовом секторе направлено на коррекцию несовершенства финансовых рынков, стимулирование развития зарождающихся отраслей и защиту или закрытие отраслей, переживающих упадок. Эти меры включают учреждение институтов по финансированию проектов развития, обеспечивающих прямые субсидии по приобретению основного капитала в избранных промышленных предприятиях, предоставление субсидий из госбюджета на приобретение основного капитала и финансовой помощи отраслям, переживающим упадок, или находящимся на стадии своего заката, а также предоставление приоритетного доступа к кредиту (обычно по субсидированным процентным ставкам) путем предписаний финансовым институтам выдавать кредиты определенным секторам или типам компаний. Государственное вмешательство на рынке рабочей силы может преследовать цели достижения экономической эффективности или социального равенства. Достижение экономической эффективности подразумевает развитие человеческого капитала путем развития образования и повышения квалификации; социальное равенство имеет в виду установление минимальной ставки зарплаты и поддержание программ социального обеспечения.
Эволюция промышленной политики
Подход к промышленной политике и набор используемых инструментов развивался с течением времени в результате изменений парадигм развития и международной среды. В данном подразделе описываются примеры из опыта стран Восточной Азии, однако сказанной здесь также относится ко всем развивающимся странам.
Промышленная политика в Восточной Азии развивалась в течение трех последних десятилетий с переходом от импортозамещения к экспортоориентации и впоследствии к развитию инфраструктуры, основанной на развитии науки. Сдвиги в подходах и инструментах происходили под влиянием внутренних факторов, таких как размер рынка, необходимость приспособления экономики к негативным шокам, неэффективность стратегии импортозамещающей индустриализации и необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций из-за технологии и приобретения доступа к рынкам. На промышленную политику также оказали влияние внешние факторы, такие как рост конкуренции на мировых рынках, научно-технический прогресс и имена технологий, давление со стороны основных торговых партнеров по присоединению к нормам ГАТТ, многосторонним правилам, достигнутым в переговорах по ВТО, а также финансовый кризис 1997 г.
Быстрые изменения в сфере транспорта и телекоммуникаций, технологиях производства, маркетинга и сбыта продукции, а также в сфере процессов управления ускорили процессы глобализации и уменьшили значение традиционных сравнительных преимуществ в массовом производстве. Производство деталей, комплектующих и конечной продукции теперь все больше осуществляется по субконтрактам или распределяется по разным регионам мира по критерию минимума производственных затрат и близости к рынкам сбыта. Децентрализация производства и производственного процесса, произошедшая в 90-х годах в Восточной Азии, показывает яркий пример того, как регион оказался интегрированным в мировое производство через торговые и инвестиционные связи. Развитие новых технологий будет по-прежнему важным фактором перестройки промышленности.
Спад темпов роста экспорта
до начала финансового кризиса 1997 г.,
частично благодаря структурным
факторам, таким как снижение конкурентоспособности
и низкие темпы роста производительности
факторов производства, также говорит
в пользу необходимости изменения
структуры промышленности. Основной
вызов для многих развивающихся
стран Восточной Азии состоит
в том, чтобы поддерживать традиционные
сравнительные преимущества в международной
торговле (основанные на неквалифицированном
и низкооплачиваемом труде и
на переработке природных