Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:56, доклад
Оптовая торговля - совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.
Наиболее яркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки. Отличительной особенностью этих организаций является рыночный характер их деятельности: моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности, независимость, свободный выбор партнеров, полная финансовая ответственность.
1. Оптовая торговля: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
2. Тенденции развития оптовой торговли
3. Перспективы развития оптовой торговли
Список литературы
За
последние годы произошли заметные
изменения в структуре оптового
рынка. Так, существенно снизилась
и продолжает снижаться доля бывших
государственных оптово-
Структура оптовой торговли на 2010 год
более или мене однородна, с некоторым
доминированием трех основных направлений.
Около 20,0% выручки создается за счет продаж
непродовольственных товаров, порядка
18% — за счет продажи несельскохозяйственными
продуктами и чуть более 15% — за счет продовольственных
товаров.
Основной показатель хозяйственной деятельности
организаций оптовой торговли – оптовый
товарооборот. Он представляет собой продажу
товаров народного потребления и производственного
назначения для последующей реализации
населению, а также поставку для внерыночных
потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот
отражает переход товаров из сферы производства
в сферу обращения и их движение внутри
сферы обращения.
Таблица 2.
Оборот оптовой торговли по Российской Федерации.
(в фактически действовавших
Годы | Оборот
оптовой торговли (млрд. руб.) |
Темп роста (млрд. руб.) | Темп
прироста
(%) |
Структурный сдвиг, по отношению к 2004г.(%) |
2004 | 11 422,9 | * | * | * |
2005 | 15 626,0 | 4 203,10 | 36,8 | 36,8 |
2006 | 19 921,8 | 4 295,80 | 27,5 | 74,4 |
2007 | 24 015,6 | 4 093,80 | 20,5 | 110,2 |
2008 | 31 136,4 | 7 120,80 | 29,7 | 172,6 |
2009 | 28 072,9 | - 3 063,50 | -9,8 | 145,8 |
.
Рис. 3 Динамика
объемов оптового оборота за 2004-2009
г.г. в целом по Российской Федерации
Анализ таблицы 2 и рисунка 3 показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2008 г. 31 136 млрд. руб., так, в 2008 году по отношению к 2004 году его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризиса постигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили 28 072 млр. руб.
Из анализа текущего состояния сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.
Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.
Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:
3. Перспективы развития
оптовой торговли
Исходя из анализа проблем стоящих перед сектором торговли в РФ, можно сформулировать 7 ключевых задач стратегии:
Для определения сценариев развития торговли использовался документ Министерства Экономического Развития Российской Федерации от октября 2009 г. «Сценарные условия функционирования экономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 года». Для временного периода 2012 – 2020 года применяется прогноз из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от ноября 2008 года.
Построенная модель прогнозирования базируется на входных данных, основанных на трех сценариях развития экономики РФ: инерционном, энерго-сырьевом и инновационном.
В
инерционном сценарии (Таблица
3) ожидается стагнация
экономики вследствие сжатия государственного
спроса по мере завершения антикризисных
программ, продолжающаяся стагнация банковского
кредитования вплоть до 2011 - 2012 годов при
невысоком уровне инвестрования в инфраструктурных
отраслях. В условиях действия указанных
факторов индекс роста ВВП к предыдущему
году составит 100,9% в 2010 году, 101,1% в 2011 году,
103,1% в 2012 году.
Таблица 3.
Прогноз реализации Стратегии для инерционного сценария развития экономики в текущих ценах
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 |
Вклад сектора в ВВП, % | 21,50% | 21,40% | 21,20% | 21,10% | 21,00% | 20,90% | 20,20% |
Торговый оборот, всего, трлн. руб. | 48,7 | 53,5 | 58,9 | 65 | 71,9 | 79,5 | 111,7 |
Оборот розничной торговли, трлн. руб. | 14,6 | 16,1 | 17,7 | 19,8 | 22,2 | 24,8 | 36,1 |
Оборот оптовой торговли, трлн. руб. | 34,1 | 37,5 | 41,2 | 45,2 | 49,7 | 54,6 | 75,7 |
Занятость, млн. чел. | 11 | 10,7 | 10,6 | 10,6 | 10,6 | 10,6 | 10,3 |
Энерго-сырьевой сценарий (Таблица 4) подразумевает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2010 году, что способствует как более активному восстановлению потребительского спроса, так и модернизации предприятий. В 2011 - 2012 годах реализуется комплекс программ и преобразований, направленных на значительное повышение эффективности здравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитие транспортной инфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается повышение уровня заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Индекс роста ВВП составит 101,6% в 2010 году, 103,0% и 104,3% в последующие годы.
Таблица 4
Прогноз реализации Стратегии для энерго-сырьевого сценария развития экономики в текущих ценах
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 |
Вклад сектора в ВВП, % | 21,50% | 21,40% | 21,00% | 20,80% | 20,50% | 20,30% | 18,10% |
Торговый оборот, всего, трлн. руб. | 49,2 | 54,8 | 60,7 | 67,6 | 75,5 | 84,2 | 124,1 |
Оборот розничной торговли, трлн. руб. | 14,8 | 16,5 | 18,4 | 20,7 | 23,4 | 26,4 | 40 |
Оборот оптовой торговли, трлн. руб. | 34,4 | 38,2 | 42,3 | 46,9 | 52,1 | 57,8 | 84,1 |
Занятость, млн. чел. | 11,1 | 11 | 10,9 | 11,1 | 11,2 | 11,3 | 11,4 |
Инновационный сценарий (Таблица 5) предполагает
оживление экономики, ведомое ростом цен
на нефть и более интенсивным оживлением
мировой экономике. Сценарий также предполагает
умеренно растущие цены на нефть, что в
большей степени отражает прогноз мировых
банков и профессиональных агентств.
Таблица 5.
Прогноз реализации Стратегии для инновационного сценарии развития экономики в текущих ценах
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 |
Вклад сектора в ВВП, % | 21,60% | 21,50% | 21,20% | 21,10% | 20,90% | 20,60% | 19,10% |
Торговый оборот, всего, трлн. руб. | 50,4 | 58,3 | 66,7 | 76,2 | 87,2 | 100 | 163,5 |
Оборот розничной торговли, трлн. руб. | 15,1 | 17,6 | 20,2 | 23,4 | 27,1 | 31,5 | 53 |
Оборот оптовой торговли, трлн. руб. | 35,2 | 40,8 | 46,5 | 52,8 | 60,1 | 68,5 | 110,5 |
Занятость, млн. чел. | 11,3 | 11,3 | 11,3 | 11,6 | 11,8 | 12 | 12,9 |
Социально-экономические последствия реализации Стратегии
В целом, по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной Стратегией с целью увеличения эффективности российского сектора внутренней торговли, вне зависимости от сценария развития макроэкономических показателей можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самом секторе торговли, так и в сопряженных секторах, а также значительного повышения качества жизни населения: