Организация оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:56, доклад

Описание работы

Оптовая торговля - совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.

Наиболее яркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки. Отличительной особенностью этих организаций является рыночный характер их деятельности: моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности, независимость, свободный выбор партнеров, полная финансовая ответственность.

Содержание

1. Оптовая торговля: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики

2. Тенденции развития оптовой торговли

3. Перспективы развития оптовой торговли

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Организация оптовой торговли.doc

— 211.00 Кб (Скачать)
 
 

     За  последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась  и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно  возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов. 

 

       Структура оптовой торговли на 2010 год более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 20,0% выручки создается за счет продаж непродовольственных товаров, порядка 18% — за счет продажи несельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% — за счет продовольственных товаров. 

       Основной показатель хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. 

     Таблица 2.

     Оборот  оптовой торговли по Российской Федерации.

      (в фактически действовавших ценах) 

Годы Оборот  оптовой 
торговли (млрд. руб.)
Темп  роста (млрд. руб.) Темп  прироста

(%)

Структурный сдвиг, по отношению к 2004г.(%)
2004 11 422,9 * * *
2005 15 626,0 4 203,10 36,8 36,8
2006 19 921,8 4 295,80 27,5 74,4
2007 24 015,6 4 093,80 20,5 110,2
2008 31 136,4 7 120,80 29,7 172,6
2009 28 072,9 - 3 063,50 -9,8 145,8
 

.      

Рис. 3 Динамика объемов оптового оборота за 2004-2009 г.г. в целом по Российской Федерации 

     Анализ  таблицы 2 и рисунка 3 показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2008 г. 31 136 млрд. руб., так, в 2008 году по отношению к 2004 году его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризиса постигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили 28 072 млр. руб.

     Из анализа текущего состояния сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.

     Реализация  этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.

     Успешной  реализации этих возможностей может  помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:

  • Чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей.
  • Недостаток внимания отдельным аспектам торговли. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает, в т.ч., опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений в деятельности последних в среднем значительно больше.
  • Злоупотребление полномочиями Злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам.
  • Проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры. Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в РФ, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.
 
 

         3. Перспективы развития оптовой торговли 

     Исходя  из анализа проблем стоящих перед сектором торговли в РФ, можно сформулировать 7 ключевых задач стратегии:

  • Повышение эффективности регулирования сектора торговли
  • Развитие инфраструктуры торговли
  • Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
  • Снижение кадрового дефицита в торговле
  • Обеспечение необходимого уровня конкуренции
  • Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей
  • Стимулирование развития удаленных каналов продаж

     Сценарии  развития торговли и  действия органов  государственной власти при реализации возможных сценариев

     Для определения сценариев развития торговли использовался документ Министерства Экономического Развития Российской Федерации  от октября 2009 г. «Сценарные условия  функционирования экономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 года». Для временного периода 2012 – 2020 года применяется прогноз из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от ноября 2008 года.

     Построенная модель прогнозирования базируется на входных данных, основанных на трех сценариях развития экономики РФ: инерционном, энерго-сырьевом и инновационном.

     В инерционном сценарии (Таблица 3) ожидается стагнация экономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершения антикризисных программ, продолжающаяся стагнация банковского кредитования вплоть до 2011 - 2012 годов при невысоком уровне инвестрования в инфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов индекс роста ВВП к предыдущему году составит 100,9% в 2010 году, 101,1% в 2011 году, 103,1% в 2012 году. 

     Таблица 3.

     Прогноз реализации Стратегии  для инерционного сценария развития экономики  в текущих ценах

Параметр 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2020
Вклад сектора в ВВП, % 21,50% 21,40% 21,20% 21,10% 21,00% 20,90% 20,20%
Торговый  оборот, всего, трлн. руб. 48,7 53,5 58,9 65 71,9 79,5 111,7
Оборот  розничной торговли, трлн. руб. 14,6 16,1 17,7 19,8 22,2 24,8 36,1
Оборот  оптовой торговли, трлн. руб. 34,1 37,5 41,2 45,2 49,7 54,6 75,7
Занятость, млн. чел. 11 10,7 10,6 10,6 10,6 10,6 10,3
 

     Энерго-сырьевой сценарий (Таблица 4) подразумевает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2010 году, что способствует как более активному восстановлению потребительского спроса, так и модернизации предприятий. В 2011 - 2012 годах реализуется комплекс программ и преобразований, направленных на значительное повышение эффективности здравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитие транспортной инфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается повышение уровня заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Индекс роста ВВП составит 101,6% в 2010 году, 103,0% и 104,3% в последующие годы.

 

      Таблица 4

     Прогноз реализации Стратегии  для энерго-сырьевого  сценария развития экономики  в текущих ценах

Параметр 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2020
Вклад сектора в ВВП, % 21,50% 21,40% 21,00% 20,80% 20,50% 20,30% 18,10%
Торговый  оборот, всего, трлн. руб. 49,2 54,8 60,7 67,6 75,5 84,2 124,1
Оборот  розничной торговли, трлн. руб. 14,8 16,5 18,4 20,7 23,4 26,4 40
Оборот  оптовой торговли, трлн. руб. 34,4 38,2 42,3 46,9 52,1 57,8 84,1
Занятость, млн. чел. 11,1 11 10,9 11,1 11,2 11,3 11,4
 

       Инновационный сценарий (Таблица 5) предполагает оживление экономики, ведомое ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением мировой экономике. Сценарий также предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. 

     Таблица 5.

     Прогноз реализации Стратегии  для инновационного сценарии развития экономики в текущих ценах

Параметр 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2020
Вклад сектора в ВВП, % 21,60% 21,50% 21,20% 21,10% 20,90% 20,60% 19,10%
Торговый  оборот, всего, трлн. руб. 50,4 58,3 66,7 76,2 87,2 100 163,5
Оборот  розничной торговли, трлн. руб. 15,1 17,6 20,2 23,4 27,1 31,5 53
Оборот  оптовой торговли, трлн. руб. 35,2 40,8 46,5 52,8 60,1 68,5 110,5
Занятость, млн. чел. 11,3 11,3 11,3 11,6 11,8 12 12,9
 
 
 
 
 
 
 

     Социально-экономические  последствия реализации Стратегии

     В целом, по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной Стратегией с целью увеличения эффективности российского сектора внутренней торговли, вне зависимости от сценария развития макроэкономических показателей можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самом секторе торговли, так и в сопряженных секторах, а также значительного повышения качества жизни населения:

Информация о работе Организация оптовой торговли