Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:16, курсовая работа
В своей работе я хотела бы рассказать о товарной бирже, части инфраструктуры, без развития и совершенствования которой вряд ли можно говорить о полноценном развитии рынка. Я хочу раскрыть организационную структуру товарной биржи, рассказать вам о том, как работает и какие функции выполняет биржа.
Введение………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Международные товарные биржи: организационная структура
и функции………………………………………………………….….…4
1.1 Организационная структура……………………………………….….5
1.2 Функции………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2.Товарные биржи в современной России…………………….17
2.1. Специфика первых российских бирж………………………………..17
2.2. Правовые основы биржевой деятельности в России……………….19
2.3 Особенности сделок на российских биржах………………………...23
2.4. Брокерская деятельность на российских биржах……………………25
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………29
ГЛАВА
2. Товарные биржи
в современной
России
2.1
Специфика первых
российских бирж
Возрождение биржевой торговли в современной России началось в июле 1990 г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В результате в 1990—1991 гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандартов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.
Многие
организации того периода, называвшие
себя биржами, не соответствовали обязательным
признакам данного
Биржи в тот период создавались по всей России, но больше всего их было в Москве. Создавались они по инициативе предприятий, а также местных органов власти как альтернатива прошлой системе централизованного снабжения. Учредители этих бирж стремились с максимальной выгодой для себя использовать преимущества биржевой торговли, поэтому все биржи того периода в отличие от зарубежных регистрировались как коммерческие организации.
Используя несовершенство российского законодательства, многие учредители смогли получить для своих бирж существенные льготы, а себе — необоснованные преимущества. Так, зачастую учредители записывали за собой до 30% капитала биржи (на зарубежных биржах обычная доля учредителей не превышает 5%) либо распределяли между собой большую часть голосующих акций. Некоторые учредители оговаривали в договоре право на фиксированный дивиденд в определенном размере, права на открытие большого количества брокерских контор и др. Эти многочисленные конторы, созданные учредителями, не занимались биржевыми операциями, а сдавались в аренду либо продавались с большой прибылью, что позволило многим специалистам в области биржевой торговли с иронией говорить о создании нового «биржевого» товара — брокерской конторы.
Поскольку
навыки биржевого дела в то время
в России были позабыты, каждая биржа
в организации торговли шла своим
путем, формируя как структуру и
штат специалистов, так и правила торговли.
Учитывая, что определяющую роль в мире
в этот период играли американские и английские
биржи, разработка биржевой терминологии
сопровождалась заимствованием по преимуществу
английских терминов. Так, традиционное
название посредника на биржах дореволюционной
России — маклер — сменилось на более
привычное нашему времени понятие брокера,
а маклером часто называли специалиста,
ведущего биржевые торги. За сменой названия
на самом деле стояло более существенное
различие: маклер в дореволюционной России
имел свое звание пожизненно и персонально
утверждался в этом звании министром,
тогда как для брокеров была предусмотрена
в лучшем случае внутрибиржевая аттестация.
Таким образом, официальный статус маклера
стал главным отличием его положения от
современного российского брокера.
2.2
Правовые основы
биржевой деятельности
в России
В 1990—1991 гг. законодательные основы для создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи строили свою деятельность, руководствуясь общими положениями о предпринимательстве, что нередко создавало беспорядок как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствовал и контроль за деятельностью многочисленных бирж на всей территории России.
В начале 1991 г. появилось первое Постановление правительства, касающееся деятельности товарных бирж (Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О деятельности товарных бирж в РСФСР»). Спустя два месяца было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Хотя данные документы и содержали важные нормативные положения, многие вопросы организации и деятельности товарных бирж оставались нерешенными.
В 1992 г. был принят документ, являющийся до настоящего времени основным нормативным актом, регулирующим биржевую торговлю, — Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Данный закон не распространялся на деятельность фондовых и валютных бирж.
Положения закона оказали существенное влияние на деятельность всех существовавших на тот момент бирж, а также определили многие термины, юридический смысл которых был еще зыбок.
В
законе установлено понятие товарной
биржи (ст. 2) как организации с
правами юридического лица, формирующей
оптовый рынок путем
Многие положения Закона способствовали приближению российских бирж к зарубежному стандарту. Так, ст. 6 четко устанавливает, что под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. В этом определении уже был сделан шаг к формированию фьючерсной биржи со стандартными условиями контрактов. Но спецификой этого Закона можно называть и то, что в нем прямым текстом оговаривался запрет на совершение биржевых сделок с определенными товарами, в частности, с недвижимым имуществом и объектами интеллектуальной собственности. Данное положение явилось своеобразным ответом российских правоведов на существование многочисленных «Бирж недвижимости», «Бирж информационных технологий» и т.д.
Порядок учреждения товарных бирж регулировала ст. 11 Закона. В ней указано, что учредителями биржи могут быть как юридические, так и физические лица, при этом доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Запрещалось принимать участие в создании биржи:
• высшим и местным органам государственной власти и управления;
• банкам и кредитным учреждениям;
• страховым и инвестиционным компаниям и фондам;
• общественным,
религиозным и
Биржевая деятельность осуществляется членами соответствующих бирж. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» предусматривает две категории членов биржи.
• полные члены — с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и имеющих определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи;
• неполные члены
— с правом на участие в биржевых
торгах в соответствующей секции
и на определенное учредительными документами
биржи количество голосов на общем собрании
биржи.
Кроме членов биржи участниками биржевой торговли Законом были названы и посетители биржевых торгов. Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми.
Закон определил и основы управления товарными биржами. Зкон установил, что общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей и обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.
Компетенция общего собрания определяется в уставе каждой биржи. Как правило, к исключительной компетенции общего собрания относится:
• осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;
• определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;
• принятие внутрибиржевых нормативных документов и их изменение;
• прием новых членов биржи;
• формирование выборных органов биржи;
• рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, распределение прибыли.
Решение о прекращении деятельности биржи принимает общее собрание биржи.
Оперативное управление биржей осуществляет биржевой совет (если биржа зарегистрирована в форме АО) либо биржевой комитет (ТОО). Это орган текущего управления биржей, уполномоченный решать все вопросы, кроме тех, которые входят в компетенцию исключительно общего собрания. Как правило, биржевой совет выполняет следующие функции:
• заслушивает отчеты и дает оценку деятельности правления;
• вносит изменения в правила торговли на бирже;
• готовит решения о приеме или исключении членов биржи;
• готовит проведение общего собрания;
• устанавливает размеры взносов, биржевых и комиссионных сборов;
• руководит биржевыми торгами.
В отличие от зарубежных бирж в состав биржевого совета в России входят только члены биржи. Там не присутствуют ни штатные сотрудники самой биржи, ни так называемая «публика» — представители продавцов и покупателей биржевого товара.
Из состава совета формируется правление. Этот орган осуществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.
Контроль
за финансово-хозяйственной
На биржах существуют и функциональные подразделения. Например, на Российской бирже они включали такие отделы, как отдел регистрации, информационно-вычислительный центр, отдел биржевой информации, маклерский отдел, фьючерсный отдел, аналитический отдел.
Появление
Закона «О товарных биржах и биржевой
торговле» привело к существенным изменениям
в деятельности товарных бирж. Проведенную
после принятия этого закона перерегистрацию
смогли пройти далеко не все из существовавших
на тот момент учреждений. Так, к середине
1992 г. перерегистрацию прошли только около
270 бирж. Оставшиеся биржи реорганизовали
свою деятельность, многие изменили ассортимент
своих товаров, отказавшись от внебиржевых
товарных групп. Именно в этот период началась
стандартизация контрактов и первые попытки
введения фьючерсов. Правовой базой фьючерсной
торговли стало принятое в 1993 г. «Временное
положение о клиринговом учреждении».
2.3
Особенности сделок
на российских
биржах
Возникшие в начале 90-х годов биржи проводили операции главным образом с реальными товарами, при этом основную долю занимали спотовые сделки. Однако правовая база, созданная Законом «О товарных биржах и биржевой торговле», позволяла вводить в практику новые виды операций.
Под биржевой сделкой Закон понимал «зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов» (ст. 7). Конкретизируя виды биржевых сделок, ст. 8 содержит следующее положение: В целях настоящего Закона участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные с :
• взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
• взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
• взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
• уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);
Информация о работе Организация и деятельность международных товарных бирж в современных условиях