Организация и деятельность международных товарных бирж в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хотела бы рассказать о товарной бирже, части инфраструктуры, без развития и совершенствования которой вряд ли можно говорить о полноценном развитии рынка. Я хочу раскрыть организационную структуру товарной биржи, рассказать вам о том, как работает и какие функции выполняет биржа.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Международные товарные биржи: организационная структура
и функции………………………………………………………….….…4
1.1 Организационная структура……………………………………….….5
1.2 Функции………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2.Товарные биржи в современной России…………………….17
2.1. Специфика первых российских бирж………………………………..17
2.2. Правовые основы биржевой деятельности в России……………….19
2.3 Особенности сделок на российских биржах………………………...23
2.4. Брокерская деятельность на российских биржах……………………25
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 137.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. Товарные биржи  в современной  России 

2.1 Специфика первых  российских бирж 

      Возрождение биржевой торговли в современной  России началось в июле 1990 г., когда  была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В результате в 1990—1991 гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандартов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.

      Многие  организации того периода, называвшие себя биржами, не соответствовали обязательным признакам данного организованного  рынка. Так, у некоторых отсутствовало четкое расписание торгов, проводившихся нерегулярно. В ассортименте многих присутствовали наряду с классическими биржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары народного потребления, так и машины, и оборудование. Биржевые контракты не были стандартизованы по объему и некоторым другим условиям, а порядок формирования цен не позволял назвать их биржевыми котировками.

      Биржи в тот период создавались по всей России, но больше всего их было в  Москве. Создавались они по инициативе предприятий, а также местных органов власти как альтернатива прошлой системе централизованного снабжения. Учредители этих бирж стремились с максимальной выгодой для себя использовать преимущества биржевой торговли, поэтому все биржи того периода в отличие от зарубежных регистрировались как коммерческие организации.

      Используя несовершенство российского законодательства, многие учредители смогли получить для  своих бирж существенные льготы, а  себе — необоснованные преимущества. Так, зачастую учредители записывали за собой до 30% капитала биржи (на зарубежных биржах обычная доля учредителей не превышает 5%) либо распределяли между собой большую часть голосующих акций. Некоторые учредители оговаривали в договоре право на фиксированный дивиденд в определенном размере, права на открытие большого количества брокерских контор и др. Эти многочисленные конторы, созданные учредителями, не занимались биржевыми операциями, а сдавались в аренду либо продавались с большой прибылью, что позволило многим специалистам в области биржевой торговли с иронией говорить о создании нового «биржевого» товара — брокерской конторы.

      Поскольку навыки биржевого дела в то время  в России были позабыты, каждая биржа  в организации торговли шла своим  путем, формируя как структуру и  штат специалистов, так и правила торговли. Учитывая, что определяющую роль в мире в этот период играли американские и английские биржи, разработка биржевой терминологии сопровождалась заимствованием по преимуществу английских терминов. Так, традиционное название посредника на биржах дореволюционной России — маклер — сменилось на более привычное нашему времени понятие брокера, а маклером часто называли специалиста, ведущего биржевые торги. За сменой названия на самом деле стояло более существенное различие: маклер в дореволюционной России имел свое звание пожизненно и персонально утверждался в этом звании министром, тогда как для брокеров была предусмотрена в лучшем случае внутрибиржевая аттестация. Таким образом, официальный статус маклера стал главным отличием его положения от современного российского брокера. 

2.2 Правовые основы  биржевой деятельности  в России 

      В 1990—1991 гг. законодательные основы для  создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи  строили свою деятельность, руководствуясь общими положениями о предпринимательстве, что нередко создавало беспорядок как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствовал и контроль за деятельностью многочисленных бирж на всей территории России.

      В начале 1991 г. появилось первое Постановление правительства, касающееся деятельности товарных бирж (Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О деятельности товарных бирж в РСФСР»). Спустя два месяца было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Хотя данные документы и содержали важные нормативные положения, многие вопросы организации и деятельности товарных бирж оставались нерешенными.

      В 1992 г. был принят документ, являющийся до настоящего времени основным нормативным  актом, регулирующим биржевую торговлю, — Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Данный закон не распространялся на деятельность фондовых и валютных бирж.

      Положения закона оказали существенное влияние  на деятельность всех существовавших на тот момент бирж, а также определили многие термины, юридический смысл которых был еще зыбок.

      В законе установлено понятие товарной биржи (ст. 2) как организации с  правами юридического лица, формирующей  оптовый рынок путем организации  и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных  публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, и не может осуществлять торговую, посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Это положение изменило отношение биржевиков к своему участию в капитале биржи как форме инвестирования и нацелило их на получение прибыли собственно от посреднической деятельности.

      Многие  положения Закона способствовали приближению  российских бирж к зарубежному стандарту. Так, ст. 6 четко устанавливает, что  под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного  рода и качества, в том числе  стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. В этом определении уже был сделан шаг к формированию фьючерсной биржи со стандартными условиями контрактов. Но спецификой этого Закона можно называть и то, что в нем прямым текстом оговаривался запрет на совершение биржевых сделок с определенными товарами, в частности, с недвижимым имуществом и объектами интеллектуальной собственности. Данное положение явилось своеобразным ответом российских правоведов на существование многочисленных «Бирж недвижимости»,  «Бирж информационных технологий» и т.д.

      Порядок учреждения товарных бирж регулировала ст. 11 Закона. В ней указано, что  учредителями биржи могут быть как  юридические, так и физические лица, при этом доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Запрещалось принимать участие в создании биржи:

• высшим и местным  органам государственной власти и управления;

•   банкам и кредитным учреждениям;

•   страховым  и инвестиционным компаниям и фондам;

• общественным, религиозным и благотворительным  объединениям и фондам. 

      Биржевая  деятельность осуществляется членами  соответствующих бирж. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» предусматривает  две категории членов биржи.

• полные члены — с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и имеющих определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи;

• неполные члены  — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании биржи. 

      Кроме членов биржи участниками биржевой торговли Законом были названы и  посетители биржевых торгов. Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические  и физические лица, не являющиеся членами бирж и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми.

      Закон определил и основы управления товарными  биржами. Зкон установил, что общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей и обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.

      Компетенция общего собрания определяется в уставе каждой биржи. Как правило, к исключительной компетенции общего собрания относится:

• осуществление  общего руководства биржей и биржевой торговлей;

•   определение  целей и задач биржи, стратегии  ее развития;

•   принятие внутрибиржевых нормативных документов и их изменение;

•   прием  новых членов биржи;

•   формирование выборных органов биржи;

• рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, распределение прибыли.

      Решение о прекращении деятельности биржи  принимает общее собрание биржи.

      Оперативное управление биржей осуществляет биржевой совет (если биржа зарегистрирована в форме АО) либо биржевой комитет (ТОО). Это орган текущего управления биржей, уполномоченный решать все вопросы, кроме тех, которые входят в компетенцию исключительно общего собрания. Как правило, биржевой совет выполняет следующие функции:

• заслушивает  отчеты и дает оценку деятельности правления;

•   вносит изменения в правила торговли на бирже;

• готовит решения  о приеме или исключении членов биржи;

•   готовит  проведение общего собрания;

• устанавливает  размеры взносов, биржевых и комиссионных сборов;

•   руководит  биржевыми торгами.

      В отличие от зарубежных бирж в состав биржевого совета в России входят только члены биржи. Там не присутствуют ни штатные сотрудники самой биржи, ни так называемая «публика» —  представители продавцов и покупателей биржевого товара.

      Из  состава совета формируется правление. Этот орган осуществляет оперативное  руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.

      Контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью  осуществляет ревизионная комиссия, избираемая членами биржи одновременно с биржевым советом.

      На  биржах существуют и функциональные подразделения. Например, на Российской бирже они включали такие отделы, как отдел регистрации, информационно-вычислительный центр, отдел биржевой информации, маклерский отдел, фьючерсный отдел, аналитический  отдел.

      Появление Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» привело к существенным изменениям в деятельности товарных бирж. Проведенную после принятия этого закона перерегистрацию смогли пройти далеко не все из существовавших на тот момент учреждений. Так, к середине 1992 г. перерегистрацию прошли только около 270 бирж. Оставшиеся биржи реорганизовали свою деятельность, многие изменили ассортимент своих товаров, отказавшись от внебиржевых товарных групп. Именно в этот период началась стандартизация контрактов и первые попытки введения фьючерсов. Правовой базой фьючерсной торговли стало принятое в 1993 г. «Временное положение о клиринговом учреждении». 

2.3 Особенности сделок  на российских  биржах 

      Возникшие в начале 90-х годов биржи проводили  операции главным образом с реальными товарами, при этом основную долю занимали спотовые сделки. Однако правовая база, созданная Законом «О товарных биржах и биржевой торговле», позволяла вводить в практику новые виды операций.

      Под биржевой сделкой Закон понимал  «зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов» (ст. 7). Конкретизируя виды биржевых сделок, ст. 8 содержит следующее положение: В целях настоящего Закона участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные с :

• взаимной передачей  прав и обязанностей в отношении  реального товара;

• взаимной передачей  прав и обязанностей в отношении  реального товара с отсроченным  сроком его поставки (форвардные сделки);

• взаимной передачей  прав и обязанностей в отношении  стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

• уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

Информация о работе Организация и деятельность международных товарных бирж в современных условиях