Организационные формы управления научным комплексом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:42, контрольная работа

Описание работы

Организационная структура управления научно-техническим комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.

Работа содержит 1 файл

Организационные формы управления научным комплексом.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Разнообразие организационных форм в научно-исследовательской деятельности диктуется состоянием и дальнейшим развитием научно-технического прогресса в условиях рыночных отношений. Данное обстоятельство во многом определяет и организационные формы в научно-исследовательской деятельности.

Среди новых организационных форм одно из важнейших мест занимают государственные научные центры (ГНЦ) как новая организационная структура,

выполняющая фундаментальные и прикладные исследования по государственным планам и программам. Таким научным центрам принадлежит будущее в области организации и проведения научных исследований и разработок, тем более что сейчас многие организации науки на предприятиях и фирмах практически прекратили свое существование. По мере готовности научных организаций и наступления финансовой стабилизации количество ГНЦ будет возрастать, поскольку условия для их работы сравнительно благоприятны.

Главное условие функционирования ГНЦ — целевое использование средств и получение предусмотренного результата разрабатываемых ГНЦ программ. Режим финансирования подобных научных центров весьма устойчив. Значительную часть средств они получают из государственного бюджета, а часть средств могут получать из внебюджетных фондов, за счет пожертвований и иностранных инвесторов.

При этом последние могут участвовать в распределении прибыли, соответствующей вложенной доле капиталов в ту или иную программу. Кроме того, ГНЦ может привлекать и небольшие исследовательские и инновационные фирмы для разработки каких-то частей или разделов программы.

Государственная поддержка заключается в целевом финансировании программ, выполняемых государственными научными центрами за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета с учетом целевого назначения. Эти средства направляются на:

— проведение фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ в соответствии с заключением (планами) Межведомственной координационной

комиссией по научно-технической политике;

— поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы;

— информационное обеспечение, включая приобретение литературы, в том числе зарубежной;

— подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных кадров;

— участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

В последнее время сформировалась принципиально новая форма научной и инновационной деятельности — технопарки. Это самостоятельные образования, на организацию которых предпринимательские структуры выделяют средства, а высшие учебные заведения — научные кадры, оборудование и территорию.

Соответственно программа исследований технопарков полностью определяется

потребностями предпринимательских структур, участвующих в финансировании технопарков. Руководство ими осуществляется специальными комиссиями из представителей предпринимательских структур и учебных заведений или привлеченной организацией, специализирующейся в области управления научными исследованиями и инновационными проектами.

Развитие технопарков — это закономерная реакция предпринимательских структур на насыщение рынка традиционными товарами (услугами) и осознание необходимости коммерциализации наукоемких производств и высоких технологий. Наиболее активно технопарки развиваются в тех странах, где государство последовательно проводит научно-техническую политику, где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса. Так, по состоянию на конец 90-х гг. в США насчитывалось около 100 технопарков, Германии — свыше 60, Китае — 52, Великобритании — 40, Франции — 30, Японии — 20.

Не менее важная роль среди новых организационных форм научно-технической деятельности отводится научным паркам, которые представляют собой территории с высокой концентрацией высокотехнологических предприятий, размещенных вблизи исследовательских центров. Обычно для образования научных парков требуется большой объем инновационных технологических идей, доступ к источникам венчурного капитала, развитая исследовательская и промышленная инфраструктура, привлекательные условия для жизни и отдыха научных работников.

Научные парки играют важную роль в стимулировании развития технологической базы и повышении конкурентоспособности продукции. Они расцениваются специалистами как идеальная среда для появления инноваций. Оценивать результативность их деятельности трудно, поскольку не существует адекватной единицы измерения объема инноваций. Но существуют косвенные показатели, свидетельствующие о том, что главным достижением таких парков является создание среды, в которой постоянно рождаются новые идеи и технологии, готовятся квалифицированные кадры, предприниматели.

В последние годы на локальном уровне сформировалась еще одна принципиально новая организационная форма научно-исследовательской и инновационной деятельности — относительно мелкие исследовательские фирмы. Поскольку экономический кризис породил отток ученых и специалистов из научно- исследовательских центров и лабораторий крупных предприятий и организаций науки, возникла основа для формирования небольших исследовательских коллективов, располагающих большим научным исследовательским потенциалом, но не имеющих необходимой финансовой базы. В целях устранения этого недостатка стали формироваться фонды рискового капитала, создаваемые и управляемые профессиональными рисковыми предпринимателями.

В современных условиях хозяйствования в структуре организационных форм научно-технической деятельности возросла роль наукоградов.

Наукограды представляют собой территориальные образования (анклавы) с градообразующим научно-производственным комплексом, использующие национальные кадры, с привлечением специалистов зарубежных научно- исследовательских, проектно-конструкторских, производственно технологических и других организаций, объединяемых общностью целей и задач, пользующихся при этом единой системой налоговых и финансово-кредитных льгот.

Научно-производственный комплекс как основа образования наукограда представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Присвоение территориальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы подразделений научно-производственного комплекса наукограда.

Главная цель создания и функционирования наукоградов — стимулирование инновационной деятельности всех видов (от разработки до внедрения включительно) и повышение эффективности научно-исследовательских разработок.

Реализация главной цели предполагает широкую и всестороннюю поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета, направляемые на развитие инфраструктуры этих территориальных образований, налоговые льготы и льготные кредиты, что особенно важно для мелких инновационных фирм.

Финансирование наукоградов в части научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок и испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники осуществляется за счет средств государственного бюджета, бюджетов соответствующих субъектов, иных источников финансирования в соответствии с законодательством.

Многие из отечественных наукоградов создавались специально для обеспечения строгой секретности при проведении определенных научных исследований, например, связанных с созданием производств в сфере вооружений.

В последние годы (начиная с 1997 г.) в структуре организационных форм научно-технической и инновационной деятельности появилась еще одна — инновационно- технологические центры.

Сравнительно непродолжительный период функционирования инновационно- технологических центров свидетельствует, что существующие в них малые фирмы достаточно мобильны и имеют высокую степень выживания в новых условиях хозяйствования. Ежегодно они дают увеличение объема продукции в 1,5-2 раза. Признавая эффективность такой деятельности, следует тем не менее отметить, что малый бизнес в конечном счете все же не способен полностью решить все задачи научно-технической политики и возродить стабильный экономический рост. Поэтому актуальной остается задача — соединить инновационно- технологические центры с большими промышленными предприятиями. В перспективе, исходя из расчета на значительное увеличение объема выпуска продукции и возможности объединения имеющихся средств, целесообразно всячески расширять сеть таких соединений во всех регионах.

Следовательно, развитие организационных форм научно-технической деятельности должно обеспечиваться не путем дальнейшего роста их числа, а за

счет пересмотра структуры существующих организаций. Требуется гибкая система организаций, позволяющая объединять все звенья в цепи «наука — производство». Разумеется, организационные формы функционирования научно- исследовательских и производственно-коммерческих структур при переходе к рынку могут изменяться. Однако главное, чтобы эти формы способствовали повышению эффективности научно-технического развития и социально-экономического прогресса в стране.

 

 

 



Информация о работе Организационные формы управления научным комплексом