Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:42, контрольная работа
Организационная структура управления научно-техническим комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.
Организационные формы управления научным комплексом
Организационная структура управления научно-техническим комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях
управления экономикой страны. Специфика и роль в процессах нововведений существующих типов научно-технических организаций различна. В основу классификации научно-технических организаций закладывается преобладающий вид научно-технической деятельности, определяющий их место и функции в процессе нововведений. По этому признаку научные организации распределяются на четыре основные группы:
— научные учреждения, выполняющие преимущественно научные исследования — фундаментальные и прикладные;
— конструкторские, технологические и проектные организации, осуществляющие в основном технические разработки;
— научно-технические подразделения и центры, лаборатории и экспериментальные производства, занятые преимущественно освоением новой продукции и новой технологии;
— организации и предприятия научно-технического обслуживания.
Указанные организации кроме основной, преобладающей функции, во многих случаях осуществляют и другие виды деятельности. Например, многие специальные конструкторские бюро имеют в своем составе исследовательские подразделения; в общем объеме работ значительной части отраслевых НИИ относительно велика доля различных разработок, однако дополнительные разработки не должны менять главного направления деятельности организаций.
Кроме отмеченных четырех групп научно-технических организаций функционирует и большое число комплексных учреждений, сочетающих научно- исследовательские работы с другими видами научно-технической деятельности: конструированием, технологическими разработками, проектированием. К ним относятся:
— научно-исследовательские и проектные (проектно-изыскательские) институты (НИПИ);
— научно-исследовательские и конструкторские институты (НИКИ);
— научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты
(НИКТИ) и другие аналогичные.
Определенный вклад в решение многих межотраслевых проблем призваны внести финансово-промышленные группы (ФПГ), включающие в себя как институты финансовой системы (банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании), так и организации промышленной сферы деятельности — предприятия, фирмы различных форм собственности. Функционирование ФПГ позволяет сконцентрировать промышленный и финансовый капитал и направить его на проведение фундаментальных теоретических разработок по проблемам создания новых видов техники, современных технологий, конкурентоспособной продукции. Тем самым создаются условия для более значительного ускорения цикла «наука-техника-производство», поскольку в рамках существующего законодательства появляется возможность реализовывать гибкие схемы целевой финансовой помощи предприятиям, фирмам и т. д.
В настоящее время организационно-экономическая среда, в которой работают научно-технические организации, определяется:
— сокращением платежеспособного спроса заказчиков;
— определенной «оторванностью» научно-технической продукции от потребителей;
— ограниченностью бюджетных средств;
— неплатежеспособностью предприятий в течение длительного времени;
— острой зависимостью экономики от импорта, а также растущей внешней и внутренней задолженностью;
— наличием негосударственного сектора науки;
— низким спросом со стороны коммерческих структур на собственно научную продукцию и, наоборот, возрастающей их заинтересованностью в использовании квалифицированных научных кадров, оборудования, материалов, находящихся в сфере науки;
— отсутствием существенных налоговых льгот;
— неэффективным государственным регулированием науки или полным его отсутствием.
Поиски более эффективных путей преодоления кризисного состояния науки позволяют сделать вывод о необходимости формирования оптимальной структуры научных организаций, сконцентрированных на конкретных направлениях исследований.
Следует отметить, что в настоящее время почти во всех ведущих капиталистических странах создана система национальных органов (правительственных, общественных и частных), формирующих научно-техническую политику и определяющих приоритетные направления развития науки и техники. Эти органы разрабатывают правительственным и законодательным органам рекомендации о приоритетном финансировании национальных научно-технических программ за счет бюджета и различных стимулирующих мер. Во многих зарубежных странах широко практикуется финансирование научных проектов на начальной стадии (стадии риска), когда научные лаборатории, отдельные изобретатели и частные фирмы получают до 50% средств из госбюджета.
Во всем мире происходит усиление государственного регулирования развития науки и техники в целях ускорения внедрения новшеств, все большая часть выделяемых на науку и технику ресурсов передается в распоряжение специальных правительственных органов для стимулирования приоритетных направлений.[3, с. 217]
Забота государства о техническом уровне развития своей страны является одной из приоритетных целей. А это во многом определяется системой управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.
Каждая страна имеет свои особенности и специфику в управлении научно-техническим прогрессом. Эти особенности касаются степени централизации и децентрализации управления, важнейшим критерием которого является доля государственных средств, выделяемых на развитие науки и техники.
Одной из основных форм освоения государственных ассигнований на научные исследования и разработки является прямое бюджетное финансирование научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских центров и лабораторий, организованных при различных государственных учреждениях и ведомствах.
Перспективным направлением управления и финансирования научных исследований является широкое внедрение в практику хозяйствования контрактной системы финансирования НИР. Основу контрактной системы составляют контрактные исследовательские центры, которые создаются для проведения фундаментальных исследований, прежде всего, в новых областях науки и техники, а также в тех отраслях науки, где силами обычных научно-исследовательских учреждений осуществить комплексные исследования не представляется возможным в силу их высокой стоимости и комплексности. В то же время контрактные исследовательские центры в силу своего статуса и финансовых возможностей могут объединить и направить научные ресурсы на решение крупных научно-исследовательских проблем. Финансирование исследовательских контрактных центров должно осуществляться под конкретный, подлежащий реализации научно-исследовательский проект. Однако из-за недостаточности средств рассмотренная система управления и финансирования в настоящее время реализуется не столь эффективно.
В связи с этим в дополнение к рассматриваемой системе целесообразно искать другие источники финансирования, включая систему возвратного бюджетного финансирования.
Одним из направлений развития рыночного механизма является формирование фондов рискового финансирования за счет привлечения инвестиционных институтов, а также коммерческих банков, нефинансовых компаний, благотворительных институтов и частных лиц. Эти фонды обычно используются для финансирования научных разработок в области высоких технологий и наукоемких производств с целью коммерциализации результатов исследований.
В отличие от коммерческих банков фирмы рискового капитала должны специализироваться на финансировании проектов с высокой степенью неопределенности конечного результата.
Финансирование исследований и разработок на предприятиях, фирмах и в корпорациях должно рассматриваться как рычаг управления научной деятельности.
Однако исследовательский бюджет не может использоваться как инструмент оперативного контроля, подобно бюджетам производственных отделений.
Объем финансирования должен являться фиксированным процентом от объема продаж, и этот процент может возрастать, если руководство фирмы считает, что для укрепления престижа необходимо расширить сферу научных исследований.
Источниками финансирования исследований также являются собственные средства предприятий и средства, полученные по контрактам, которые предприятия заключают с правительственными учреждениями.
Внутренняя организация самих научно-исследовательских работ может отличаться достаточным разнообразием, которое тем не менее можно упорядочить.
В настоящее время сформировалось пять основных видов внутрипроизводственной организации исследовательской и инновационной деятельности:
функциональная, предметная по виду продукции, предметная по проектам (темам),
системно-компонентная и фазная одного лица. В корпорациях, имеющих несколько предприятий и выпускающих широкую номенклатуру продукции (услуг), это означает полную централизацию, поэтому в больших корпорациях такая схема практически не применяется. Однако в мелких и средних фирмах организация научно-исследовательских подразделений по функциям или дисциплинам является весьма распространенной, так как объединение соответствующих специалистов в группы представляется для таких фирм наиболее эффективным способом использовать их научный потенциал.
Часто в основу всей организационной структуры корпорации кладется признак управления отдельными видами продукции.
Системно-компонентная форма организации научных и исследовательских работ применяется в тех случаях, когда объектом исследования и разработок выступают сложные, но сходные проблемы, последовательно сменяющие друг друга во времени. Преимущество такой формы организации заключено в том, что она позволяет сохранять высококвалифицированные научные кадры и при этом обходиться относительно небольшим количеством сотрудников.
Фазный принцип организации имеет ряд признаков, общих с системно- компонентной формой деятельности. При фазной организации одна группа научных работников и инженеров отвечает за первоначальную схематичную разработку всех проектов или видов работ, вторая группа — за их разработку на основе первичных проработок окончательных схем и проектов, третья группа —за разработку конструкций и оборудования, отвечающего требованиям, предъявляемым к создаваемым системным компонентам, четвертая группа — за строительство, комплектацию, испытание прототипов и пилотных установок. Указанная схема не является самой популярной и мало применяется из-за трудностей четкого определения границ между фазами, что приводит зачастую к невыполнению или дублированию отдельных видов работ.
В крупных корпорациях наибольшее распространение может получить форма организации научных исследований «по проектам», т. е. по разработанному по стадиям плану решения проблемы или конструкторской разработки. Характерной особенностью такой формы организации научных исследований является возможность изменения численного состава рабочей группы в процессе выполнения работ по проекту. Объем работ в такой группе изменяется, а длительность работы над проектом может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет. Обычно проект разбивается на пять стадий: разработка концепции, формирование и накопление информации, развертывание работ, основная работа, завершение проекта и сдача объектов (результатов).
Применение метода организации по проектам требует большой организационной гибкости и четкости планирования, что связано с постоянными перемещениями специалистов, так как по мере завершения отдельных стадий проекта или всего проекта в целом специалисты перемещаются в другие проекты.
Широкая распространенность формы организации научных исследований «по проектам» обусловлена тем, что она имеет ряд преимуществ, важнейшие из которых следующие:
— количество научных, инженерных и технических работников может быть быстро изменено в зависимости от потребности в кадрах в том или ином проекте или стадии выполнения проекта;
— организационная подвижность персонала позволяет концентрировать усилия путем переброски кадров из одного проекта в другой для решения cложных или неожиданно возникших задач.
Главной причиной слабой эффективности научных исследований многих отраслевых НИИ, НИЦ и лабораторий является рутинная система их организации и управления. Обычно таким научным организациям, находящимся в распоряжении ведомств, предписывается жесткая программа работ по поставленной проблеме с жесткой финансовой и организационной дисциплиной. В результате эти организации имеют ограниченные возможности при выборе условий оплаты труда.
Следует подчеркнуть, что недостаток денежных средств, направляемых на развитие НИОКР, трудно полностью компенсировать организационно-экономическими мероприятиями. Однако уменьшить «невосполнимость» потерь можно за счет более эффективного распределения и использования этих средств.
В последнее время структура управления, а следовательно, и финансирования, претерпела определенные изменения. В частности, среди приоритетных направлений, по которым обеспечивается финансирование, выделяются: фундаментальные исследования, государственные программы, государственные научные центры.
Многие научные работы стали финансироваться на конкурсной основе, что в значительной степени повысило отдачу ряда научных учреждений.
Главными проблемами современного управления научно-технической деятельностью являются: определение организационных структур в рамках государственного патронажа над ними; появление новых исследовательских образований в крупных фирмах и корпорациях; формирование практически неизвестных или малоизвестных научно-исследовательских образований, связанных с разработкой рисковых исследований; формирование таких организационных структур, которые объединяли бы в себе основные циклы научно-исследовательской, внедренческо-производственнои деятельности, чья суть состоит в сокращении цикла «исследование-производство».
Информация о работе Организационные формы управления научным комплексом