Организационно-правовые формы предприятия, их недостатки и достоинства. Влияния кризиса на малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

К хозяйствующим субъектам относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Содержание

Организационно-правовые формы предприятия…………………………………..3
Хозяйственные товарищества……………………………………………………3
Хозяйственные общества………………………………………………………….7
Производственный кооператив…………………………………………………..10
Индивидуальный предприниматель……………………………………………..11
Унитарные предприятия…………………………………………………………...12
Потребительский кооператив……………………………………………………..14
Фонды………………………………………………………………………………….15
Учреждения…………………………………………………………………………...15
Управление……………………………………………………………………………22
2.Влияние кризиса на малый бизнес……………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

экономика реферат2.doc

— 197.00 Кб (Скачать)
 

Основные  существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

1) отсутствие  оборотных средств; 

2) отсутствие  доступа к банковским кредитным  услугам, как для решения проблемы  с оборотными средствами, так  и для реализации начатых или  намеченных инвестиционных проектов;

3) отсутствие  свободного доступа к займам  государственных и муниципальных  фондов поддержки малого предпринимательства  в связи с малыми размерами  их финансовых активов и ограниченным  бюджетным финансированием этих  фондов;

4) снижение  спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

5) риск неплатежей  от контрагентов – отказ от  работы с некоторыми контрагентами,  снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство

Для решения  указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных  явлений на деятельность субъектов  малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.

Возможными  мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут  выступать:

-меры в области увеличения финансовой поддержки;

-меры в области имущественной поддержки;

-меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;

-меры в области информационной поддержки.

Необходимо  принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Так, можно увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы в свою очередь негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Еще одной  мерой в области финансовой поддержки  может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2008 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами РФ-победителями данного конкурса, а основной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе таких мероприятий, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной  мерой в области финансовой поддержки  выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) – специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в г. Москве, г.Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006-2007 годах поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд. рублей. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд. рублей. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также создавать условия для развития действующих фондов.

Второй группой  мер являются меры в области имущественной  поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Отдельной группой  мер выступают специальные серы, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий  и замещение импорта. Здесь нужно  обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10-20% государственного заказа исключительно на тогах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн. рублей на работы и товары и 2 млн. рублей на услуги. С целью привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысит интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий-потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Определенное  воздействие стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий  может также оказать использование  мер регулирования импорта ввозимых товаров. Такими мерами могут стать  квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего, продукты питания).

В условиях кризиса  необходимо уделять внимание и осуществлению  специальных информационных мероприятий  и акций (включая поведение специальных  семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:

-об особенностях кризиса;

-о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;

-об особенностях управления в условиях кризиса;

-о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства  в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

-меры в области налогового регулирования;

-меры в области сокращения административных барьеров;

-меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в  области налогового регулирования  могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных  в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует  рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

В части замены обязательной сертификации декларированием  принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке  необходимо подготовить предложения  по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.  
В абсолютном выражении по оценкам, основанным на результатах независимых выборочных опросов предприятий и данных Ростехрегулирования, общие расходы предприятий (с дорасчетом по всему кругу) на обязательную сертификацию только в рамках системы ГОСТ Р в 2004 г. составили от 50 до 85 млрд. руб.

Необходимо  также упростить доступ малых  компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения  к энергомощностям малых предприятий.

Учитывая  высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних  и крупных предприятий, можно  предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников  на малые предприятия и тем  самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Список литературы: 

1.Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 896с.

2.Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 718с.

3.Зайцев Н.А. Экономика организации. – М.: “Экзамен”, 2000. – 768с.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятия, их недостатки и достоинства. Влияния кризиса на малый бизнес