Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:20, курсовая работа
Индивидуальной целью любого предприятия является эффективная целесообразная деятельность, стабильное производство, выпуск и реализация продукции или услуг, обеспечивающие постоянный доход и соответствующий уровень качества жизни его сотрудникам.
Среди проблем развития фирм в период экономического реформирования, наиболее актуальными являются вопросы повышения эффективности их деятельности, непосредственно связанные с удовлетворением потребительского спроса на продукцию, работы или услуги.
Введение
1. Теоретические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг
1.1 Общие принципы организации коммерческой деятельности
1.2 Организация коммерческой деятельности на рынке продовольственных товаров
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия на примере ооо торговой группы "Солнечный круг"
2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
3. Пути улучшения коммерческой деятельности предприятия на примере ООО торговой группы "Солнечный круг"
Таким образом, видно, что наибольший объем выручки наблюдается по сырам и колбасам (19%), далее следуют молочные продукты (15%), мясные продукты и алкогольная продукция (по 13%).
В 2005 и 2006 годах соотношение выручки по вышеперечисленным товарным группам было практически таким же.
Супермаркет в первую ориентируются на потребителя со средним и выше среднего достатком. Средняя наценка в магазинах равна 60%, но на товары повседневного спроса она не превышает 15%. Прибыль достигается за счет высоких показателей оборачиваемости. Выручка, себестоимость и рентабельность по различным товарным группам приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели финансовых результатов сети супермаркетов «Солнечный круг» по товарным группам в 2007 году, тыс. руб.
Товарные группы | Выручка | Себестоимость | Коммерческие и управленческие расходы | Прибыль от продаж | |
плодоовощная продукция | 6582,56 | 3134,55 | 1171,76 | 2276,25 | |
сахар, кондитерские изделия | 2468,46 | 1234,23 | 439,41 | 794,82 | |
чай, кофе | 4936,92 | 2146,49 | 878,82 | 1911,61 | |
алкогольная продукция | 10696,66 | 3820,24 | 1904,11 | 4972,31 | |
безалкогольные напитки | 3291,28 | 1645,64 | 585,88 | 1059,76 | |
молочные продукты | 12342,3 | 11220,3 | 2197,05 | -1075,05 | |
сыры, колбасы | 15633,58 | 5389,89 | 2782,93 | 7460,76 | |
мясо и мясные продукты | 10696,66 | 3820,24 | 1904,11 | 4972,31 | |
рыба и рыбные товары | 2468,46 | 1452,04 | 439,41 | 577,01 | |
прочие продукты питания | 2468,46 | 1452,03 | 439,41 | 577,02 | |
хозяйственные товары | 7405,38 | 4114,1 | 1318,23 | 1973,05 | |
сопутствующие товары | 3291,28 | 1714,25 | 585,88 | 991,15 | |
ИТОГО: | 82282 | 41144 | 14647 | 26491 | |
Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что наибольшую прибыль сеть супермаркетов «Солнечный круг» получает благодаря продажам сыра и колбасы (доля в общем объеме прибыли - 28,16%). Порядка 19% составляет доля прибыли от продажи мясных изделий и алкогольной продукции. По одной товарной группе (молочные продукты) предприятие получило убыток в размере 1075 тыс. руб., поскольку данный вид продуктов принадлежит к разряду социально значимых и предприятие не делает здесь большой наценки.
При распространении товаров сеть супермаркетов «Солнечный круг» использует каналы нулевого уровня, поскольку продает товары напрямую, в розничной продаже. В каждом из магазинов сети супермаркетов «Солнечный круг» существует служба закупок, которая закупает товары у местных крупных оптовых поставщиков.
Планирование запасов на предприятии осуществляется по нижеприведенной методике.
Основной математической моделью, которая применяется на предприятии для планирования запасов, является так называемая классическая модель экономического размера заказа, когда для упрощения принимаются условия равномерного потребления (расхода) и постоянного определенного отставания времени поставки от момента заказа продукции (марки материала) у поставщика. При этом минимизируются суммарные издержки хранения запасов, которые берутся прямо пропорциональными объему этих запасов и времени хранения, и издержки, связанные с заказом, которые постоянны для каждого заказа и не связаны с объемом заказа. Эта модель описана во многих работах. Основным ее результатом является следующая формула определения оптимального размера заказа (партии) поставки:
qопт = v 2 х (1 / с2) х с1 х Q, (2.1.)
где qопт - оптимальная партия поставки;
с1 - сумма постоянных
транспортно-заготовительных
Q - потребность в
материале на планируемый
с2 - сумма издержек хранения и потерь от иммобилизации (пролеживания) единицы материала в запасе за планируемый период T (продолжительность года - T=365 дней).
Норматив оборотных средств по запасам комплектующих исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.
Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства - на 360 дней).
Средняя норма оборотных средств определяется как средневзвешенная величина исходя из норм оборотных средств на отдельные виды или группы комплектующих и их однодневного расхода.
Норма оборотных средств по каждому виду комплектующих учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подготовительном (Д) запасах.
Текущий запас - основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок комплектующих по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой комплектующих несколькими поставщиками и в разные сроки.
Страховой запас - второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.
Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.
Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования комплектующих. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.
Норматив оборотных
средств в запасах
Нз= Р х (Т+ С+ М + Д) (2.2)
где Р - однодневный расход
В таблице 2.2 приведены данные по нормативам продуктовых запасов сети супермаркетов «Солнечный круг»
Таблица 2.2
Дневные нормативы оборотных средств в сети супермаркетов «Солнечный круг», тыс. руб.
Товарные группы | Текущий запас | Страховой запас | Транспортный запас | Подготовительный запас | Итого: | |
плодоовощная продукция | 18,03 | 9,02 | 3,61 | 1,80 | 32,46 | |
сахар, кондитерские изделия | 6,76 | 3,38 | 1,35 | 0,68 | 12,17 | |
чай, кофе | 13,53 | 6,76 | 2,71 | 1,35 | 24,35 | |
алкогольная продукция | 29,31 | 14,65 | 5,86 | 2,93 | 52,75 | |
безалкогольные напитки | 9,02 | 4,51 | 1,80 | 0,90 | 16,23 | |
молочные продукты | 33,81 | 16,91 | 6,76 | 3,38 | 60,87 | |
сыры, колбасы | 42,83 | 21,42 | 8,57 | 4,28 | 77,10 | |
мясо и мясные продукты | 29,31 | 14,65 | 5,86 | 2,93 | 52,75 | |
рыба и рыбные товары | 6,76 | 3,38 | 1,35 | 0,68 | 12,17 | |
прочие продукты питания | 6,76 | 3,38 | 1,35 | 0,68 | 12,17 | |
хозяйственные товары | 20,29 | 10,14 | 4,06 | 2,03 | 36,52 | |
сопутствующие товары | 9,02 | 4,51 | 1,80 | 0,90 | 16,23 | |
Страховой запас на предприятии составляет 50% от текущего, транспортный - 20% от текущего, подготовительный - 5% от текущего.
Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
· изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
· посещение выставок и ярмарок;
· переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень
потенциальных поставщиков
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
· удаленность поставщика от потребителя;
· сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
· наличие резервных мощностей;
· организация управления качеством у поставщика;
· психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
· способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
· службы поставляемого оборудования;
· финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа
потенциальных поставщиков
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
4. Заказ продукции.
Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующая продукция, количество, условия, сроки поставки или резервирования. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки продукции. На предприятии существует тенденция к возрастанию доли продукции, закупаемой с отсрочкой платежа.
Перечень мероприятий по продвижению товаров сети супермаркетов «Солнечный круг» представлен в таблице 2. 3.
Таблица 2.3
Маркетинговые мероприятия по продвижению сети супермаркетов «Солнечный круг»
Вид маркетингового продвижения товаров | Мероприятия | |
Реклама | · реклама в СМИ;
· наружная реклама. |
|
Стимулирование сбыта | · предоставление различных
скидок, как правило, в зависимости
от объема закупаемой продукции.
· мерчандайзинг - дегустация отдельных видов товаров, распространение рекламных материалов. |
|
Рынки сбыта сети супермаркетов «Солнечный круг» можно сегментировать по географическому признаку (районы, прилегающие к магазинам) и по видам конкурентов (супермаркеты).
Можно выделить следующие типы магазинов, характерные для региона:
· торговые предприятия с относительно невысокими ценами, предлагающие продукты питания, необходимые для повседневной жизни (продовольственные магазины);
· торговые места на уличных рынках, которые в силу невысокой арендной платы и элементарного оборудования имеют возможность применять низкий уровень цен;
· оптово-розничные
магазины-склады, ориентирующиеся на
быструю оборачиваемость
· специализированные магазины - небольшие магазины, ориентированные на определенный узкий рынок;
· специализированные торговые места на автомобильных трассах (преимущественно в местах расположения бензоколонок);
· супермаркеты;
· гипермаркеты. В странах с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни населения вся торговая сеть расположена в гипермаркетах - крупных торговых предприятиях, расположенных преимущественно на окраинах городов. Такие торговые предприятия имеют большие стоянки для автомобилей, развитую инфраструктуру, места для отдыха покупателей. Они имеют хорошо оформленные витрины, оснащены передовыми техническими средствами и рассчитаны на покупателей, которые делают закупки один раз в неделю.
В районе магазинов
сети супермаркетов «Солнечный круг»
можно выделить такой вид торговых
предприятий как