Организационная структура системы государственного управления регионами в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:33, реферат

Описание работы

Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.
В настоящее время усиливается роль регионального управления. Система регионального управления включает в себя:
систему федеральных и региональных органов власти;
совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;
систему государственной службы;
систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.
Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, которое находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.
В составе факторов, определяющих состояние и результаты функционирования социально-экономической системы региона, важную роль играет государственное управление процессами ее жизнедеятельности. От его эффективности зависят уровень использования потенциала территории, возможности решения ключевых для нее проблем: экономических, социальных, экологических и др.
В последние годы в деятельности органов государственной власти многих субъектов РФ происходят заметные изменения в содержании и организации их деятельности: совершенствуются структуры управления, апробируется инструментарий стратегического управления, повышаются требования к профессиональной компетентности и аттестации управленческих кадров. В конечном счете, эти и другие перемены должны отражаться в результатах государственного управления.

Работа содержит 1 файл

региональная экономика.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     По  сравнению с государственными, региональные программы отличаются небольшими объемами работ и ресурсных затрат и  обладают: целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными  временными интервалами, и увязываются  с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

     Механизм  реализации региональных программ вписывается  в комплекс хозяйственно-рыночных отношений  региона и систему общероссийского  рынка.

     Основные  задачи региональных программ:

     1) выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития;

     2) формирование оптимальной территориальной  и отраслевой структуры экономики; 

     3) сбалансированное (бездефицитное) региональное  хозяйствование в условиях рынка; 

     4) максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;

     5) развитие производственных сфер  в соответствии с государственной  селективной структурной политикой; 

     6) охрана окружающей среды; 

     7) преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

     8) формирование инфраструктуры информационного  обеспечения органов управления  и хозяйствующих субъектов; 

     9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического  наследия, укрепление культурного  потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

     Состав  и структура комплексной программы 

     Социально-экономическое  развитие региона – перечень и  взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

     Пример  такой комплексной  программы:

     Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической  ситуации региона. Содержит описание социально-экономической  ситуации и ее последствий для  региона. Выделяются примерные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

     Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния  окружающей среды. Описывается наличие  в регионе различных видов  природных ресурсов (земельных, водных, лесных, технико-энергетических, минеральных, сырьевых), их количество, состояние, возможности использования для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона.

     Рассматривается экономическая ситуация в регионе  и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

     Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Характеризуется  сложившаяся ситуация. Анализируется  состояние рынка труда в регионе. Характеризуется сложившаяся ситуация, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

     Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона.

     Анализ (разделы 1-3) дает представление о  масштабах и структуре хозяйства  региона, его материально-производственной базе, диспропорциях в экономике, численности трудовых ресурсов, возможностей использования природно-ресурсного потенциала, что позволяет выработать и сформулировать прогнозную концепцию социально-экономического развития региона.

     Главное ее содержание: определение направлений  наиболее рационального использования крупных эффективных ресурсов, сравнительная оценка экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.

     Раздел 5. Основные для региона целевые  подпрограммы, которые формируются  по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.

     Основные  подпрограммы (Калининградской области):

     5.1. Транспортный комплекс 

     5.2. Рыбопромышленный комплекс 

     5.3. Лесопромышленный комплекс 

     .4. Агропромышленный комплекс 

     5.5. Машиностроение 

     5.6. Курортно-рекреационный комплекс

     5.7. Топливно-энергетический комплекс 

     5.8. Социальный комплекс 

     5.9. Строительный комплекс 

     5.10. Основные направления решения  экономических проблем 

     В каждой из подпрограмм определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на каждом этапе выполнения этих подпрограмм.

     Раздел 6. Механизм осуществления Программы. Взаимоувязанный комплекс мер и  действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Здесь разрабатывается прогнозная модель программы.

     Раздел 7. Ресурсное обеспечение Программы. Это расчеты предстоящих затрат (финансовых, материальных), природных  условий и ресурсов: по климатическим, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим (ТЭК), минерально-сырьевым, трудовым; информационных, временных – по срокам.

     Раздел 8. Координация программных мероприятий. При этом обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих  в осуществлении программы, даются обоснования по организации сотрудничества регионов с другими территориями России.

     Раздел 9. Оценка эффективности осуществления  программы. Соотношение расчета  эффективности Программы.

     Раздел 10. Организация, формы и методы управления Программой. Разрабатывается организационно-функциональная структура управления.

     Разделы формируются на весь период реализации Программы и по годам. При этом используется следующая система  количественных и качественных показателей:

     1. Эффективность конечных результатов.

     2. Показатели выполнения работ  (этапы и промежуточные результаты).

     3. Параметры и оценки клиентских  групп, хозяйственных пользователей  программы. 

     4. Показатели ресурсных затрат, необходимых  для выполнения заданий программы. 

     5. Показатели ресурсных затрат, необходимых для эффективного управления программой.

     Технология  разработки региональных ЦКП включает этапы:

     1. Формирование перечня одновременно  реализуемых программ и принятие  решения об их разработке.

     Программа составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе.

     Формируется банк целевых программ территории.

     Не  рекомендуется принимать к единовременной реализации избыточное число программ, превышающих ресурсные возможности.

     При формировании программ необходимо затратить  много усилий и средств для  обоснования целесообразности разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями  региона, с образом жизни и  обычаями людей.

     2. Определение органа программно-целевого  управления, ответственного за формирование  и реализацию программы. 

     Определяется  функциональный «заказчик» Программы  и «исполнитель» Программы, взаимоотношения  между ними регламентируются контрактами  на разработку Программы.

     3. Определение головного разработчика  проекта (ГРП) Программы и соисполнителей.

     Выбор ГРП (как проектировщик – это  научно-исследовательская проектная  организация, специально созданная  комиссия, рабочая группа) - целесообразно  проверить на конкурсной основе по согласию с «заказчиками» и «исполнителями».

     В качестве ГРП могут быть местные  организации всех форм собственности, специализированные организации других регионов, составленные из представителей всех ведомств.

     4. Разработка ТЗ на проектирование Программы.

     На  основании утвержденного перечня  Программ организация-заказчик подготавливает и выдает (ГРП) головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы (РП), которое содержит:

     - развернутую формулировку главной  цели, основных подцелей и задач программы с количественно определенными конечными показателями;

     - примерный состав Программы в  рамках региона; 

     - ориентировочный состав предприятий,  участвующих в реализации;

     - ориентировочная потребность в материальных, технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочие;

     - объем предполагаемых затрат  на разработку Программы с  указанием источников и порядка  финансирования;

     - указания по организации разработки. Головной разработчик, руководствуясь  ТЗ, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»;

     - общую схему Программы и организационный  план ее составления; 

     - координационный план, в котором  всем соисполнителям определяются  содержание, порядок и сроки завершения  работ по проектированию, объемы  и источники их финансирования;

     - необходимые методические материалы,  формы для исполнителей.

     5. Проектирование Программы. 

     Осуществляется  на стадии планово-бюджетных расчетов.

     Начинается  с детального анализа исходного  состояния проблемы и прогнозов. Уточняются и детализируются конечные цели программы. Экспертно идет формирование конечных подцелей.

     Параллельно-последовательный способ разработки Программы.

     Финансовые  ресурсы региона  

   

                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               Заключение. 

     Резюмируя, можно определить государственное управление регионами как воздействие субъекта, управляющей системы на объект, управляемую систему, содержанием которого является ее упорядочение, обеспечение функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития. К характеристике общего, присущего управлению любыми организационными системами, необходимо отнести следующие составляющие его целевой функции:

     -обеспечение  целенаправленности процесса функционирования  управляемой системы;

     -достижение  согласованности действий элементов  управляемой системы, их ориентации  на общие цели;

     -ориентация  на эффект, который должна устойчиво  воспроизводить управляемая система;

     -обеспечение  рационального использования ресурсов  управляемой системой;

     -формирование  и развитие адаптационных возможностей  управляемой системы.

     В общетеоретическом плане государственное  управление регионами— это публичное управление, осуществляемое структурами власти всех уровней, призванное создавать и закреплять законодательно, поддерживать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально актуального ведения любых видов человеческой деятельности. 
 
 
 
 

Информация о работе Организационная структура системы государственного управления регионами в РФ