Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:33, реферат
Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.
В настоящее время усиливается роль регионального управления. Система регионального управления включает в себя:
систему федеральных и региональных органов власти;
совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;
систему государственной службы;
систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.
Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, которое находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.
В составе факторов, определяющих состояние и результаты функционирования социально-экономической системы региона, важную роль играет государственное управление процессами ее жизнедеятельности. От его эффективности зависят уровень использования потенциала территории, возможности решения ключевых для нее проблем: экономических, социальных, экологических и др.
В последние годы в деятельности органов государственной власти многих субъектов РФ происходят заметные изменения в содержании и организации их деятельности: совершенствуются структуры управления, апробируется инструментарий стратегического управления, повышаются требования к профессиональной компетентности и аттестации управленческих кадров. В конечном счете, эти и другие перемены должны отражаться в результатах государственного управления.
По
сравнению с государственными, региональные
программы отличаются небольшими объемами
работ и ресурсных затрат и
обладают: целевой направленностью,
точной адресностью, ограниченными
временными интервалами, и увязываются
с общегосударственной
Механизм
реализации региональных программ вписывается
в комплекс хозяйственно-рыночных отношений
региона и систему
Основные задачи региональных программ:
1) выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития;
2)
формирование оптимальной
3)
сбалансированное (бездефицитное) региональное
хозяйствование в условиях
4) максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;
5)
развитие производственных
6) охрана окружающей среды;
7)
преодоление последствий
8)
формирование инфраструктуры
9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
Состав
и структура комплексной
Социально-экономическое развитие региона – перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.
Пример такой комплексной программы:
Раздел
1. Анализ и оценка сложившейся социально-
Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывается наличие в регионе различных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, технико-энергетических, минеральных, сырьевых), их количество, состояние, возможности использования для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона.
Рассматривается экономическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел
3. Состояние демографической
Раздел
4. Концепция социально-
Анализ
(разделы 1-3) дает представление о
масштабах и структуре
Главное ее содержание: определение направлений наиболее рационального использования крупных эффективных ресурсов, сравнительная оценка экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
Раздел 5. Основные для региона целевые подпрограммы, которые формируются по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.
Основные подпрограммы (Калининградской области):
5.1. Транспортный комплекс
5.2. Рыбопромышленный комплекс
5.3. Лесопромышленный комплекс
.4. Агропромышленный комплекс
5.5. Машиностроение
5.6. Курортно-рекреационный комплекс
5.7.
Топливно-энергетический
5.8. Социальный комплекс
5.9. Строительный комплекс
5.10. Основные направления решения экономических проблем
В каждой из подпрограмм определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на каждом этапе выполнения этих подпрограмм.
Раздел 6. Механизм осуществления Программы. Взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Здесь разрабатывается прогнозная модель программы.
Раздел
7. Ресурсное обеспечение
Раздел
8. Координация программных
Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Соотношение расчета эффективности Программы.
Раздел 10. Организация, формы и методы управления Программой. Разрабатывается организационно-функциональная структура управления.
Разделы формируются на весь период реализации Программы и по годам. При этом используется следующая система количественных и качественных показателей:
1. Эффективность конечных результатов.
2.
Показатели выполнения работ
(этапы и промежуточные
3.
Параметры и оценки клиентских
групп, хозяйственных
4.
Показатели ресурсных затрат, необходимых
для выполнения заданий
5. Показатели ресурсных затрат, необходимых для эффективного управления программой.
Технология разработки региональных ЦКП включает этапы:
1.
Формирование перечня
Программа составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе.
Формируется банк целевых программ территории.
Не
рекомендуется принимать к
При формировании программ необходимо затратить много усилий и средств для обоснования целесообразности разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, с образом жизни и обычаями людей.
2.
Определение органа программно-
Определяется функциональный «заказчик» Программы и «исполнитель» Программы, взаимоотношения между ними регламентируются контрактами на разработку Программы.
3.
Определение головного
Выбор
ГРП (как проектировщик – это
научно-исследовательская
В качестве ГРП могут быть местные организации всех форм собственности, специализированные организации других регионов, составленные из представителей всех ведомств.
4.
Разработка ТЗ на
На
основании утвержденного
-
развернутую формулировку
- примерный состав Программы в рамках региона;
-
ориентировочный состав
- ориентировочная потребность в материальных, технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочие;
-
объем предполагаемых затрат
на разработку Программы с
указанием источников и
-
указания по организации
-
общую схему Программы и
-
координационный план, в котором
всем соисполнителям
-
необходимые методические
5. Проектирование Программы.
Осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов.
Начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогнозов. Уточняются и детализируются конечные цели программы. Экспертно идет формирование конечных подцелей.
Параллельно-
Финансовые
ресурсы региона
Резюмируя, можно определить государственное управление регионами как воздействие субъекта, управляющей системы на объект, управляемую систему, содержанием которого является ее упорядочение, обеспечение функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития. К характеристике общего, присущего управлению любыми организационными системами, необходимо отнести следующие составляющие его целевой функции:
-обеспечение
целенаправленности процесса
-достижение
согласованности действий
-ориентация на эффект, который должна устойчиво воспроизводить управляемая система;
-обеспечение
рационального использования
-формирование
и развитие адаптационных
В
общетеоретическом плане
Информация о работе Организационная структура системы государственного управления регионами в РФ