Организационная структура системы государственного управления регионами в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:33, реферат

Описание работы

Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.
В настоящее время усиливается роль регионального управления. Система регионального управления включает в себя:
систему федеральных и региональных органов власти;
совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;
систему государственной службы;
систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.
Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, которое находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.
В составе факторов, определяющих состояние и результаты функционирования социально-экономической системы региона, важную роль играет государственное управление процессами ее жизнедеятельности. От его эффективности зависят уровень использования потенциала территории, возможности решения ключевых для нее проблем: экономических, социальных, экологических и др.
В последние годы в деятельности органов государственной власти многих субъектов РФ происходят заметные изменения в содержании и организации их деятельности: совершенствуются структуры управления, апробируется инструментарий стратегического управления, повышаются требования к профессиональной компетентности и аттестации управленческих кадров. В конечном счете, эти и другие перемены должны отражаться в результатах государственного управления.

Работа содержит 1 файл

региональная экономика.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Автономная  некоммерческая организация высшего  профессионального образования 

  ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

Специальность 351200 Налоги и налогообложение 
 
 

                Реферат по дисциплине: «Региональная экономика»

   На тему: Организационная структура системы государственного                                   

                                управления регионами в РФ. 
 
 

                                                                                 Работу выполнил

                                                                                  Студент 3 курса   

                                                                                  Румынская К.А           

                                                                                  группа: Н-28-С(И)

                                                                                  Работу проверил             

                                                                                  преподаватель                                                        

                                                                                  Чиркова Н.В.

   
 
 

                                                 Пермь 2011. 

Содержание.

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Введение. 

Государственные органы образуют единую систему осуществления  государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом  РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

     Федеральные органы различных ветвей государственной  власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между  собой, а принцип единства позволяет  обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.

     В настоящее время усиливается  роль регионального управления. Система  регионального управления включает в себя:

     систему федеральных и региональных органов  власти;

     совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;

     систему государственной службы;

     систему связей (прямых и обратных), возникающих  между объектами и субъектами управления и т.д.

   Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного  воздействия на регионы, которое  находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке  общегосударственных целей как  для федеральных, так и для региональных органов власти.

     В составе факторов, определяющих состояние и результаты функционирования социально-экономической системы региона, важную роль играет государственное управление процессами ее жизнедеятельности. От его эффективности зависят уровень использования потенциала территории, возможности решения ключевых для нее проблем: экономических, социальных, экологических и др.

   В последние годы в деятельности органов  государственной власти многих субъектов  РФ происходят заметные изменения в  содержании и организации их деятельности: совершенствуются структуры управления, апробируется инструментарий стратегического управления, повышаются требования к профессиональной компетентности и аттестации управленческих кадров. В конечном счете, эти и другие перемены должны отражаться в результатах государственного управления. 
 

     Организационная структура государственного управления                   регионами .

     В каждом регионе осуществляют свою деятельность территориальные отделения федеральных  исполнительных органов государственной власти, которые находятся в прямом подчинении у Центра, но часто одновременно в сильной зависимости от региональных администраций. В настоящее время все избранные главы региональных администраций формально не находятся в прямом подчинении федерального центра, поэтому Глава Российской Федерации и Правительство должны иметь свои собственные подразделения в регионах.

     Координация деятельности территориальных органов  федеральной власти базируется на взаимодействии Федерального центра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой частью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной политики. На законодательном уровне власти создаются комитеты и комиссии структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия Центра с субъектами РФ.

     Комитет по развитию Севера нес ответственность  за проведение эффективной федеральной  политики в отношении северных территорий. Практическая деятельности данного  Комитета охватывала обширный спектр вопросов: от разнообразных исследований в области науки до снабжения необходимыми продуктами . территорий Севера во время единственного короткого летнего периода. В обеих палатах парламента существуют профильные комитеты, деятельность которых сосредоточена на разработке законов в области региональной политики государства.

     Одним из важных составляющих региональной политики является углубленное изучение и анализ последствий принятия различных  законов для предотвращения потенциальных  отрицательных последствий для отдельных территорий. Такое исследование должно проводиться в рамках официально одобренной федеральной региональной политики. В Государственной Думе над данной проблемой работает Комитет по вопросам федерации и региональной политики. Комитеты, которые осуществляют свою деятельность в обеих палатах парламента, работают в области экспертного анализа законов, годового бюджета и иных официальных документов.

Организационная структура управления регионами на федеральном  уровне состоит из следующих основных элементов:

     Администрация Президента РФ, которая имеет подразделения, занимающиеся вопросами региональной политики. В функции администрации  входит решение основных политических вопросов.

-Ведомства и департаменты Правительства РФ, в компетенцию которых входят вопросы региональной политики (в частности вопросы национальной политики, миграционной политики).

-Министерства Правительства РФ, например министерство финансов. Функции министерства финансов связаны с решением вопросов в области финансов, участии в бюджетном процессе;

-Отраслевые ведомства, в компетенцию которых входит управление в регионах процессами, связанными с функционированием соответствующих отраслей народного хозяйства.

     Функционирование  организационных структур управления регионами нуждается в совершенствовании в целях координации их работы для повышения эффективности проводимой социально-экономической политики. Оптимальной считается ситуация при которой: обеспеченное взаимодействие всех ведомств для наиболее полной реализации функций в области социально-экономической политики; функции четко распределены между ведомствами; межведомственные конфликты отсутствуют.

     Администрация Президента осуществляет контроль в  отношении социально-экономического развития регионов и при необходимости  может оказывать непосредственное влияние на органы государственного управления субъектов Федерации. В целях обеспечения реализации Главой Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением Президент РФ Указом "О создании федеральных округов" от 13 мая 2000 года создал на территории Российской Федерации семь федеральных округов:

     - Центральный (с центром в Москве);

     - Северо-Западный (Санкт-Петербург);

     - Уральский (Екатеринбург);

     - Южный (Ростов-на-Дону);

     - Приволжский (Нижний Новгород);

     - Сибирский (Новосибирск);

     - Дальневосточный (Хабаровск).  
 
 
 
 
 

   Разработка  региональных программ органами исполнительной власти. 

     В условиях неравномерного социального и экономического положения регионов, потребности освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры, обеспечения занятости населения необходимо использование новых эффективных методов воздействия на экономику. Среди них - программно–целевое прогнозирование, позволяющее квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных регионов в рамках единой региональной политики государства.  
 

     Разработка  региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических  уровней.

     Региональные  программы – это разновидность  целевых комплексных программ, служащих инструментом регулирования и управления экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

     Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные), собственно региональные и комплексные.

     Узкоспециализированные  программы – разработки в составе  целевых федеральных программ (ЦФП), например, «здравоохранение России». В  ее составе по всем регионам разработаны  программы – «здравоохранение в регионе», где определены потребности в финансовых ресурсах, источники финансирования, материальные и человеческие ресурсы и т. д.

     Комплексные программы включают все узкоспециализированные программы. Среди них главное  место занимают программы социальной ориентации: здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и пр.

     Региональные  программы классифицируются по территориальной  принадлежности, функциональной ориентации, содержанию решаемых проблем, масштабности, отраслевой локализации, хронологии возникновения проблем.

     Конкретные  региональные программы могут быть классифицированы:

     - по территориальной принадлежности (областная),

     - по функциональной ориентации (экологическая),

     - по масштабности (узкоспециализированная),

     - по продолжительности (среднесрочная).

     Специфика региональных программ

     Специфика региональных программ состоит в  том, что они формируются и  реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных и территориальных интересов.

     Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления РФ. Управление проектированием  и реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование региональных программ осуществляется, в основном, за счет субсидий государства. Другими источниками являются иностранные инвестиции, частные капиталовложения…

Информация о работе Организационная структура системы государственного управления регионами в РФ