Почему одни
компании на практике добиваются высокого
уровня организованности (успеха), а
другие нет? Так, компания «Apple» была
начата с двух человек, напротив, персональные
компьютеры большой в прошлом
фирмы RCA сейчас неизвестны. Одна из причин
— разная культура этих организаций.
Культура — это продукт цивилизации.
Организационная
культура — это система общепринятых
в организации представлений и подходов к
постановке дела, к формам отношений и
к достижению результатов деятельности,
которые отличают данную организацию
от всех других.
На практике
организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей,
символов, общих подходов, мировоззрения
членов организации, выдержавших испытание
временем. Это в своем роде выражение индивидуальности
данной компании, проявление ее отличий
от других.
С.П. Роббинс
предлагает рассматривать организационную
культуру на основе десяти характеристик,
наиболее ценящихся в организации:
- личная инициатива;
- готовность работника пойти на риск;
- направленность действий;
- согласованность действий;
- обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
- перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
- степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
- система вознаграждений;
- готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
- степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Оценивая любую
организацию по этим десяти характеристикам,
можно составить полную картину
организационной культуры, на фоне которой
формируется общее представление сотрудников
об организации.
Носителями организационной культуры являются люди.
Организационная культура бывает:
- явная — зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции или нормы);
- неявная — отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой. Псевдоорганизационная культура — культура мафиозных организаций, наркобизнеса, террористов.
Выделяют организационную культуру:
- экстравертную — обращенную во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации;
- интравертную — обращенную внутрь самих себя.
Цель
организационной культуры — помочь людям более продуктивно
работать, получать удовлетворение от
труда. Если человек находится в чуждой
для него организационной культуре, его
деятельность сковывается, ограничивается.
И наоборот, при соответствии организационной
культуры фирмы и ценностных установок
работника деятельность последнего активизируется,
соответственно увеличивается эффективность.
Таким образом, можно добиться получениясинергетического
эффекта.
Ценность организационной
культуры заключается и в том,
что она является мотивирующим
фактором для сотрудников.Мотивация —
позиция, предрасполагающая человека
действовать специфическим, целенаправленным
образом. Если рассматривать иерархию
потребностей по А.Маслоу, то организационная культура
будет удовлетворять потребность человека
в социальном статусе и причастности,
например, к делам компании, а также способствовать
его самовыражению, что находится на самом
высшем уровне пирамиды потребностей.
Организационная культура выполняет
целый ряд функций:
- Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.
- Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
- Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации
- Адаптивная функциявыражается в чувстве общности всех членов организации
- Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
- Мотивационная функция- усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
- Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.
Элементы организационной
культуры
Как формируется организационная
культура компании?
Когда речь заходит
об организационной культуре, нередко
ее воспринимают в более узком
смысле, как фирменный стиль. Он состоит из логотипа, слогана (девиза),
отношения к покупателю и поставщику.
Последнее выражается в отсутствии задержки
платежей, срыва поставок, уступке клиенту.
Организационная
культура должна быть согласована со
стратегией компании.
Например, как
заставить организации и физических лиц платить
налоги? Можно просто принудить. А можно
сформировать культуру. Если первое осуществимо
за считанные минуты, то на второе могут
уйти годы или даже десятки лет. Здесь
можно применить такие методы, как реклама,
прозрачность бюджета и государственной
политики, соблюдение дисциплины в бюджетных
институтах, отсутствие коррупции среди
чиновников. На Западе опыт уплаты налогов
существует более ста лет. Похоже, что
в России этот опыт был утерян за годы
советской власти.
Атрибуты организационной
культуры предприятия:
- Традиции и обычаи (собираться по праздникам), уровень сотрудничества работников. Так, в некоторых организациях, особенно в бюджетных учреждениях, есть традиция отмечать праздники совместно, с поездками и экскурсиями. Сюда также можно отнести кадровую политику, систему мотивации и вознаграждений. В России в нефтяных компаниях распространена практика найма работников не на общих основаниях, как говорят, «с улицы», а по закрытым каналам на основании рекомендаций, связей и т. п.
- Ценности — это ценностные ориентации. Какое поведение сотрудников можно считать допустимым, как строятся отношения с коллегами и начальством — все это несет организационная культура. Утверждение «Клиент всегда прав», принимаемое за правило при работе с партнерами, влияет на качество обслуживания. Это отношение ощущается всеми нами при очередных покупках, осуществляемых в магазинах.
- Стили руководства: авторитарный и демократический. Например, для государственных учреждений, компаний, основанных и контролируемых полностью одним лицом (собственником), характерен более авторитарный стиль, для которого присущи низкое делегирование полномочий, единоличие и диктат в принятии решений. Как раз таким стилем руководства обладал Генри Форд, который основал свою автомобильную компанию в начале прошлого века (1903). Напротив, Альфред Слоан, управляющий General Motors, был назначен на эту должность не в самые легкие времена для компании, когда на автомобильном рынке монополистом был Форд. Благодаря своей гибкости и демократизации управления, Слоан вывел General Motors в лидеры автомобильного рынка США к концу 20-х гг. CC в.
- Символика — через нее осуществляется передача ценностей компании широкому кругу лиц. Сюда относятся фирменный стиль, логотип, торговый знак, слоган (девиз), цветовое решение в рекламе.
- Деловой этикет. Многие компании обязывают придерживаться сотрудников определенного стиля одежды. График работы, а также его соблюдение индивидуальны для каждой организации. Вас могут уволить при опоздании на 5 минут из Макдоналдса, но даже не вынести замечания, если вы сотрудник компании системного интегратора.
Можно выделить организационную культуру:
- видимую, то, что выражено в предметах материального мира;
- невидимую, сосредоточенную в общепринятых ценностях, присутствующую на подсознательном уровне человека.
В теории организации
рассматривают иерархию организационной
культуры, касающуюся личности, группы
(цеха), компании, корпорации в целом, управления. Ярко выражена корпоративная
культура у таких компаний, как Макдоналдс,
ИКЕА, IBM, где синий цвет узнаваем в рекламе,
одежде, аксессуарах.
Познание организационной культуры
сотрудником компании характеризуется
тремя уровнями:
- фрагментарный — усвоение наиболее ярких правил;
- ассоциированный — понимание норм деятельности, с которыми человек согласен;
- выстраданный — принятие всех формальных и неформальных правил организации. Человек становится «своим», а не чужим.
Кто влияет на организационную
культуру?
Очевидно, что личность руководителя, которая формирует команду
и подсознательно набирает людей, адекватных
своим жизненным установкам. Особенно
это влияние ощущается сотрудниками в
момент смены руководства. Впоследствии,
глава компании оказывает и прямое воздействие
на организационную культуру путем принятия
определенных правил и распорядка в организации.
Большое значение в формировании культуры
придается неформальному лидеру,
полномочия которого не зафиксированы
в должностных инструкциях.
Многие исследования
показывают, что на организационную
культуру влияет страна расположения организации, что обусловливается
национальными особенностями, менталитетом,
историческими факторами. Так, У.Оучи (W.
G. Ouchi) разработал теорию Z, описывающую американскую и японскую
модели управления (менеджмента). Если
первая исходит из примата личности, «Я»
в руководстве, то вторая, наоборот, основана
на главенстве коллектива, «Мы». Оучи также
находит различия в системе трудовых отношений:
частая смена места работы, быстрое продвижение
по службе на основании личных достижений,
работа по узкому профилю в США и практически
пожизненный найм, медленный карьерный
рост на основании стажа работы, широкий
профиль деятельности в Японии.
Таким образом,
Уильям Оучи выделил выделил три
основных вида организационных культур:
- Бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации.
- Клановую культуру. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служит традиции.
- Рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником здесь является собственность на ресурсы.
Важным элементом
управленческой культуры организации
является культура отношения к жизни,
а также к слабому полу вообще. Выделяются следующие
виды такой культуры:
- Культура джентльменского клуба. Это культура вежливых, гуманных, цивилизованных людей, в рамках которой мужчины-менеджеры, основываясь на патерналистских позициях, мягко удерживают женщин на определенных ролях, не позволяя им подниматься выше. Женщины ценятся на той работе, которую выполняют, но им не позволяют разрушать барьеры и занимать руководящие должности. Попытка женщин настаивать на своих правах приводит к ухудшению хорошего отношения к ним.
- Культура казармы. Она деспотична и свойственна бюрократическим организациям с множеством уровней управления, где женщины занимают низшие ступени. Такая культура позволяет игнорировать их интересы и относится к ним грубо и презрительно.
- Культура спортивной раздевалки. В ее рамках мужчины строят межличные отношения на базе специфических мужских интересов, представлений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого ранга, мужчины в свой круг общения не допускают.
- Культура отрицания различий между полами. Эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между полами, игнорирует женскую сущность, семейные обязанности женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.
- Культура ложной защиты женщин. В рамках этой культуры идея равенства подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминация в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они — жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке.
- Культура смышленых мачо. Это культура во главу угла ставит умных и энергичных людей, умеющих в условиях женской конкуренции обеспечивать высокую эффективность работы. Не справляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины бывают более жестокими и беспощадными.
Схожесть и различие организационных
культур
Большой вклад
в изучение организационной культуры
сделал Герт Хофстед. Голландский исследователь
решил изучить, насколько схожи или различны
культуры в разных странах. Он разработал
методику исследования и провел его в
конторах IBM в 40 странах. В общей сложности
он получил 116 тыс. анкет и проанализировал
их. Первоначальные результаты исследования
были сведены к четырем аспектам, характеризующим
схожесть и различие культур: