Опыт социально-экономического прогнозирования в системе регулирования Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 14:02, реферат

Описание работы

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве,

Работа содержит 1 файл

реферат по прогнозированию национальной экономики.docx

— 29.45 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию РФ

     Санкт-Петербургский  государственный университет экономики  и финансов  

     Кафедра

     Экономической теории и политики

     Факультет

       Национальной экономики  
 

     Реферат по дисциплине «прогнозирование национальной экономики» на тему:

     «Опыт социально-экономического прогнозирования  в системе регулирования  Японии». 
 
 
 

     Выполнил:

     Студент 4 курса

     422 группы

     Коваленко Андрей Валерьевич  
 
 

     г. Санкт-Петербург 

     2011 
 
 
 

Особенность общегосударственного прогнозирования  и планирования в Японии заключается  в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.

Правительство и предприниматели обычно учитывают  многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.

Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы.

Правительство концентрирует свои ресурсы в  основном на получении принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста.

В 1987 г. была принята Программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или "Доклад Маэкавы". Это экономическая стратегия развития Японии накануне XXI в. В ее основе — Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой — само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм.  

Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, госзаказ. Льготное кредитование — основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50 %. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.

Правительство предусматривает последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм, добившихся успеха на мировом рынке. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять двадцатипроцентное снижение дохода, подлежащего налогообложению. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 — объема оптовой торговли и более 80 % — розничной. В обрабатывающей промышленности функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, или 99 % от их общего числа. К мелким и средним предприятиям относят предприятия с капиталом 660 тыс. долларов и численностью работающих до 300 человек; в оптовой торговле — соответственно до 200 тыс. долларов и до 100 работающих, в розничной торговле и сфере услуг — 66 тыс. долларов и до 50 работающих.

Одним из путей поддержки рискованных  инновационных проектов является избирательное предоставление правительственных гарантий по долгосрочным банковским займам.

В Японии применяется государственный заказ. Главный стимул для выполнения госзаказа — заинтересованность и своевременность оплаты за выполненную работу. В рыночной стихии государство — самый надежный заказчик.

Япония уже  давно и серьезно занимается развитием  стратегического планирования и  прогнозирования, и занималась этими  вопросами как в период фантастического высокотехнологичного роста японской экономики, так и в недавний период серьезных кризисных проблем.

Новая стратегия роста

Сегодня Япония выступает с новой стратегией экономического роста, учитывающей  реалии современного состояния японской и мировой экономики, перспективные  угрозы и вызовы развития мировой  экономики в будущем. В стратегии  дается откровенный анализ существующих проблем, во многом обусловленных недавним финансовым и управленческим кризисом в Японии.

В стратегии  ставятся на перспективу амбициозные задачи дальнейшего усиления японской экономики с ее национальной спецификой, которая сможет противостоять всем рискам и неожиданностям, повышения ее мировой роли в качестве привлекательной экономики, привлекательной страны и привлекательного народа — всемерного развития человеческого и социального капитала Японии.

Предполагается, что Япония в перспективе будет  создавать новые ценности, систему  ценностей, привлекательную для  всего мира. Таким образом, Япония предстает не только как мощный экономический  центр, но и генератор новых социально-экономических  идей и ценностей, что, в свою очередь, опять же усиливаете ее экономический  и политический статус в мире.

Для нас особенно интересно, что Япония также прогнозирует сокращение населения и его старение, но, однако, не видит в этом ничего особенно ужасного и катастрофичного. Именно опыт Японии наилучшим образом  показал всему миру, что слабости можно превращать в силу (весьма характерный лозунг японской философии: «поддайся и победи») — именно эти слабости дают государству сильнейший стимул идти по интенсивному и эффективному, высокотехнологичному пути развития, а не по экстенсивному и затратному. Отсутствие ресурсов исторически ставит неизбежную дилемму: «работай эффективно или погибнешь».

Примечательно, что именно Япония и Венгрия, страны в значительной степени лишенные собственных ресурсов, показывали примеры  хорошей и эффективной работы, изобретательности. Тут есть над  чем подумать — у нас в избытке  природных ресурсов, территории, и именно это подталкивает часто к экстенсивным и малоэффективным решениям, не говоря уже об объективной возможности крупномасштабных хищений и растрат, о которых нам постоянно и сообщают. При этом еще у нас часто раздаются голоса, что нам чего-то не хватает в природе, что для остального мира выглядит просто либо комичным, либо заведомо ложным.

Сокращение трудовых ресурсов как раз и предполагает всемерное развитие научно-технического прогресса и внедрение его  достижений, безлюдных роботизированных технологий, информационно-коммуникационных технологий, и вообще — всемерных  вложений в человеческий капитал, повышение  его качества. Все это предполагает Япония, все это должна предполагать и Россия для выхода на траекторию современного высокотехнологичного роста.

В японской стратегии  развития анализируются новые формы  экономического роста при сокращении и старении населения, различные  инновационные циклы и динамика спроса, большое значение придается  азиатской кооперации и специализации.

Анализ ситуации приводит к необходимости проведения в перспективе ряда реформ, которые, по мнению экспертов, позволят сделать  японскую экономику в будущем  весьма успешной.

Какие же именно задачи ставятся Японией во главу  угла?

Япония предполагает стать крупнейшим мировым инновационным  центром, обеспечивать рост экономической  эффективности на базе интернет-технологий и т. п. Достаточно интересна аналогия с Россией — мы сейчас хотим стать мировым энергетическим центром... Но таким центром можно быть по-разному, например, просто распродать все имеющиеся у нас природные ресурсы лет за 50, а потом смотреть что будет дальше. Кроме большой печали в этом случае, конечно, ничего не будет. Другой путь— стать именно инновационным энергетическим центром планеты, который благодаря поступающим сейчас сверхдоходам от продажи ресурсов широким фронтом будет осуществлять инновации в энергетике, разрабатывать новые технологии, активно внедрять их в отечественное производство, стать лидером в разработке и внедрении альтернативной энергетики. Тогда может быть и ресурсов хватит не на 50, а на 500 лет. Но организовывать и управлять этим процессом, поддерживать его должно именно государство. Только государство в целом заинтересовано в получении таких масштабных макроэкономических эффектов, никакая частная инициатива снизу и саморегулирующийся рынок такие макрозадачи автоматически не решат, как и не решат проблем организации современной научной базы, необходимой для достижения поставленных целей. Конечно, и в этой сфере необходимо обширное государственно-частное партнерство, но опять же, стратегически планировать его и управлять им может только государство. Если пустить эти процессы на самотек и в частные руки, то эффект может появиться, например, через сотню лет и проявиться, с точки зрения народного благосостояния, только в резком увеличении благосостояния ограниченных олигархических кругов (да и то, в основном торговых, а не производящих).

Новая стратегия  экономического роста Японии опирается  на несколько базовых блоков, таких  как оживление региональных экономик, среднего и малого бизнеса, реформирование сектора услуг. Все это, однако, сильно взаимоувязано с главной межсекторальной проблемой — инновациями в человеческий капитал, развитие которого также необходимо и для развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, инноваций в финансах и инвестициях, технических инноваций.

Отдельно выделяется развитие экономики знаний, особенно знаний, важных для управленцев.

Для Росси может  быть крайне интересен японский подход к развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, ведь в этой сфере, как известно, Япония уже давно достигла впечатляющих высот, но, тем не менее, это там считается далеко недостаточным для достижения новых поставленных целей перспективного развития.

Япония предполагает еще больше активизировать фундаментальные  и прикладные научные исследования и содействовать еще более  быстрому внедрению достижений науки  в практику, причем достижение основного  эффекта видится именно на стыке  различных научных дисциплин  и сфер. Даже в своей развитой системе управления научными исследованиями и инновациями в Японии видят  серьезные проблемы и барьеры  на пути ее совершенствования.

Предполагаются  систематические реформы в индустрии, академической сфере, государственном  партнерстве, общественных институтах в целях интерактивного содействия продвижению новейших технологий на рынок— ускоренные инновации, планирование инновационного «суперхайвэя», ускорение, концентрация и интерактивная кооперация на стратегических направлениях исследований.

Новая стратегия  экономического роста Японии не страдает излишней абстрактностью, Новая поощрительная индустриальная политика ставит вполне конкретные практические цели, например, такие как создание новых энергоносителей, роботов, цифровой потребительской электроники, нового поколения электроавтомобилей, источников питания для них, авангардного медицинского оборудования и технологий для борьбы с раком, авиации нового поколения и др. Выделяются стадии индустриального развития, которые необходимо пройти для достижения поставленных целей.

Ученый  капитал

Как мы видим, перенесенные Японией кризисы только повысили качество ее стратегического планирования и прогнозирования. Конечно кризисы  в России были более масштабными, глубинными и системными, если не сказать  архитектоническими, но все-таки столь  быстрое превращение из страны передовой  науки в страну передовой торговли ресурсами было явно чрезмерным и  во многом, особенно если говорить о  последних 10 годах, ситуация связана  с явным недосмотром со стороны  государства. Наличие огромных фондов, запасов и профицитов, безусловно, уже несколько лет потенциально позволяет подумать посерьезней об интеллекте нации, передовой науке и всей экономике знаний в России. Пока, прямо скажем, усилия и успехи здесь умеренные.

Информация о работе Опыт социально-экономического прогнозирования в системе регулирования Японии