Определение системы национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:53, реферат

Описание работы

Развитие в нашей стране рыночных отношений потребовало перестройки отечественной статистики, внедрение в нее показателей и их систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и макроэкономический показателей, в общем виде характеризующих важнейшие результаты и пропорции экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Реферат по статистике.docx

— 85.51 Кб (Скачать)
 

Определение системы национальных счетов 

    Развитие  в нашей стране рыночных отношений  потребовало перестройки отечественной  статистики, внедрение в нее показателей и их систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и макроэкономический показателей, в общем виде характеризующих важнейшие результаты и пропорции экономического развития. Кроме того, в связи со вступлением России в Международный Валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции развития (МБPP) стало необходимым применять в отечественной статистике, систему национальных счетов, используемую в большинстве стран мира и рекомендованную некоторыми международными организациями.

    Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала реально создаваться  в 1991 г. с разработки соответствующей  национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем  регулярных расчётов основных счетов. Методологические работы в области  созданий СНС велись Госкомстатом России совместно с ОЭСР, МВФ, Статистическим комитетом СНГ, Центральным банком России, Министерством экономики, России, Центром экономической конъюнктуры, ИСЭИ, МЭСИ и другими научными и экономическими организациями.

    В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Европейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соответствии с новым международным методологическим стандартом  по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.

    Национальные  счета представляют собой систему  взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

    Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов —  резидентов от момента Производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления.

    Каждой  стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует  специальный счет или группа счетов.

    Счет  представляет собой таблицу, включающую две совокупности показателей, характеризующих: а) ресурсы и б) их использование.  
 
 
 
 
 

    В каждом счете соблюдается, равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается р. помощью, балансирующей статьи.

    Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение, но в то же время служа для увязки счетов в единую систему.

    Составление основных счетов СНС, последовательно  отражающих движение финансовых потоков и стоимости товаров и услуг через все стадии, воспроизводственного цикла, завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие, национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

    Система национальных счетов методологически  и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Методология построения СНС определяет, в частности, методологию исчисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

    Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

     исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

    •   исследование динамики макроэкономических показателей

    •   анализ макроэкономических пропорций.

    Взаимосвязь показателей СНС составляет основу моделирования макроэкономических процессов.

    Данные  системы национальных счетов и построенные  на их основе модели применяются для  обоснования управленческих и финансовых решений на всех уровнях экономики: макро-, мезо- и микроуровне.

    Основные  принципы и правила построения российской системы национальных счетов определяются международным методологическим стандартом СНС-93. Однако в отечественной СНС учитываются особенности, как экономики, так и информационной базы макроэкономических расчетов в России.

    Настоящая глава пособия посвящена изложению  общих понятий СНС, основных методологических вопросов построения и анализа национальных счетов.  

Категории, определения и  принципы построения СНС

    В основе построения системы национальных счетов лежат такие понятия экономический теории, как производство, потребление, накопление. Однако их содержание в некоторых случаях не совпадает с содержанием соответствующих понятий бухгалтерского учета. Например, в СНС  
 

используют  понятие альтернативных издержек производства, принятое в экономической теории, но оно не соответствует понятию издержек производства в бухгалтерском учете. Определение величины показателя альтернативных издержек производства предполагает получение оценки товаров и активов, использованных в процессе производства, по рыночным ценам, существовавшим в период производства. Этот способ оценки товаров и активов иногда рассматривают как оценку по издержкам их замещения. Непосредственное применение данных бухгалтерского учета о стоимости использованных в производстве товаров и активов в ценах приобретения в условиях инфляции приводит к недооценке издержек производства в их экономическом понимании и искажению величин других показателей СНС (в частности, прибыли).

    Необходимым условием построения СНС является четкое разграничение таких понятий, как  потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное  потребление. На практике же у разработчиков СНС зачастую возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории, например, при отражении в СНС расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

    Значение  четкой классификации расходов определяется тем, что от категории, к которой  они отнесены, зависит величина валовой  добавленной стоимости и, следовательно, ВВП (при разграничении промежуточного потребления и валового накопления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления). Поэтому в целях обеспечения однозначного понимания категорий СНС ее разработчиками и пользователями в международном стандарте СНС-93 были сформулированы общие принципы решения сложных методологических вопросов, согласованные на международном уровне.

    Использование стандартных определений и классификаций  в СНС дает возможность получать сопоставимую информацию об экономической  деятельности различных стран.

    Рассмотрим  основные понятия, методологические принципы и правила, используемые «в системе национальных счетов.

    Производственная  деятельность в СНС определяется как деятельность, выполняемая под контролем хозяйствующего субъекта, при которой осуществляются Затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. 
 
 
 
 
 

    По  концепции СНС практически все  виды деятельности по созданию товаров  и услуг отнесены к экономическому производству.

    Товары — это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму, а услуги — результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности и имеющие как материальный, так и нематериальный характер.

    В СНС проводится четкое различие между  внутренней (национальной) экономикой и "остальным миром". Для понимания различий между этими категориями необходимо рассмотреть следующие понятия: "экономическая территория", "центр экономического интереса", "резидент".

    Под экономической территорией понимается географическая территория, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней также относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы, в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные или научные базы и т. д.).

    В то же время части собственной  географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

    Хозяйственная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением иди землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода (как правило, не менее одного года).

    Резиденты — хозяйственные единицы, которые имеют центр экономического интереса на экономической территории страны, Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные компании и банки, а также не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов. Сотрудники иностранных посольств, (кроме персонала из местного населения, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны, а также лица, проходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны не являются резидентами;

    Внутренняя (национальная) экономика  охватывает деятельность резидентов, как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

    Важными понятиями СНС являются также ''поток" и "запасы".  
 
 
 
 

    Показатели  потоков характеризуют величины экономических процессов за определенный период (например, производство товаров и услуг, выплаты заработной платы и т. п.), а показатели запасов — состояние объекта на конкретную дату - начало или конец рассматриваемого времени (например, наличие основных фондов на начало года и т. п.).

    Потоки  вызывают изменения в запасах. Между  показателями потоков и запасов существует следующая взаимосвязь: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс (или минус) поток. Например, величина

    запаса  капитала в конце года может быть рассчитана как сумма его величины на начало года и потока чистых инвестиций за год.

    Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков, или кругооборота, продукции, доходов и расходов, Применяемой в описании и анализе макроэкономических процессов.

    В СНС проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов: движение товаров и услуг и движение доходов отражается в различных счетах и таблицах. При этом разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг, и доходы, полученные в результате перераспределительных процессов. Кроме того, в СНС различают текущие и единовременные (капитальные) затраты: они также отражаются в различных счетах и таблицах:

    Одной из основополагающих категорий СНС  является экономическая операция, под которой понимается экономический поток, представляющий собой взаимодействие двух институциональных единиц, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных штоков между участниками, т. е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Действия, предпринимаемые одной экономической единицей в одностороннем порядке, но оказывающие воздействия на другие единицы без их согласия, не являются операциями и относятся в СНС к другим потокам.

    Операции  без компенсаций, т. е. без встречного потока товаров, услуг и т. д., — это трансферты. Иными словами» трансферт представляет, собой операцию, когда одна институциональная единица предоставляет товар, услуги, финансовый или нефинансовый актив другой единице, не получая от нее возмещения в виде товара, услуги или актива.

Информация о работе Определение системы национальных счетов