Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:02, задача
Задание 2.1.1. Определить среднегодовую стоимость основных производственных фондов по исходным данным, приведенным в табл. 2.1, 2.2.
Задание 2.1.2. Определить нормы и сумму амортизации по подвижному составу АТП и стационарной производственной базе, используя данные табл. 2.3, 2.4.
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Среднесписочное количество автомобилей. ел. |
405 |
417 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
5051 |
5324 |
в том числе транспортных средств тыс. грн. |
3234 |
3406 |
Валовые доходы, тыс. грн. |
10758,6 |
11498,5 |
Численность рабочих, работающих в наибольшую смену, чел. |
1240 |
1252 |
в том числе ремонтных рабочих, чел |
215 |
217 |
Мощность электродвигателей и электроаппаратов, установленных в ремонтных мастерских, кВт |
120 |
135 |
Количество потребляемой электроэнергии. кВт*ч |
296000 |
332500 |
Решение.
1. Определяются показатели, характеризующие техническое состояние основных производственных фондов АТП.
Техническое состояние основных производственных фондов АТП характеризуется коэффициентами износа, годности, обновления и выбытия. Коэффициент износа показывает, какая часть стоимости основных фондов уже перенесена на стоимость готовой продукции, а также степень изношенности имеющихся на предприятии основных фондов:
где - сумма износа основных фондов, грн.;
— первоначальная стоимость основных фондов на конец отчетного года, грн.
В данном примере коэффициент износа составляет: на начало года = 916 : 5027,9= 0,182; на конец года = 859,6 : 5076,5 = 0,169, т. е. он уменьшился на 0,013, или 1,3% в результате чего увеличился коэффициент годности определяемый отношением остаточной или неамортизированной стоимости основных фондов к их первоначальной стоимости .
Коэффициент годности составляет:
на начало года
на конец года
В связи с уменьшением суммы износа на конец отчетного периода коэффициент годности увеличился на 0,831 - 0,818 = 0,013 или 1,3%.
Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей и определяется по формуле:
где - стоимость вводимых основных фондов, грн.
Коэффициент выбытия характеризует интенсивность выбытия основных фондов. Он определяется по формуле:
где – стоимость выбывших основных фондов, грн.;
- первоначальная стоимость действующих основных фондов на начало года, грн.
В данном примере = 143,3:5076,5 = 0,028, а 94,9: 5027,9 = 0,019. Следовательно, пополнение предприятия новыми основными фондами составило 2,8%, а выбытие - 1,9%, т. е. пополнение превысило выбытие на 0,9%. В этом случае необходимо проанализировать, насколько оснащено АТП новыми основными фондами, так как в соответствии с научным обоснованием и производственными расчетами коэффициент ежегодного выбытия устаревшего оборудования в двенадцатой пятилетке в среднем должен возрасти до 5—6%, т. е. до уровня, обеспечивающего намеченную народнохозяйственную эффективность.
Техническое состояние активной части основных производственных фондов, т. е. подвижного состава, характеризуется продолжительностью его эксплуатации и пробегом с начала эксплуатации. Данные по пробегу и сроку службы группируют (см. табл. 2.5—2.7) и представляют в виде графиков (рис. 1).
2. Определяются показатели, характеризующие техническую оснащенность АТП основными производственными фондами.
Техническая оснащенность
предприятий основными
В базовом году = (5051 - 3234) : 405 = 4,48 тыс. грн., а в отчетном - = (5324 - 3406) : 417 = 4,60 тыс. грн., т. е. техническая оснащенность повысилась на (4,60:4,48) 100—100 = 2,68%.
Оснащенность предприятий
основными производственными
В данном примере фондоёмкость в базовом году составила: = 5051 : 10758,6 = 0,469 грн/грн., а в отчетном = 5324 : 11498,5 = 0,463 грн/грн.
Рис. 1. Состав парка автомобилей: а – по пробегу с начала эксплуатации; б – по годам эксплуатации.
От оснащенности предприятии
основными производственными
Запасные и бездействующие основные производственные фонды предприятия не включаются в общую их стоимость, к числу рабочих относятся водители, ремонтные и вспомогательные рабочие, ученики.
Оснащенность АТП может быть выражена потенциальной (возможной) и фактической энерговооруженностью труда ремонтных рабочих .
Потенциальная энерговооруженность
труда рабочих определяется отношением
мощности электродвигателей и
Фактическая энерговооруженность труда рабочих определяется количеством потребленной энергии, приходящейся на одного ремонтного рабочего в единицу времени.
В данном примере фондовооружённость труда в базовом периоде =5051 : 1240 = 4,0 тыс. грн., а в отчетном году = 5324:1252 = 4,25 тыс. грн., т. е. она повысилась на одного рабочего, что свидетельствует о вводе новых основных фондов.
Повысилась и
Таким образом, предприятие
в отчетном году существенно повысило
энерговооруженность труда
Задание 2.1.4. Определить показатели, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов АТП, по исходным данным, приведенным в табл. 2.9, 2.10.
Эффективность использования
основных производственных фондов оценивается
комплексом показателей, в том числе:
коэффициентом использования
Таблица 2 9 Исходные данные для определения показателей экстенсивного и интенсивного использования подвижного состава АТП.
Показатели |
Марка автомобиля |
Всего по АТП | ||
ГАЗ-53А |
КамАЗ-5320 |
ЗИЛ-130В1 с прицепом | ||
Среднесписочное количество автомобилей, ед |
120 |
15,5 |
130 |
405 |
Головой фонд времени, тыс.ч: |
||||
календарный |
1051,2 |
1357,8 |
1138,8 |
3547,8 |
режимный |
379,3 |
542,5 |
533,2 |
1455,0 |
плановый |
329,2 |
485,7 |
428,6 |
1243,5 |
Фактически отработано, тыс. ч |
328,5 |
496,4 |
432,7 |
1257,6 |
Часовая производительность одного автомобиля, т: |
||||
по плану |
3,4 |
11,6 |
6,7 |
7,6 |
по отчёту |
3,3 |
11,8 |
6,9 |
7,8 |
Максимально возможная производительность |
3,8 |
13,0 |
7,6 |
8,6 |
Таблица 2.10. Исходные данные для определения фондоотдачи и рентабельности основных фондов, тыс. грн.
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Валовые доходы, тыс. грн. |
10758,6 |
11498,5 |
в том чис./1е по перевозкам |
9209,4 |
9842,6 |
Балансовая прибыль, тыс. грн. |
735,6 |
796,2 |
в том числе по перевозкам |
654,8 |
708,9 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. грн. |
5051 |
5324 |
в том числе подвижного состава |
3234 |
3406 |
Коэффициент экстенсивного использования основных фондов характеризует использование фондов во времени с учётом календарного , режимного , и планового , фондов времени:
где - фактическое время, отработанное основными фонда, ч.
Для характеристики
экстенсивного использования фо
Коэффициент интенсивного
использования фондов характеризует
использование фондов по выработке
в единицу времени и
Коэффициент интенсивного
использования основных фондов, рассчитанный
по максимально возможной
Коэффициент интегральной загрузки фондов характеризует степень использования, основных фондов во времени с учетом выработки. Он равен произведению коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования основных фондов предприятия, т. е.
Коэффициент интегральной загрузки определяется в основном для характеристики эффективности использования подвижного состава. Результаты сопоставления планового и фактического значений коэффициентов интегральной загрузки показывают наличие резервов производства.
В рассматриваемом примере коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования подвижного состава составляют по ГАЗ-53А:
Аналогично определяют коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования подвижного состава остальных марок и в целом по АТП. Результаты таких расчетов сведены в табл. 2.11.
Таблица 2.11 Показатели экстенсивного и интенсивного использования подвижного состава АТП
Подвижной состав АТП |
Коэффициент экстенсивного использования времени |
Коэффициент интенсивного использования времени |
Коэффициент интегральной нагрузки | |||
календарного |
режимного |
планового |
по плановой выработке |
по максимально возможной | ||
ГАЗ-53А |
0,312 |
0,866 |
0,998 |
0,971 |
0,868 |
0,969 |
КамАЗ-5320 |
0,366 |
0,915 |
1,022 |
1,017 |
0,907 |
1,039 |
ЗИЛ-130 с прицепом |
0,380 |
0,811 |
1,009 |
1,030 |
0,908 |
1,039 |
Всего |
0,354 |
0,864 |
1,011 |
1,026 |
0,907 |
1,037 |
Данные табл. 2.11 показывают,
что на АТП имеются значительные
резервы улучшения