Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:02, задача
Задание 2.1.1. Определить среднегодовую стоимость основных производственных фондов по исходным данным, приведенным в табл. 2.1, 2.2.
Задание 2.1.2. Определить нормы и сумму амортизации по подвижному составу АТП и стационарной производственной базе, используя данные табл. 2.3, 2.4.
ЗМІСТ ЗАНЯТТЯ ТА МЕТОДИКА ЙОГО ПРОВЕДЕННЯ
К основным производственным фондам на автомобильном транспорте относятся:
подвижной состав (автомобили разных марок и видов, прицепы),
здания и сооружения,
силовое и производственное оборудование,
инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и другие средства труда, стоимость более 100 грн. и срок службы более одного года.
Рациональное использование основных фондов, особенно подвижного состава, позволяет выполнять возрастающие объемы перевозок без больших дополнительных капитальных вложений на развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта.
Для эффективного использования основных фондов автотранспортным предприятиям приходится решать следующие задачи:
разрабатывать методы учета основных производственных фондов;
определять состав, структуру и размер их среднегодовой стоимости;
определять амортизацию основных фондов;
рассчитывать показатели технического состояния и технической оснащённости предприятий основными производственными фондами и показатели эффективности использования основных фондов.
При разработке планов АТП приходится также решать комплексные задачи с определением частных показателей и различного рода производственные ситуации по улучшению использования основных фондов.
Необходимый справочный материал для решения указанных задач приводится в ряде литературных источников [10, 15, 23].
2.1. Определение
показателей, характеризующих
Задание 2.1.1. Определить среднегодовую стоимость основных производственных фондов по исходным данным, приведенным в табл. 2.1, 2.2.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов определяется по формуле:
где — соответственно стоимость наличных основных фондов на первое число четвертого, седьмого и десятого месяца, грн.
— стоимость наличных основных фондов на 1 января планируемого года и 1 января следующего года, грн.
Таблица 2.1 Исходные данные
Показатели |
Марка автомобилей |
Всего по АТП | ||
ГАЗ-53А |
КамАЗ- 5320 |
ЗИЛ-130В1 с прицепом ОдАЗ-885 | ||
Списочное количество автомобилей на начало года, ед. |
120 |
155 |
130 |
405 |
Балансовая стоимость одного автомобиля, грн. |
2720 |
16200 |
5950 |
- |
Стоимость зданий, сооружений, оборудования и прочих основных фондов на начало года, тыс. грн. |
1417 |
Таблица 2.2. Движение основных фондов, тыс. грн.
Время движения основных фондов |
Пополнение |
Выбытие |
Февраль |
8,7 |
5,6 |
Май |
15,4 |
4,2 |
Сентябрь |
82,4 |
16,8 |
Ноябрь |
- |
59,6 |
Декабрь |
36,8 |
8,7 |
Стоимость вводимых в действие и выбывающих основных производственных фондов учитывается в их составе на первое число месяца, следующего за кварталом, в котором предусматривается ввод (выбытие).
Решение
1. Определяется наличие основных фондов на начало года:
где - балансовая стоимость і-й марки автомобиля, тыс. грн.;
- списочное количество автомобилей і-й марки, ед.;
- стоимость прочих основных фондов (здания, сооружения, оборудование и др.), тыс. грн.
2. Определяется наличие основных фондов на первое число месяца, следующего за каждым кварталом.
На 1 апреля - 5027,9 + 8,7 - 5,6 = 5031 тыс. грн.;
на 1 июля - 5031 + 15,4 - 4,2 = 5042,2 тыс. грн.;
на 1 октября -5042,2 + 82,4 - 16,8 = 5107,8 тыс. грн.;
на 1 января следующего года - 5107,8+36,8 - 59,6 - 8,7 = 5076,3 тыс. грн.
Таблица 2.3. Исходные данные для определения норм и суммы амортизации по подвижному составу
Марка автомобиля |
Балансовая (первоначальная) стоимость автомобиля, грн. |
Количество автомобилей, ед. |
Годовой пробег одного автомобиля, тыс. км. |
УАЗ-452ДМ |
2160 |
125 |
27,5 |
ГАЗ-53А |
2890 |
65 |
30,5 |
ЛиАЗ-677 |
12730 |
38 |
154,0 |
ГАЗ-24 «Волга» |
2880 |
820 |
37,8 |
Таблица 2.4. Исходные данные для определения суммы амортизации по стационарным основным фондам
Наименование основных фондов |
Балансовая (первоначальная) стоимость, тыс. грн. |
Нормы амортизации на полное восстановление,%. |
Кирпичное здание |
285,3 |
1,2 |
Механизированная мойка |
27,5 |
2,5 |
3. Определяется среднегодовая стоимость основных производственных фондов:
Задание 2.1.2. Определить нормы и сумму амортизации по подвижному составу АТП и стационарной производственной базе, используя данные табл. 2.3, 2.4.
В процессе производства основные фонды постепенно изнашиваются физически и морально. Отражается этот процесс в виде амортизации основных фондов, т. е. путем переноса части их стоимости (стоимостного выражения износа) на стоимость готовой продукции (транспортной работы).
Стоимостное выражение износа основных фондов за тот или иной период определяется путем отчисления части стоимости изношенных фондов от их первоначальной стоимости. Эта часть стоимости и именуется амортизационными отчислениями, которые включаются в состав себестоимости транспортной продукции.
Определяют амортизационные
отчисления по действующим нормам,
установленным в
Решение
1. Определяем нормы и суммы амортизационных отчислений по подвижному составу.
Нормы амортизационных отчислений Н по подвижному составу на полное восстановление определяются с учетом срока службы или пробега автомобилей по следующим формулам:
с учетом срока службы, %,
с учетом пробега автомобилей, %,
где - первоначальная балансовая стоимость транспортных средств, грн.;
- остаточная стоимость транспортных средств, принимается равной 10% от первоначальной, грн.;
- нормативный (амортизационный) срок службы автомобилей, годы;
- нормативный общий амортизационный пробег автомобилей, км.
Затраты предприятий на все виды ремонта планируются ими самостоятельно за счет себестоимости продукции (работ, услуг), исходя из технического уровня, физического состояния фондов и обеспеченности материальными, финансовыми и другими ресурсами.
Для автомобилей малой грузоподъемности и автобусов особо малого класса нормативный срок службы принимается, независимо от пробега, равным 6 годам.
За период нормативного
амортизационного срока службы или
пробега допускается
Действующим положением установлен нормативный амортизационный пробег для автомобилей грузоподъемностью свыше 2 т — 300 тыс. км, прицепов и полуприцепов — 200, тяжеловозов и самосвалов большой грузоподъемности — 135—180, автобусов основных марок — 390—500 и для легковых такси — 350 тыс. км. По данным табл. 2.3 рассчитываются нормы амортизационных отчислений на полное восстановление по маркам автомобилей, %:
УАЗ-451Д
ГАЗ-53А
ЛиАЗ-677
ГАЗ-24 «Волга»
Для того чтобы установить,
какая нормативная сумма
На восстановление подвижного состава, для которого нормы амортизационных отчислений установлены в зависимости от срока службы, сумма амортизации определяется по формуле
На восстановление подвижного состава, для которого нормы амортизационных отчислений установлены в зависимости от пробега, сумма амортизационных отчислений определяется по формуле
где -общий пробег данного подвижного состава за рассматриваемый период, км.
По приведенным исходным данным годовые суммы амортизационных отчислений на восстановление по маркам автомобилей составляют:
УАЗ-451Д
ГАЗ-53А
ЛиАЗ-677
ГАЗ-24 «Волга»
2. Определяем суммы амортизационных отчислений на полное восстановление стационарных производственных основных фондов.
Годовые суммы амортизационных отчислений на полное восстановление стационарных основных фондов рассчитываются по формуле:
где — нормы амортизационных отчислений на полное восстановление стационарных основных фондов, %.
По данным табл. 2.4 определяем
суммы амортизационным
по зданию
по механизированной мойке
Задание 2.1.3. Определить показатели, характеризующие техническое состояние основных фондов АТП и оснащенность его основными производственными фондами по исходным данным, приведенным в табл. 2.5, 2.6, 2.7 и 2.8.
Таблица 2.5. Наличие и движение основных производственных фондов, тыс. грн.
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Первоначальная стоимость основных фондов |
5027,9 |
5076,5 |
Поступление за год |
- |
143,3 |
Выбытие за год |
- |
94,9 |
Износ основных фондов |
916,0 |
859,6 |
Таблица 2.5. Структура парка автомобилей по продолжительности их эксплуатации
Продолжительность эксплуатации автомобилей, годы |
Количество автомобилей |
Процент к итогу |
До 1 года |
26 |
6,5 |
Свыше 1 до 2 |
15 |
3,9 |
>> 2 >> 3 |
53 |
13,2 |
>> 3 >> 4 |
58 |
14,2 |
>> 4 >> 5 |
22 |
5,3 |
>> 5 >> 6 |
93 |
22,9 |
>> 6 >> 7 |
49 |
12,2 |
>> 7 >> 8 |
37 |
9,1 |
>> 8 >> 9 |
35 |
8,7 |
>> 9 >> 10 |
11 |
2,6 |
>> 10 |
6 |
1,4 |
Всего |
405 |
100,0 |
Таблица 2.7. Структура парка автомобилей по пробегу
Пробег автомобилей, тыс. км |
Количество автомобилей |
Процент к итогу |
До 50 |
30 |
7,3 |
Свыше 50 до 100 |
18 |
4,5 |
>> 100 >> 150 |
40 |
9,9 |
>> 150 >> 200 |
105 |
25,9 |
>> 200 >> 250 |
83 |
20,5 |
>> 250 >> 300 |
57 |
14,2 |
>> 300 >> 350 |
46 |
11,4 |
>> 350 |
26 |
6,3 |
Всего |
405 |
100,0 |
Таблица 2.8. Исходные данные для определения показателей технической оснащенности АТП основными производственными фондами