ОПЕК и мировой рынок нефти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Очевидно, при эксплуатации нефтяных месторождений проблема повышения эффективности нефтедобычи приобретает особенно большое экономическое значение. Для решения этих проблем необходимо создать определенные организационные и экономические условия в нефтяной отрасли, что позволит усовершенствовать мировой рынок нефти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава1. История Создания ОПЕК………………………………………………………………………..……5
1.2 История «злодияний» ОПЕК………………………………………………………………………….…..10
1.3 Современная ситуация……………………………………………………………………………..………11
Глава2. Мировой рынок нефти………………………………………………………………………..……..13
2.1 Формирование и основные аспекты развития мирового рынка нефти…….…..13
2.2 Анализ мирового рынка нефти……………………………………………………………………….19
2.3 Направление совершенствования на мировом рынке нефти……………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 106.92 Кб (Скачать)

 

То, что ОПЕК обладает реальной возможностью диктовать мировые  цены на нефть, является следствием нескольких факторов. Во-первых, страны, входящие в нефтяной картель, обладают богатейшими  запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов.

 

 

 

 

 

                                                 Нефть: доказанные запасы (млрд. т)

Страна

1978

1988

1997

1998

Северная Америка

57,1

97,8

85,2

85,1

Южная и Центральная Америка

25,3

67,8

86,2

89,5

Европа

27,4

20,3

20,2

20,7

Страны бывшего Советского Союза

71,0

58,5

65,4

65,4

Ближний Восток

369,6

571,6

676,9

673,7

Тихоокеанский регион

40,0

45,0

42,3

43,1

Итого, в т.ч.

648,3

917,9

1046,2

1052,9

OPEC

441,8

673,9

797,1

800,5

Non-OPEC

135,5

185,4

183,8

187,1


 

Во-вторых, на сегодняшний  день ОПЕК добывает около 24 млн баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения.

Динамика суммарного производства нефти странами ОПЕК (за исключением  Ирака)

в 1997-1999 гг., млн барр./сут.

1997 год

26,3

1998 год

25,7

1999 год

22,5

Квота

22,0





 

 

 

 

 

 

                                                                   Нефть: добыча (млн. т)

-

1996

1997

1998

Изменения в 1998 г. по отношению к 1997 г.

Доля данных в общей сумме, 1998 г.

Северная Америка

661,0

671,3

667,0

-0,6%

19,0%

Южная и Центральная Америка

314,3

332,3

343,3

3,3%

9,7%

Европа

327,6

327,8

325,1

-0,8%

9,3%

Бывший Советский Союз

353,5

361,0

361,3

0,1%

10,3%

Ближний Восток

994,6

1037,9

1096,8

5,7%

31,1%

Африка

357,9

372,5

360,1

-3,3%

10,2%

Тихоокеанский регион

362,6

367,0

365,4

-0,4%

10,4%

Итого в Мире, в т.ч.

3371,5

3469,8

3518,9

1,4%

100,0%

OPEC

1370,8

1433,6

1480,0

3,2%

42,1%

Non-OPEC

1647,1

1675,1

1677,6

0,1%

47,7%


 

В третьих, себестоимость  добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты. Так, в странах  Персидского Залива, стоимость добычи одного барреля составляет всего  около одного доллара.

Важное значение имеет  также то, что ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл.

 

 

 

 

 

 

1.2 История "злодеяний" ОПЕК

Отказ от Бреттон-Вудской валютной системы и последующее ослабление курса американского доллара в начале 70-х привели к тому, что ОПЕК постепенно стал увеличивать давление на западные страны, активно участвовавшие в разработке своих месторождений на Ближнем Востоке. В октябре 1971 года ОПЕК одобрил план, согласно которому в собственности членов картеля закреплялось 25 % доли в концессиях, принадлежавших ранее западным компаниям. При этом к 1983 году предусматривалось увеличение доли до 51 %. Постепенно почти все страны -участники ОПЕК национализировали нефтяной бизнес на своих территориях.

В октября 1973 года началась четвертая Арабо-Израильская война. В ответ ОПЕК сначала сократил, а затем и вовсе наложил эмбарго на экспорт нефти союзникам Израиля. В первую очередь это касалось США, затем санкции были распространены на Голландию, Португалию, Родезию и ЮАР. Первый нефтяной кризис продолжался пять месяцев вплоть до 18 марта 1974 года, пока действовало эмбарго картеля против США. За это время цены взлетели с 4,5 до 12 долларов за баррель.

Второй кризис, разразившийся  в 1979 году был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.

После этого на нефтяном рынке в течении 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в  октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще  до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.

 

 

 

 

 

 

1.3 Современная ситуация.

После кризиса в ЮВА 1997г. произошел обвал фондовых рынков по всему миру. Однако ОПЕК не обратил внимание на тревожные симптомы. Более того, на ноябрьской встрече было решено увеличить производство на 10 % - до 27,5 млн. барр./сут. Вся несвоевременность этого шага проявилась в 1998 году, когда рост предложения нефти на фоне сокращения ее потребления в Азии привел к увеличению промышленных запасов нефти и обвалу цен.

В течение целого года ОПЕК не мог переломить ситуацию, и это  поставило под сомнение само существование  картеля. Дважды – в марте и  июне ОПЕК принимал решение о сокращении производства, однако низкая дисциплина внутри организации существенно  подорвала доверие рынка. К декабрю 1998 года цены опустились до 10 долларов за баррель, а промышленные запасы в  США достигли 330 млн. баррелей.

Лишь в марте 1999 года картель  не только принял решение о сокращении добычи, но и сумел его исполнить. Снижение добычи нефти с 25,5 млн барр./сут. до почти 23-х, наряду с восстановлением экономик стран Юго-восточной Азии сделали свое дело

Практически весь год после  исторического решения цены на нефть  непрерывно росли, причем если в феврале 1999 года Brent стоил около 10 долл. за баррель, то в марте 2000 – все 30. Ситуация 1998 года изменилась на прямо противоположную. Экспортеры получили достаточную компенсацию за понесенные убытки, тогда как сегодняшние высокие цены угрожают экономикам развитых стран – импортеров нефти, которые стали прилагать титанические усилия для снижения цен на нефть.

В первую очередь это касается США, западной Европы и Японии. Угроза роста инфляции уже привела к  увеличению учетных ставок. Индекс Dow Jones Industrial за последние несколько месяцев потерял около 13 %, опустившись ниже 10000 пунктов. По мнению многих специалистов, если на предстоящем 27 марта саммите нефтяных министров не будет принято решение о существенном увеличении экспортных квот, ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.

Переговорные усилия ведущих  индустриальных стран начали приносить  плоды. Вначале, Мексика и Норвегия объявили, что поднимут свои квоты  нефтедобычи, независимо от решения  ОПЕК 27 марта. Затем, последовало совместное заявление Саудовской Аравии, Мексики  и Венесуэлы о том, что эти  страны на совещании ОПЕК будут добиваться увеличения общей квоты на 1 млн. баррелей в день. Однако по оценке инвестиционного  банка Merrill Lynch для приведения рынка в равновесие к концу года квоту необходимо увеличить минимум на 2,5 млн. баррелей в день. Так что положение на рынке нефти будет зависеть от размера повышения квот, а существенного падения цен пока не ожидается. Совещание ОПЕК откроется в Вене 27 марта (на следующий день после президентских выборов в России).

Вероятно, с апреля общий  объем поставок ОПЕК, а также индивидуальные квоты поставок стран ОПЕК и Мексики  будут увеличены на 28 %, а во втором квартале, если обстановка на нефтяном рынке не улучшится, ОПЕК увеличит поставки еще на 500 тыс. бар. в день. В любом случае окончательное решение появится 27 марта. Однако, по мнению аналитиков нефтяного рынка, независимо от того, какое решение примут страны ОПЕК на конференции в Вене, ценовая картина рынка до середины года существенно не изменится. Запасы бензина в индустриально развитых странах сейчас настолько малы, что даже если поставки во втором квартале и возрастут в тех объемах, которых добиваются США, цены на нефть и бензин до конца лета все равно сохранятся на высоком уровне.

По появившейся в ряде СМИ информации ОПЕК, по всей вероятности, согласится увеличить объем добычи нефти на 2-2,5 млн. баррелей в день. Источник в самом ОПЕК сообщил, что организация намерена официально одобрить повышение квот добычи на 1 млн. баррелей в день, а затем в качестве уступки «давлению рынка» добавить к этой цифре еще от 1 до 1,5 млн. баррелей ежедневных поставок.

Ряд членов ОПЕК уже подняли  объемы своей нефтедобычи выше установленного количества. Однако обсуждение этой проблемы среди стран — участниц организации  экспортеров нефти пока не закончено. По оценкам Energy Information Administration, для того чтобы стабилизировать рынок, ОПЕК необходимо поднять уровень добычи на 2,3 млн. барр./сут., так как увеличение добычи нефти на 1 млн барр./сут. кардинально не изменит ситуацию: цены останутся достаточно высокими, а промышленные запасы – низкими. На цифре в 2,5 млн. последние месяцы активно настаивали США, при этом ОПЕК пыталась сопротивляться: до последнего времени. Самый высокий объем дополнительного экспорта, который обсуждался министрами энергетики стран ОПЕК, составлял лишь 1,7 млн. баррелей. Однако в конечном итоге, если верить СМИ, ОПЕК сдалась.

По мнению большинства  зарубежных экспертов, процесс выравнивания баланса спроса и предложения  и формирования на его основе стабильных и разумных цен еще только начинается. Сколько времени он продлится, сказать  пока сложно. Но совершенно ясно, что  решающая роль в этом будет принадлежать ОПЕК, международный авторитет которой  за последний год неизмеримо вырос. Он будет укрепляться и дальше, но только при соблюдении двух важнейших  условий - сохранении единства и наличии  четкой продуманной программы действий. И в этом плане ближайшими задачами ОПЕК видятся, во-первых, разработка механизма  присоединения Ирака (производство которого растет достаточно динамично) к общим усилиям по стабилизации рынка и, во-вторых, заблаговременное планирование постепенной отмены введенных  ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ

 

2.1 Формирование  и основные аспекты развития  мирового рынка нефти

На начало XXI века нефть  остается важнейшим мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной  торговли.

В связи с этим, рынок  нефти является объектом нормативно-правового  регулирования. Следовательно сама федеративная модель построения государства предполагает наличие определенных прав по регламентации экономических отношений субъектами Федерации и не все они должны регулироваться единообразно в силу наличия у каждого естественно-природных и иных особенностей, отдельные аспекты экономической деятельности и возникающих в связи с ней правоотношений могут закрепляться в нормативных правовых актах субъектов Федерации. Относительно хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством (Законами "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции", Энергетической стратегией России до 2020 г., Налоговым кодексом РФ и др.), субъекты Федерации могут регулировать, например, вопросы в сфере геологического изучения, пользования и распоряжения (совместно с Россией) недрами, разведки и добычи, подземного хранения нефти, ее транспортировки, налогообложения, охраны окружающей среды, установления льгот, в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса, и др.

Информация о работе ОПЕК и мировой рынок нефти