Онцепции возникновения и развития городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:08, реферат

Описание работы

Города возникали на определенном этапе развития общества - в рабовладельческую эпоху. Первые города возникли 5-12 тыс. лет назад в дельтах Тигра, Евфрата, Нила. Позднее - в Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Китае, Индии.
Выделяют следующие теории возникновения городов:

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

Выделяются  также азиатские «мегагорода» - огромные хаотично урбанизированные территории со смешанной специализацией. Эти города-следствие политики ускоренной индустриализации.

Важной  особенностью современного – постиндустриального  – развития городов является формирование мегалополисов – соединение нескольких городских агломераций в единое пространство. Именно подобные мегалополисы Америки, Японии и Европы на сегодняшний  день являются центрами постиндустриального  производства во всех смыслах этого  слова.

В будущем, основными тенденциями для каждой из групп будут:

  • Для мировых городов – дальнейшая интеграция в мировую экономику, развитие экстерриториальности, собственной глобальной субъектности и конкурентоспособности, переход к культуре активного потребления инноваций.
  • Для региональных городов – формирование и развитие постиндустриальной экономики, связанные с этим значительные пространственные деформации (вынос производств, перефункционализация и новое освоение территорий), формирование агломераций.
  • Для малых городов – либо переход к индустриальному развитию (через градообразующее предприятие, подключение к агломерации и т.д.), либо гипотетический переход к постиндустриальному через развитие сектора услуг.

Основными особенностями постиндустриальной экономики и развития среды для  современного города являются:

  • 24-часовая активность (деловая жизнь, торговля, развлечения)
  • Сверхвысокое энергопотребление, сглаживание суточных пиков
  • Высокая обеспеченность современными форматами торговли, общественного питания и коммерческой недвижимостью
  • Развитые общественные пространства, в т.ч. публичные
  • Новые формы потребительской культуры – визуальное потребление, сращивание развлечений с другими формами деятельности, высокая скорость потребления инноваций
  • Многофункциональное использование территории, отказ от «монофункциональных» районов
  • Новые стандарты качества жилья (в т.ч. обеспеченность площадью, стандарты строительства, разнообразие предложения)

Крупные города являются на сегодняшний день носителями постиндустриальной экономики; плотность  связей, качество жизни и особенности экономики которых делают возможным переход на новый уровень социально-экономических отношений. При этом, развитие постиндустриальной экономики, с ее повышенными требованиями ко многим вопросам, сталкивается в современных городах, даже относительно развитых, со значительными вызовами. Среди этих вызовов:

  • Транспортная проблема. Взрывной рост автомобилизации населения и неспособность транспортных систем городов справляться с потоками автотранспорта порождает противоречие между требованиями принятых стандартов качества жизни и объективными характеристиками существующего городского пространства. Это касается как внутригородских транспортных потоков, так и связи между городом и транспортными хабами.
  • Инфраструктурная проблема. Инфраструктурные требования постиндустриального качества жизни и экономического развития (связь, электроэнергия и т.д.) не могут эффективно удовлетворяться инфраструктурой современных городов. Как следствие, появляется противоречие между функцией городов как носителей постиндустриальной экономики и их способностью эту экономику обеспечивать.
  • Проблема качества городской среды. Люди стремятся к перемещению в крупные города, постиндустриальная экономика которых повышает капитализацию человеческих ресурсов и качество жизни, но при этом, размещение элементов постиндустриальной экономики в крупных городах часто невыгодно, по причине высокой стоимости жизни, рабочей силы и земли. Кроме того, существующие города не обладают необходимого качества общественными пространствами, деловой и жилой недвижимостью. Развитие существующей среды таких городов до требуемого уровня есть долгий и сложный процесс, который, к тому же, тормозится рядом объективных факторов.

Указанные проблемы можно обобщенно сформулировать так: «Крупные города все менее способны поддерживать постиндустриальную экономику, при этом, они являются единственными  территориями, где такая экономика  является возможной». Эти вызовы не являются специфически российскими; аналогичная  ситуация наблюдается во многих городах  мира. В настоящее время, эти проблемы пытаются решать разнообразными способами, в т.ч. через редевелопмент городской среды и формирование новых городских поселений «под задачу».

Представления о тенденциях и направлении эволюции городской архитектуры и шире, пространственном развитии города, последние  годы претерпевают значительные изменения. В настоящее время, базовым трендом  является отказ от монофункциональности в развитии городской среды (выраженной в спальных и промышленных районах, а также классическом американском нежилом ЦДР, центральном деловом районе) в пользу концепции многофункционального развития. Суть ее заключается в том, что городское пространство способно эффективно выполнять несколько функций одновременно, при этом наличие нескольких функций ведет к большей плотности социальных связей, более высокому качеству городской среды и в целом более гармоничному развитию города. Разумеется, подобное объединение функций возможно исключительно в постиндустриальной логике, когда основные виды деятельности осуществляются в секторе услуг. Эта концепция решает ряд проблем постиндустриального городского развития, таких как транспортная и качество городской среды. По сути, она представляет собой отход от индустриальных представлений о городской среде в направлении «классических» ранних представлений о городском пространстве, городе как «единстве непохожих».

Многофункциональное развитие городского пространства предотвращает  формирование в городах зон антропопустынь «второго рода». По сути дела, городская антропопустыня второго рода (избыток населения при растущей нехватке комуникаций) является кризисом развития индустриальной модели города. В постиндустриальном городе эта проблема решается, поскольку наличие нескольких функций у территории значительно повышает ее капитализацию и оправдывает прокладку дополнительных коммуникаций. Проблема плотности населения решается через многофункциональное освоение дополнительных территорий. Аналогичным образом может быть решена и проблема антропопустынь «первого рода»: развитие неким субъектом на определенной территории (в малом городе) постиндустриальной экономики и создание высокого качества жизни делает рентабельным прокладку туда коммуникаций. Это было не раз показано на примере новых «университетских» и корпоративных городов Европы и США.

Значительные  изменения сейчас происходят и в  пространственной структуре городов. Суть их заключается в том же кризисе  монофункционального подхода к  пространству, характерного для предыдущего  этапа развития. Пространственная структура  городов стремится вырваться  из жесткой структуры монофункциональных зон, в городах образуются новые  «центры», вносятся изменения в существующую застройку, проходит редевелопмент крупных территорий. Обычный современный крупный город имеет по меньшей мере три кризисных монофункциональных зоны (промышленное кольцо, «дешевые» спальные районы, полоса малоэтажной коттеджной застройки по периметру; в США к ним относится еще и нежилой деловой центр). Одним из основных трендов пространственного развития городов является, таким образом, дополнение и расширение функций этих территорий.

В целом, развитие городской застройки сейчас идет не «вверх», а в стороны. Опыт эксплуатации районов с высотной застройкой показал, что в «малоэтажных» (3-5 этажей) домах  качество жизни субъективно выше, а городская среда - приятнее. Компенсация  в потере плотности населения  и застройки (т.е. в потере денег  девелоперами) идет за счет как редевелопмента территорий внутри города, так и освоения новых районов, формирования агломерации. Кроме того, постиндустриальная экономика не требует сверхплотной компактной концентрации рабочей силы. В качестве примера, «новые» европейские и американские города (начало развития- с 1970-х, население 150-200 тыс.человек), окружающие крупные миллионники и имеющие вполне самостоятельную постиндустриальную экономику, как правил не имеют массовой высотной застройки, за исключением нескольких доминант в центре.

Формирование  «вымороченных» форм городского развития, таких как описанные в фантастической литературе гипертрофированные индустриальные города типа «Стальные пещеры», следует считать крайне маловероятным. Равным образом маложизнеспособными являются «города-утопии», наподобие некоторых современных корпоративных городов Америки («миленький», но совершенно неудобный для жизни город компании Уолта Диснея, к примеру).

Интересной  особенностью развития постиндустриальных городов является также образование  дополнительной функциональной нагрузки у центра города. В общем виде, центр города, т.е. точка максимального  социального притяжения, максимальной концентрации деятельностей и людей, образовывается вокруг места пространственной локализации основных социосистемных функций города. На всех этапах центр города образовывался вокруг «рынка» и прилегающей к нему «администрации» и «церкви». В индустриальном городе центр форсировался вокруг основного производства (или деловых центров) и администрации, а также университетов. С развитием постиндустриальных городов, их «центр» должен обеспечивать еще и времяпрепровождение в «свободное время», т.е. предлагать стимуляцию творческой активности, развлечения, высокую плотность коммуникаций и социальных связей. Сегодня эту функцию выполняют общественные пространства, торговые и пешеходные улицы, грамотно организованные торговые центры, транспортные узлы.

1 Есть специальный термин – «ЗаМКАДье»


Информация о работе Онцепции возникновения и развития городов