Олигополия, ее харакеристика и особенности на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества.

Содержание

Введение.
1.Олигополия и рыночная концентрация.
2.Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии.
3.Основные характеристики олигополии.
4.Крупные предприятия как ядро экономики России
5.Олигополия и эффективность.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

oligopol.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

  Экономия на масштабах основанная на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии. Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше.

4.Крупные  предприятия как  ядро экономики  России

 

  Проблема  эффективности крупных предприятий, которые незбежно придают рынку  олигополистический характер, особенно важна для экономики России. Дело, в том, что исторически российская промышленность развивалась в первую очередь как кркупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России. Для советской экономики также была свойственна непропорционально выокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравннению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий(с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигал почти16 % и был в пять с лишнем раз выше, чем в ФРГ. Причем на этот процесс концентрации не остановилсяю К концу советской эпохи (1987г.) доля крупных предприятий дошла до 29,5 %, а трудились на них 85,1% всех занятых, т.е. чуть ли не все работники промышленности.

  В новой рыносной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов в общей численности предприятий резко упала (до 3% в 1999г.). Но фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на предприятиях-гигантах. В 1999г. на крупных предприятиях работало 2/3 занятых в промышленност, ими выпускалось 3/4 всей продукции. Иначе говоря, крупные предприятия – это все что у нас есть. Другой промышленности Россия просто не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны.

  Проблема  современной российской экономики, таким образом, состоит не столько  в том, чтобы не допустить ее развития по олигополистическому сценарию( в  силу преобладания крупных предприятий  это вряд ля осуществлимо), сколько  в том чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентноспособными по международным стандартам.

 

5.Олигополия  и   эффективность.

 

  Для конкурентной фирмы сигналами служат изменение цен готовой продукции  и цен ресурсов. Повышение цен  готовой продукции свидетельствует  о том, что спрос возрос и следует увеличивать количество выпускаемой продукции. Понижение цен действует в обратном направлении. Повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек производства и в конечном счете к снижению предложения товара.

  Фирма-олигополист также реагирует на колебания цен на экономические ресурсы. Однако об изменении спроса на готовую продукцию она судит по изменениям продаж при временно фиксированной - “администрируемой” цене. Это означает, что фирмы-олигополисты, назначив цены, не меняют их каждый раз, когда происходит изменение спроса. Изменения спроса проявляются прежде всего в колебании объема продаж этих фирм. Разумеется, фирмы-олигополисты время от времени меняют цены, но это происходит через большие промежутки времени и на достаточно большую величину.

  Различие  сигналов не мешает фирмам-участникам олигополии гибко реагировать на потребности рынка. Так, повышение  цен на ресурсы приводит к увеличению издержек производства (сдвигу вправо кривой издержек) и вынуждает олигополиста поднять цены и уменьшить объем производства. Повышение спроса на готовую продукцию приводит к росту продаж. Это заставляет фирму расширить производство и, соответственно, увеличить объем экономических ресурсов, необходимых для производства данного товара.

  По  мнению экономистов, при перераспределении экономических ресурсов рыночная система в условиях олигополии действует практически столь же гибко, как и при совершенной конкуренции. Однако может ли олигополия в конечном счете обеспечить наилучший набор товаров и услуг в экономике, то есть произвести необходимое потребителям количество шляп, пиджаков, чайников и т.д.?

  Анализ  отраслей с олигополистической структурой выявляет значительные различия между  ними в аллокационной эффективности. В некоторых олигополистических отраслях фирмам удается приблизится к такому уровню координации своих действий, который позволяет совместно максимизировать прибыль. В этом случае устанавливаемая на рынке цена близка к монопольной и, следовательно, Р существенно выше МС.

  В других отраслях соперничество и независимость поведения фирм могут быть столь велики, что цена и прибыль значительно отличаются от монопольных. В ряде случаев экономическая прибыль, как и при совершенной конкуренции, может приближаться к нулю. Цены и объемы производства также приближаются к уровням, характерным для совершенной конкуренции: Р = МС .

  Практика  экономической жизни показывает, что чаще всего фирмы в условиях олигополии устанавливают цены выше предельных издержек производства, а  это означает, что они функционируют при объемах производства меньше тех, которые желательны для потребителя. Следовательно, олигополия не достигает той эффективности в распределении экономических ресурсов, которую обеспечивает совершенная конкуренция. И в этом отношении она сходна с монополией.

  Однако  олигополия все же лучше, чем монополия. Суть олигополии - в сплаве координации  и конкуренции. Так, даже в случае совместной максимизации прибыли всегда возникает вопрос о долях рынка: как будет распределен между  конкурентами объем продаж, обеспечивающий максимальную прибыль? Конкуренция заставляет отдельных участников олигополии явно или скрыто нарушать соглашения, практиковать тайные скидки, позволяющие увеличить объем продаж. В результате монопольный уровень прибыли не достигается.

  Существует и другая причина, по которой фирмы-участники олигополии не получают монопольной прибыли. Это связано с теми издержками, которые они несут, вступая в неценовую конкуренцию со своими соперниками за долю рынка. Например, издержки на рекламу будут заметно снижать отраслевую прибыль, хотя, конечно, данное соображение является слабым утешением для потребителей.

  Главным оправданием олигополистической структуры  отрасли является то, что она, возможно, наилучшим образом приспособлена  для тех видов деятельности, где минимальный эффективный размер производства достаточно велик. Гигантская экономия на масштабах производства, достигаемая крупными фирмами, делает их практически неуязвимыми для конкуренции со стороны мелких фирм. Так, если представить, что олигополистическая отрасль могла бы быть реорганизована в большое количество более мелких фирм, то очевидно, что удельные издержки производства в условиях совершенной конкуренции были бы существенно выше, чем при олигополии, хотя каждая конкурентная фирма и достигала бы минимума на своей кривой издержек, а фирма-олигополист - нет.

 

Заключение.

  Многие  западные экономисты утверждают, что  олигополистическая структура наилучшим  образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных  исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

  К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая  является результатом существования  барьеров для вхождения в отрасль  и их способности избегать ценовой конкуренции.

  Подобные  утверждения подкреплены многочисленными  эмпирическими данными. Лидирующие американские, японские, европейские  фирмы, оперирующие в высококонцентрированных  отраслях экономики, являются лидерами технического прогресса. Среди них такие, как “Кодак”, “Ай Би Эм”, “Дюпон”, “Ксерокс”, “Сони” и другие.

 

   Список  используемой  литературы. 

  1. Родионова И.А. Экономическая география России. - М., 1998.
  2. Микроэкономика: Теория и российская практика: М,2001
  3. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. - М., 1999

Информация о работе Олигополия, ее харакеристика и особенности на рынке