Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:37, курсовая работа
В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества.
Введение.
1.Олигополия и рыночная концентрация.
2.Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии.
3.Основные характеристики олигополии.
4.Крупные предприятия как ядро экономики России
5.Олигополия и эффективность.
Заключение.
Таблица 1 - Предприятия занимающие доминирующее положение в отраслях промышленности России
|
Число хозяйств. субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % | Удельный вес, % | ||
предприятий в общем числе предприятий отрасли | объема производства их продукции в общем объеме производства отрасли | объема производства
продукции, по которой хозяйств. субъекты
включены в Реестр, в общем объеме
их
производства | ||
Вся промышленность в том числе: | 265 | 1.3 | 16.7 | 25.7 |
Пищевая | 8 | 0.2 | 0.6 | 48.9 |
Топливная | 7 | 1.5 | 5.9 | 3.9 |
Черная металлургия | 28 | 10.9 | 67.9 | 12.6 |
Цветная металлургия | 27 | 5.9 | 32 | 19.7 |
Химическая и нефтехимическая (без химикофармац. промышленности) | 41 | 7.1 | 25.8 | 20.7 |
Машиностроение и металлообр. (без промышленности медицинской техники | 136 | 2.6 | 28.2 | 49.5 |
Лесная, деревообраб. и целюлознобум. промышленность | 8 | 0.3 | 8.1 | 19.1 |
Промышленность строительных материалов | 3 | 0.2 | 2.2 | 76.3 |
Легкая | 1 | 0.1 | 0.3 | 7.8 |
В то же время исследования, проведенные Государственным комитетом по антимонопольной политике, показывают, что монополий национального масштаба, т.е. предприятий, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного и в основном это так называемые «технологические монополии»: военно-промышленный комплекс, газодобыча, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, почта и др. Для России более характерны следующие модели:
- локальный (региональный) монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Это – предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, (свеклосахарной, масложировой, например, на Кубани) или по обслуживанию населения в отдельных районах страны.
- олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение, например, производство легковых автомобилей; высококачественных кондитерских изделий, шампанских вин и т.п.;
наличие
в производстве и на товарном рынке
одного доминирующего предприятия
и небольших предприятий-
деконцентрированные отрасли, например, ряд отраслей пищевой и легкой промышленностей.
Действующее
антимонопольное
не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих стран рыночной экономики;
отсутствие утвержденного показателя доли продаж на региональном рынке для предприятий, выпускающих различную продукцию, что не позволяет объективно выявить фирму–монополиста;
не учтен
в достаточной мере степени опыт
развитых стран в области
недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства;
отсутствие четкой ясности по санкциям к предприятиям-монополистам и выхода их из этого состояния;
Создание и использование действенного антимонопольного законодательства являются основой для здоровой конкуренции и на этой базе повышения эффективности функционирования субъектов рыночной экономики в России.
В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.
Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью чистой теории, они прибегают к статистическим методам. В идеале следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии фокусируются на нормах прибыли.
Первым,
кто попытался
Установлено наличие слабой, но устойчивой связи между доходами и концентрацией. Экономисты пришли к выводу, что в целом, чем выше уровень концентрации отрасли, тем ближе взаимодействие фирм в ней к картелю или монополии. Это будет верно даже в том случае, если между конкурентами не будет соглашения о повышении цен и дележе рынка.
В
современной России мы можем наблюдать
процесс, где первоначально
1.Экономия от масштабов производства. Технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции может быть достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос.
Экономия
на масштабах производства при превышении
некоторого размера сменяется
2.Взаимозависимость фирм на рынке. Фирма-олигополист, так же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.
Так,
снижение цены может, во-первых, сопровождаться
снижением цен у компаний-
Аналогичным образом непредсказуемы последствия увеличения цены одним из участников олигополии.
3.Жесткость цен и неценовая конкуренция. Эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.
В условиях совершенной конкуренции фирме нет смысла бороться за большую долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка.
Фирма
может практиковать и хищнические
методы борьбы с конкурентами, крайним
из которых является физическое разрушение
оборудования и продукции последних.
К таким методам относится
и хищническое ценообразование,
при котором
Фирма может использовать систему эксклюзивных контрактов с компаниями, занимающимися сбытом ее продукции. Такие контракты предполагают, что дилеры ограничиваются продажей товаров исключительно данной фирмы и не могут одновременно заниматься сбытом продукции конкурентов. Во многих странах такие контракты считаются незаконными, так как могут чрезмерно усиливать рыночную власть отдельных компаний.
Фирма
может использовать комплексные
контракты. Так, крупная корпорация,
продающая множество
Все эти методы нечестного завоевания контроля над рынком были и остаются предметом антитрестовского (антимонопольного) законодательства.
4.Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию в отрасли.
5.Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор : высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства.
Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней.
6.Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.
Информация о работе Олигополия, ее харакеристика и особенности на рынке