Олигополии и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличие на рынке нескольких продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная. К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-4
1. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
1.1. Основные черты олигополии………………………………………….5-6
1.2. Модели олигополии…………………………………………………..7-16
2. ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1. Формы олигополии в России и их последствия…………………..17-23
2.2. Антимонопольная политика в России……………………………...23-28
Заключение ………………………………………………..……………...29-30
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 164.00 Кб (Скачать)

Но если предприятие предпримет попытку понизить цену, то остальные  олигополисты моментально отреагируют соответствующим понижением цен на свою продукцию. В этом случае состояние спроса будет характеризоваться отрезком . Этой части кривой спроса присуща более низкая эластичность, следовательно, понижение цены не позволит заметно увеличить объемы продаж.

При этом необходимо заметить, что и кривая предельного дохода имеет необычную форму: она состоит  также из двух отрезков. Первый отрезок  кривой предельного дохода соответствует  кривой спроса , второй – . Наличие переломного момента в эластичности спроса в точке А обуславливает разрыв кривой предельного дохода, т.е. появляется вертикальный отрезок BE кривой предельного дохода . Данный разрыв в кривой предельного дохода  наводит на мысль о том, что фактически любые изменения в предельных издержках в границах между кривыми предельных издержек и не будут оказывать влияние на цену и объем производства, так как точка пересечения вертикального отрезка кривой предельного дохода (ВЕ) с кривой предельных издержек будет указывать на неизменность масштаба производства ( ), максимизирующего прибыль.

  • 3.Тайный сговор и картели

  • В связи с тем, что во многих странах действует антимонопольное законодательство, открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, становится невозможным. В таких случаях соглашения заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах. При этом используются изощренные формы камуфляжа согласованных действий олигополистов. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами.

    Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются так называются джентльменские соглашения, которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные соглашения о ценах требуют от их участников взаимного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться сбалансированности интересов участников. Расхождения в издержках, различия в целевых установках обуславливают далеко не одинаковое рыночное поведение олигополистов. В рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием.

    Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен, но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

    На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие  от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

    Классическим примером образования  и существования до сих пор  картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров  Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды  своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.

    Олигополия, значительно  отличается от монополии. Суть ее в  сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее  правило: чем меньше фирм в отрасли  и чем крупнее каждая из них, тем  легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких  прибылей, регулируя цены на выпускаемую  продукцию. И в этом смысле мы можем  говорить о потенциальной опасности  монополизации тех или иных отраслей экономики.

    Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос  потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию, не неся больших  потерь в объеме продаж.

    4.Лидерство  в ценах

    Лидерство в ценах –  это одна из форм рыночного поведения  олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящие момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому изменению.

    Когда мы говорим о лидерстве  в ценах, то предполагаем, что никаких  соглашений или договоренностей  между предприятиями нет. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы провоцирует реакцию остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий.

    Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что  он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен  происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в  условиях функционирования предприятия  либо выпуска продукции.

    5.Теория игр

    Часто отмечают, что в  действительности олигополия - это  игра характеров. Поэтому экономисты, занимающиеся теорией олигополии, были восхищены появлением в 1944 году объемистой и высоко математезированной книги под названием “Теории игр и экономическое поведение”. Могло ли случиться, что Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн решили, наконец, головоломку олигополии? Конечно, Нейман и Моргенштерн сделали большой шаг вперед. Вместо того чтобы в качестве отправной точки предпринятого ими исследования выдвинуть свое предположение о том, как одна фирма отреагирует на изменения, проводимые другой фирмой, они решили  выяснить, какое предположение относительно поведения своих конкурентов оптимально для фирмы.

    Суть подхода Неймана-Моргенштерна - можно выразить с помощью простого примера. Представьте себе рынок, где  существует только две фирмы - компания Альфа и предприятие Зет. Единица  их продукции стоит 1 доллар затрат. Если каждая фирма установит цену 5 долларов и продаст 100 единиц в месяц, то, имея 4 доллара прибыли с единицы, каждая из них получит общий месячный доход в 400 долларов. Если каждая фирма  установит 4 доллара за штуку и  продаст 120 единиц, то, имея 3 доллара  прибыли с единицы, она получит  общую месячную прибыль в 360 долларов. Какую цену реально установят  эти фирмы? Конечно, 5 долларов - это  цена, которая максимизирует их общие  доходы, но в условиях олигополии эта  цена может не быть стабильно равновесной. Кроме двух уже упомянутых возможностей, Альфа должна учитывать еще две. Первая - снизить цену до 4 долларов, в то время как Зет держит 5 долларов. Это позволит ей забрать  у Зет множество потребителей и продать 150 единиц, получив 450 долларов дохода. Вторая - держать цену 5 долларов, в то время как Зет снизит цену до 4. В этом случае Зет заберет у Альфа множество потребителей, оставив ей возможность продать лишь 60 единиц, и получить доход в 240 долларов. Итак, что же произойдет?

    Один вариант поиска ответа - рассмотрение различных предположений, которые каждая фирма может сделать  о поведении другой. Если Альфа  предположит, что Зет спросит 4 доллара, опять-таки лучшим для нее будет  держать цену в 4 доллара. Похоже, что  Альфе лучше всего держать  цену именно в 4 доллара, независимо от того, что делает фирма Зет. Альфа  будет также осознавать, что взгляды  Зет на эту игру - зеркальное отражение  ее собственных. После соизмерения возможных последствий различных решений, каждая фирма поймет, что наиболее рациональным будет предположить худшее. До тех пор, пока две фирмы не смогут заключить соглашения вместе держать цену 5 долларов (а такие соглашения считаются нарушением правил представленной здесь игры), цена 4 доллара будет равновесной. Равновесие, достигнутое в ситуации, изображенной в таблице 1, называется равновесием Нэша, в честь американского математика, теоретика игр Джона Нэша.

     

    Таблица 1.

     

    Ценовая стратегия фирмы  «Альфа»

    Ценовая стратегия фирмы  «Зет»

     

    5$

    4$

    5$

    400$

    450$

    4$

    240$

    360$





     
    Равновесие Нэша

     

    В условиях равновесия Нэша стратегия каждого игрока оптимальна в условиях стратегии, выбранной его конкурентами. Таким образом, ни у одного игрока нет стимула изменить свою стратегию после выяснения того, какую стратегию выбрал другой игрок. Теория Курно оценивает другой случай равновесия Нэша. В игре Курно каждая фирма первым делом изменяет цены, как только узнает, что сделали ее конкуренты. Тем не менее, постепенно цены сходятся к равновесию Нэша. [4,с309]                                                                                  

     

     

     

     

     

     

    2. Олигополия в Российском рынке

    2.1. Олигополия в России

     

    Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти  все отрасли, которым удалось  выстоять в нынешнем кризисе и  на которые пока опирается отечественная  экономика. Концентрация производства в руках восьми ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.)

    Резким контрастом к ним  выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших восьми фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (вспомним хотя бы многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей – кондитерская промышленность).

    Высокие барьеры для новых  фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и  сохранение олигополии. Они принимают  разную форму: экономии на масштабах  производства, экономии на издержках  вследствие накопленного опыта, известности  товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности  моделей товара, капиталовооруженности и т.д.

     

     

     

     

     

    Рисунок 4

     

    Экономия на масштабах, основанная на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку  новая фирма неизвестна, она может  претендовать лишь на незначительный спрос (Dн - сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии ( ) (рисунок 4). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше ( )

    Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже Рн , но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между Рн и Ро) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).

    Издержки новой фирмы  могут быть выше потому, что оно  не имеет опыта ведения бизнеса  в данной сфере деятельности: ее менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной  рабочей силы; хуже условия получения  банковского кредита; слабее связи  с поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако - не все из них. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число потенциальных конкурентов.

    Рисунок 5

     

    Между тем сама угроза появления  конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не боялась потерять свою долю рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Ро и производить Qо. Однако она устанавливает цену на уровне не выше Р1, поскольку при такой цене потенциальный конкурент будет не в состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль. Старая же фирма и при такой цене будет получать прибыль. Цена Р1 часто называется предельной ценой. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.

    Чтобы фирма могла достичь  наиболее эффективных для данного  вида деятельности размеров, часто  требуется значительный объем капитала. Потенциальному участнику рынка  в авиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей промышленности и  во многих других отраслях требуются  миллиарды рублей, чтобы начать дело. Несомненно, это является важным барьером на пути уменьшения рыночной концентрации в данных секторах экономики.

    Информация о работе Олигополии и ее виды