Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа
Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличие на рынке нескольких продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная. К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.
Введение ……………………………………………………………………3-4
1. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
1.1. Основные черты олигополии………………………………………….5-6
1.2. Модели олигополии…………………………………………………..7-16
2. ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1. Формы олигополии в России и их последствия…………………..17-23
2.2. Антимонопольная политика в России……………………………...23-28
Заключение ………………………………………………..……………...29-30
Список литературы………………
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
1.1. Основные черты олигополии………………………………………….5-6
1.2. Модели олигополии………………………………………………….
2. ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1. Формы олигополии в России и их последствия…………………..17-23
2.2. Антимонопольная политика в России……………………………...23-28
Заключение ……………………………………………….
Список литературы…………………………………
Олигополия – это рыночная
структура, характеризуемая наличие
на рынке нескольких продавцов. Если два
продавца, то это дуополия, или частный
случай олигополии, ибо это уже не монополия.
В экономической теории большое внимание
уделяется проблемам структуры рынка.
Как известно, выделяют совершенную и
несовершенную конкуренцию. Если совершенная
конкуренция – это несколько идеализированная
модель структуры рынка, то несовершенная
– это вполне реальная. К числу несовершенной
конкуренции относят олигополию, монополистическую
конкуренцию и монополию. В данной работе
мы остановились на олигополии.
В условиях замедления экономического
роста и уменьшения спроса на товары
и услуги все более активной становится
конкурентная борьба на рынке. Укрепление
игроков приводит к увеличению их
возможностей для воздействия на
рынок. Российский рынок имеет ряд особенностей,
связанных с тем, что на рынке преобладают
компании с высокой долей занятого рынка
различных отраслях народного хозяйства.
В результате рынок олигополии для нас
является очень важным, так как многие
фирмы-олигоолисты являются ключевыми
для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром
и нефтеэкспортеры и "металлурги"
и многие другие. Если взять производство
основных видов промышленной продукции,
то на долю олигополистических отраслей
приходится 40% , а по некоторым данным все
60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими
в России по объему реализации. В последние
годы государство уделяет повышенное
внимание проблемам, связанным с состоянием
конкуренции, а также пресечению нарушений
антимонопольного законодательства. Обновлено
антимоно-польное законодательство, значительно
ужесточены санкции за его нарушение.
Актуальность проблемы заключается
в том, что в условиях российской
экономики олигополия существенно
влияет на развитие страны. Это особенно
актуально в современное
Предметом исследования являются
экономические отношения, возникающие
между субъектами олигополистического
рынка, государством и другими фирмами
в области производства, ценообразования,
сбыта.
Целью работы является изучение
особенностей такой рыночной структуры
как олигополия. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение категории
«олигополии»;
- рассмотреть особенности олигополистического рынка;
- рассмотреть основные виды
олигополий;
- проанализировать ценовую
политику в условиях олигополистического
рынка;
- рассмотреть олигополистические рынки в России, выявить его основные черты;
1. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Основные черты олигополии
Олигополии присущи следующие характерные черты:
- Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве свинца, меди, стекла, и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США на 3 компании ("Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер") приходилось в конце ХХ века свыше 95 % национального производства автомобилей. Для других отраслей обрабатывающей промышленности США (производства бытовой техники: холодильников, пылесосов, стиральных машин, телефонов) также была характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.
- Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба). В автомобильной промышленности США в конце ХХ века, например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тысяч машин в год. При этом, если в начале ХХ века число американских автомобильных фирм приближалось к 200, в конце 20-х годов их число не превышало 200, а к концу ХХ века их можно было пересчитать по пальцам.
-Эффект масштаба - важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень.
Олигополистическая
Это может быть связано с патентной монополией (как это происходит в наукоемких отраслях), контролируемых фирмами. На протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от внутренней конкуренции.
Среди других причин можно отметить монополию контроля над редкими источниками сырья; запредельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу - бизнесе ) и т.п.
Таким образом, олигополия является одной из самых распространенных структура рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, на которые опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62 %. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения ( производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.).
Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г.
Его модель основывалась на следующих предпосылках:
Допустим, что на рынке
действуют две фирмы: X и Y Как будет
определять фирма X цену и объем производства?
Помимо издержек они зависят от спроса,
а спрос, в свою очередь, от того, сколько
продукции выпустит фирма Y. Однако что
будет делать фирма Y, фирме X неизвестно,
она лишь может предположить возможные
варианты ее действий и соответственно
планировать собственный выпуск. [2,с284]
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .
Рисунок 1.
Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки.
Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.
Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 2 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
Рисунок 2.
Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга
В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.
В условиях ограниченного
числа поставщиков
В реальной действительности
в зависимости от конкретно складывающихся
обстоятельств поведение
Рисунок 3
Ломаная кривая спроса олигополиста
Если представить, что кривая спроса выражает положение олигополиста в условиях, когда его конкуренты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая спроса соответствует игнорированию конкурентами изменения цен этим олигополистом, то можно сделать вывод о наличии кривой спроса у олигополиста в условиях ценовой конкуренции. Такого рода заключение вытекает из неоднозначной реакции конкурентов на повышение или понижение цен одним из олигополистов. В случае установления цены и объема выпуска, соответствующих точке А, положение предприятия характеризуется равновесным состоянием. Однако если предприятие примет решение о повышении цены на свою продукцию, а его конкуренты на это никак не отреагируют, то положение на рынке предприятия-инициатора будет характеризоваться отрезком кривой спроса . В результате того, что на данном отрезке спрос обладает относительно высокой эластичностью, повышение цены приведет к сокращению объема продаж предприятием, тогда как его конкуренты получат дополнительных покупателей.