Олигополии и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличие на рынке нескольких продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная. К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-4
1. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
1.1. Основные черты олигополии………………………………………….5-6
1.2. Модели олигополии…………………………………………………..7-16
2. ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1. Формы олигополии в России и их последствия…………………..17-23
2.2. Антимонопольная политика в России……………………………...23-28
Заключение ………………………………………………..……………...29-30
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 164.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-4

1. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ

1.1. Основные черты олигополии………………………………………….5-6

1.2. Модели олигополии…………………………………………………..7-16

2. ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

2.1. Формы олигополии в России и их последствия…………………..17-23

2.2. Антимонопольная политика  в России……………………………...23-28

Заключение ………………………………………………..……………...29-30

Список литературы…………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличие  на рынке нескольких продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная. К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.                                                                                                         

В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок. Российский рынок имеет ряд особенностей, связанных с тем, что на рынке преобладают компании с высокой долей занятого рынка различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации. В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблемам, связанным с состоянием конкуренции, а также пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимоно-польное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.                                                                                 

Актуальность проблемы заключается  в том, что в условиях российской экономики олигополия существенно  влияет на развитие страны. Это особенно актуально в современное кризисное  время, когда происходит перераспределение  собственности, сокращение игроков  на рынке, различные слияние и  поглощения. Задача Федеральной антимонопольной  службы – не допустить появление  новых монополистических и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение  цен и т.д.                                                                               

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие  между субъектами олигополистического  рынка, государством и другими фирмами  в области производства, ценообразования, сбыта.                                                                            

Целью работы является изучение особенностей такой рыночной структуры  как олигополия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:                                                                                  

-          дать определение категории «олигополии»;                                 

-          рассмотреть особенности олигополистического рынка;               

-          рассмотреть основные виды олигополий;                                    

-          проанализировать ценовую политику в условиях олигополистического рынка;                                                                                 

-          рассмотреть олигополистические рынки в России, выявить его основные черты;

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 1. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ

1.1 Основные черты олигополии

 

Олигополии присущи следующие  характерные черты:

- Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве свинца, меди, стекла, и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США на 3 компании ("Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер") приходилось в конце ХХ века свыше 95 % национального производства автомобилей. Для других отраслей обрабатывающей промышленности США (производства бытовой техники: холодильников, пылесосов, стиральных машин, телефонов) также была характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.

- Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба). В автомобильной промышленности США в конце ХХ века, например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тысяч машин в год. При этом, если в начале ХХ века число американских автомобильных фирм приближалось к 200, в конце 20-х годов их число не превышало 200, а к концу ХХ века их можно было пересчитать по пальцам.

-Эффект масштаба - важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень.

Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими  барьерами для вхождения в  отрасль.

Это может быть связано  с патентной монополией (как это происходит в наукоемких отраслях), контролируемых фирмами. На протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от внутренней конкуренции.

Среди других причин можно  отметить монополию контроля над  редкими источниками сырья; запредельно  высокие расходы на рекламу (как  в производстве сигарет, прохладительных  напитков или в шоу - бизнесе ) и т.п.

Таким образом, олигополия является одной из самых распространенных структура рынка в современной  экономике. В большинстве стран  почти все отрасли тяжелой  промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти  все отрасли, на которые опирается  отечественная экономика. Концентрация производства в руках ведущих  фирм здесь колеблется от 51 до 62 %. Бесспорно  олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения ( производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.).

Большая доля в выпуске  продукции обеспечивает фирмам олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

1.2Моделиолигополии                                                                       Прежде всего, обратим внимание на огромную роль, которую играет при определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения  каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

  • 1. Модель Курно

  • Существует много моделей  олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским  экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г.

    Его модель основывалась на следующих  предпосылках:

    • на рынке присутствуют только две фирмы;
    • каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

    Допустим, что на рынке  действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск. [2,с284]                                                                                   

    Поскольку рыночный спрос  есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .

    Рисунок 1.

  •         Модель Курно

  • Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки.

    Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

    Объединив оба графика, получим  кривые реакции обеих фирм на поведение  друг друга. На рис. 2 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

    Рисунок 2.

    Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга

     

    В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.

  • 2. Ценовая конкуренция и ценовые «войны»

  • В условиях ограниченного  числа поставщиков определенного  товара их поведение можно описать  двояким образом. Повышение или  понижение цены на товар одним  из товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которого пытался  добиться один из хозяйственных субъектов. В результате между конкурентами фактически не происходит перераспределение  общих объёмов продаж, каждый из конкурентов не ощущает потери своих  покупателей. Если и происходит отток  или приток покупателей, то это ощущает  отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен покупатели будут искать способы удовлетворения своих потребностей путем расширения объема закупок товаров в данной отрасли или в других отраслях.

    В реальной действительности в зависимости от конкретно складывающихся обстоятельств поведение конкурентов  в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее достоверной реакцией можно считать то, что понижение цены кем-либо из конкурентов вызовет стремление у остальных выровнять свои цены, т.е. понизить их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время повышения цен одним из товаропроизводителей, как правило, оставляют без внимания. Такое игнорирование повышения цен со стороны конкурентов связано с надеждой увеличить свои доли в общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул поднять цену на свой продукт. Для наглядности обратимся к рисунку 3 на котором показаны кривые спроса олигополиста. [7,с543]                                                                                  

    Рисунок 3

    Ломаная кривая спроса олигополиста

     

    Если представить, что  кривая спроса выражает положение олигополиста в условиях, когда его конкуренты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая спроса соответствует игнорированию конкурентами изменения цен этим олигополистом, то можно сделать вывод о наличии кривой спроса у олигополиста в условиях ценовой конкуренции. Такого рода заключение вытекает из неоднозначной реакции конкурентов на повышение или понижение цен одним из олигополистов. В случае установления цены и объема выпуска, соответствующих точке А, положение предприятия характеризуется равновесным состоянием. Однако если предприятие примет решение о повышении цены на свою продукцию, а его конкуренты на это никак не отреагируют, то положение на рынке предприятия-инициатора будет характеризоваться отрезком кривой спроса . В результате того, что на данном отрезке спрос обладает относительно высокой эластичностью, повышение цены приведет к сокращению объема продаж предприятием, тогда как его конкуренты получат дополнительных покупателей.

    Информация о работе Олигополии и ее виды