Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:26, контрольная работа
Зарождение оффшорной индустрии связано с желанием государств привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на государственное регулирование и вмешательство в экономику. Широкомасштабное развитие оффшорного бизнеса началось в 1960-е гг. с возникновением независимых государств - бывших колоний. Эти государства стали предоставлять налоговые и иные льготы компаниям, не ведущим деятельность на их территории с целью привлечения капитала. Значительное увеличение количества возникающих оффшорных зон связывается с переходом развитых стран к монетаристской модели управления экономикой.
Введение
Зарождение оффшорной индустрии связано с желанием государств привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на государственное регулирование и вмешательство в экономику. Широкомасштабное развитие оффшорного бизнеса началось в 1960-е гг. с возникновением независимых государств - бывших колоний. Эти государства стали предоставлять налоговые и иные льготы компаниям, не ведущим деятельность на их территории с целью привлечения капитала. Значительное увеличение количества возникающих оффшорных зон связывается с переходом развитых стран к монетаристской модели управления экономикой.
Во второй половине XX в. формы и характер деятельности международных компаний изменились. Расширение сферы функционирования крупных корпораций до масштабов мирового хозяйства привело к тому, что международные объединения картельного типа, характерные для первой половины XX в., уступили место международным корпорациям и другим мощным производственным фирмам. Международные объединения нового типа не довольствуются деятельностью на ограниченных территориях, как это чаще всего происходило в колониальную эпоху, а руководствуются концепцией глобальной экспансии. Они рассматривают все мировое хозяйство как сферу приложения своего капитала.
В целом динамику развития
ТНК можно представить
Оффшорные зоны (от английского offshore, что дословно означает “вне берега”) составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие от СЭЗ состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность.
Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Налоговые льготы для компании, зарегистрированных и оффшорные зоны (ОЗ), или оффшорных компаний (ОК) весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от коммерческой активности ОК.
Другим ведущим признаком деятельности в режиме оффшора является запрет на коммерческие операции на территории страны регистрации ОК.
Учреждая ОК в одной из многочисленных юрисдикций, компании реализуют свое право налогоплательщика выбрать любые допустимые законом методы для уменьшения налоговых обязательств и освобождения от чрезвычайно высоких таможенных тарифов, валютною контроля, экспортных и импортных квот.
Это, а также высокий уровень банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования, анонимность реальных владельцев компании, которая обеспечивается возможностью трастового управления акциями ОК с помощью местных номинальных владельцев, привлекают клиентов в оффшоры. Раскрытие подлинных имен возможно только в экстраординарных случаях. Однако и в этом случае имеются определенные гарантии: в некоторых оффшорных зонах акции могут выпускаться на предъявителя, что сохраняет анонимность истинных хозяев ОК.
Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низким уровнем уставного капитала (который часто просто декларируется, но не оплачивается), экстерриториальностью и др.
Важным фактором привлекательности оффшора является стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации ОК инвестор гарантирован от неблагоприятных для него изменений в оффшорной зоне.
Налог на прибыль в оффшорных зонах отсутствует или составляет всего 1-2%. Вместо него обычно взимается ежегодный сбор, установленный в разных оффшорных зонах от 50 до 1000 дол.
В оффшорной зоне максимально упрощена процедура регистрации. Минимальный размер уставного капитала, как правило, не устанавливается.
В большинстве стран оффшорной зоне не требуется предоставления отчета по ведению счетов, налоговых деклараций. Внешние аудиторы требуются далеко не во всех оффшорных зонах. Счета фирмы могут быть проверены ими только по разрешению владельцев. Единственная форма отчетности большинства ОК - ежегодный финансовый отчет.
Однако таможенные и налоговые службы, а также органы валютного контроля США, Скандинавских государств, стран Европейского сообщества, систематически подвергают проверке сделки при участии фирм из оффшорных зон. Кроме того, в некоторых странах применяется специальное законодательство, препятствующее снижению налоговых потерь благодаря использованию дочерних фирм в оффшорной зоне. В Италии, к примеру, чтобы получить разрешение на открытие ОК, надо долго доказывать налоговым органам, что регистрация предприятия в оффшорной зоне жизненно необходима для предпринимателя.
Другим негативным фактором оффшорного бизнеса выступает проявление недоверия к ним со стороны государственных властей. ОК сталкиваются с трудностями при получении банковских кредитов и поиске деловых партнеров.
Для стран, создающих оффшорные зоны на своей территории, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании новых рабочих мест, что способствует развитию национальной экономики.
Общее число оффшорной зон в мире можно определить лишь условно, поскольку каждый год одни из них исчезают или перестают функционировать, а другие появляются. По мнению экспертов, на сегодняшний день реально существует около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров, где давно уже действуют ОК.
Наиболее известными среди них являются следующие (по регионам):
Европа: Гибралтар, Лихтенштейн, Андорра,
Монако, Ирландия, Швейцария,
Центральная Америка: Панама, Коста-Рика, Бермудские, Каймановы, Виргинские, Багамские о-ва, Барбадос, Антигуа и Барбуда, о-ва Терке и Кайкос, Аруба;
Африка: Либерия, Маврикий;
Океания: Науру, Фиджи, Западное Самоа;
Юго-Восточная Азия: Гонконг, о-в Лабуан (Малайзия), Делавер, Вайоминг, Сингапур;
Ближний Восток: Бахрейн, Ливан.
Оффшорные зоны отличаются налоговым режимом, что подтверждается данными таблицы ниже. Варьируется и набор налогов (подоходный, корпоративный, на вывоз и репатриирование дивидендов, с банковских процентов, с платежей типа “роялти”) и размер их ставок.
Как правило, там, где налоги не взимаются (Ирландия, Либерия, Лихтенштейн, Панама) или взимаются, но очень низкие (Швейцария), в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность (см. таблицу).
Особый интерес для характеристики ОЗ представляют страны Карибского бассейна. В их группу включают 23 островных государства, а также Белиз, Гайану, Панаму, Суринам и французские заморские департаменты Мартинику, Гваделупу и Французскую Гвиану. Большинство этих стран ограничены рамками небольших островов, а население не превышает полумиллиона человек.
Крупнейшей региональной организацией этих стран является организация Карибского содружества - CARICOM, созданная в 1973 г.
Налоги и ставки в наиболее крупных оффшорных центрах
* Законодательство допускает инкорпорацию.
Источник: International Bureau of Fiscal Doc u menial ion (CAR). 2004. № 10. Suppl.
Общими чертами экономики стран Карибскою бассейна являются ограниченные природные ресурсы, неразвитые внутренние рынки, большая зависимость от экспорта и иностранного туризма, 'но и предопределяет для них необходимость поиска дополнительных ресурсов развития, и том числе в виде создания оффшорных зон.
Оффшорные сферы бизнеса здесь ориентированы на международные компании и банки и предлагают самый широкий спектр финансовых и юридических услуг. Либеральное валютное законодательство, частичное или полное освобождение от прямых налогов, политическая стабильность, гарантии безопасности и конфиденциальности для иностранных инвесторов- все это привлекает зарубежные капиталы. Так, например, Каимановы о-ва являются одним из крупнейших финансовых и банковских центров: 20 из 25 крупнейших банков мира имеют здесь свои филиалы. Большую популярность приобрели оффшорные юрисдикции Багамских, Бермудских, Британских Виргинских о-вов, а также о-ва Терке и Кайкос.
Как видно из таблицы, страны региона путем значительных сокращений, а часто и полной отмены налогов на деятельность оффшорных компаний предлагают достаточно льготные режимы функционирования иностранных инвесторов. Это приводит к все увеличивающемуся числу ежегодно регистрируемых компании.
Так, за 1995 г. на Британских Виргинских островах было зарегистрировано более 29 000 иностранных компаний, в Белизе — более 700, на Багамских островах - свыше 9000, в Панаме - около 15000 компаний.
Около половины общего числа государств Карибского региона практикуют у себя оффшорный бизнес, причем в разных его проявлениях: это и оффшорные компании финансового профиля (Каймановы о-ва, о-ва Терке и Кайкос), компании холдингового типа (Панама), экспортно-импортные компании (Британские Виргинские и Багамские о-ва).
Многие государства региона, помимо низких налоговых ставок, предлагают заключать соглашения об избежании двойного налогообложения. Так, Федерация Сент-Китс и Невис заключила такие договора с Данией, Новой Зеландией, Швецией, Швейцарией и Великобританией.
В Панаме налогообложение носит строго территориальный характер: если компания ведет свою коммерческую деятельность вне территории государства, то с нее не взыскивают никаких налогов. Уплачивается только ежегодный взнос в размере 150 американских долларов для поддержания благосостояния страны, который не зависит от величины годовой прибыли. Не случайно огромное число морских судов плавает под панамским флагом. До настоящего времени Панама не имеет каких-либо налоговых соглашений с другими странами.
Доходы компаний на Британских Виргинских о-вах (принадлежащих нерезидентам), полученные за пределами островов, полностью освобождены от уплаты налогов. Ежегодная пошлина, не зависящая от прибыли, составляет от 300 до 1000 долл. (в зависимости от величины уставного капитала компании).
Среди других регионов следует отметить финансовые оффшоры, расположенные в проливе Ла-Манш на о-вах Гернси и Джерси. На этих островах с населением 60 тыс. человек функционируют 74 банка и свыше 30 тыс. финансовых компаний. Объем банковских депозитов составляет свыше 160 млрд. дол.; 40% депозитов находится в банках, контролируемых из Швейцарии. На данную зону не распространяются законы Великобритании и Европейского союза, регулирующие деятельность банков и налогообложение. На островах активизируются и быстро расширяются страховые операции.
Интересен и опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4 %. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.
Вариант посредничества оффшорных компаний в торговых сделках между зарубежными компаниями позволяет аккумулировать в таких компаниях значительную прибыль. Схема здесь следующая. Производитель страны Х продает партию товаров (по бумагам) дружественной оффшорной компании по заниженной цене, уходя в значительной степени от налогообложения прибыли. Оффшорная компания продает эту партию товара покупателю страны Х или У по достаточно высокий цене. Прибыль, оседающая в оффшорной компании, может быть реинвестирована в деятельность производителя партии товаров и услуг, сотрудничающего с данной компанией. Тем самым, за счет указанной прибыли как бы генерируется дополнительный спрос на товары, что способствует оживлению производства, как в оффшорной зоне, так и за ее пределами.
Быстрый рост прямых
частных инвестиций, выход технологического
разделения труда за пределы
фирм, отраслей и национальных
границ сопровождается
Информация о работе Оффшорные зоны: мировая практика. Нелегальная деятельность ТНК