Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа
Стоимость жизни является одной из самых важных социальных категорий на современном этапе развития экономики. Показатели стоимости жизни отражают общее социально-экономическое благосостояние населения, степень дифференциации общества, a так же эффективность государственной политики в области экономического развития. Всестороннее изучение этих показателей, а также факторов, влияющих на стоимость жизни, способствуют правильной выработке мер, направленных на дальнейшие преобразования в стране, и, в конечном счете, установлению экономической стабильности в обществе.
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь оценки стоимости жизни населения России с учетом допущения об оптимизирующем поведении.
Введение - 3 -
Глава 1. Взаимосвязь потребительского выбора и стоимости жизни - 5 -
1.1 Сущность оптимизирующего поведения потребителя - 5 -
1.2 Значение оценки стоимости жизни - 10 -
Глава 2. Анализ стоимости жизни в Российской Федерации - 16 -
2.1 Динамика потребительской корзины и потребительских цен - 16 -
2.2 Анализ стоимости жизни с учетом денежных доходов - 18 -
Заключение - 22 -
Список использованной литературы - 24 -
Рассмотрим более подробно один из вышеперечисленных факторов. Денежные доходы населения рассматриваются как основная форма личных доходов потребителей, получаемых в виде денежных средств. Одним из источников денежных доходов является заработная плата. При этом денежный доход рассматривается как реальный и номинальный. Реальный доход — это общая сумма благ, которую можно приобрести на номинальный доход, то есть выраженный в деньгах. Реальный доход потребителя увеличивается в случае снижения цен на товары8.
Для анализа стоимости жизни необходим расчет индексов. Основные индексы необходимые для анализа, которые в дальнейшем мы и будем использовать – это индексы стоимости жизни, индексы потребительских цен и потребительской корзины. На основе индекса потребительских цен и потребительской корзины формируется индекс стоимости жизни. Индекс стоимости жизни рассматривается как изменение стоимости поддержания определенного уровня жизни. Для его расчета необходимо сопоставить «жизненный стандарт» в базисных и текущих ценах. Существует два основных подхода к измерению индекса стоимости жизни: либо по изменению стоимости фиксированной по составу потребительской корзины, либо путем усреднения групповых индексов9.
Рассмотрим два основных индекса: индекс Фишера и индекс Конюса.
С точки зрения Фишера, индекс должен быть «прост и понятен для непосвященных». Для определения «идеальности» индексной формулы Фишер выделял два формальных критерия10.
Первый критерий - обратимость во времени или обратимость ситуаций. Его суть заключается в том, что произведение прямого индекса цен на обратный ему должно равняться единице. Математически это выражается следующей формулой:
(1)
где I1/0 — прямой индекс цен I0/1 — обратный ему индекс цен, в котором исследуемый и базовый периоды меняются местами.
Второй критерий - обратимость факторов: индекс стоимости равен произведению индекса объема на индекс цен:
(2)
где Iv - индекс стоимости Iq - индекс объема Ip - индекс цен.
Применяя эти критерии к различным индексным формулам Фишер не нашел совершенной формулы среднего индекса. Лучшей оказалась формула, представляющая собой комбинацию индексов Ласпейреса и Пааше. Она получила название идеального индекса Фишера:
, (3)
где, F - индекс Фишера, L – индекс Ласпейреса, а P – индекс Пааше.
Однако оппоненты Фишера утверждали, что его индексы не имеют четкого экономического смысла, а сам подход никак не сочетается с экономическими теориями, господствовавшими в то время. В результате родился новый подход к исчислению индексов.
Концепции уровня и стоимости жизни в свою работу привлек А. А. Конюс для расчета «истинного индекса стоимости жизни»11.
Ученый предложил отличную от фишеровской форму индекса цен или стоимости жизни.
Индекс
стоимости жизни - частное от деления
стоимости жизни в одном
Индекс Конюса можно представить в виде формулы:
(4)
где q1j - количество благ, фактически потребленных в текущем периоде, p0j, p1j - цены в базисном и текущем периодах; q01j - количество благ, которые выбрал бы рациональный потребитель, если бы цены изменились до текущего уровня, чтобы сохранить базисный уровень жизни.
Таким образом, индекс Конюса показывает, как изменилась денежная стоимость благ, необходимых для поддержания определенного уровня полезности потребительского набора. При этом состав набора может быть различным в исследуемые периоды, что соответствует экономической действительности.
Однако в теории Конюса состояние предпочтений потребителя стабильно во времени, что не совсем соответствует экономической действительности.
Рассмотрим пример о потребителе, покупающем только два товара (рис. 5).
1 товар
8 Е0
7 Е01
6 Е1
U0 U1
0 2 товар
10 14 15
Рис. 5 Геометрическая иллюстрация к построению индекса Конюса
Источник: 50 лекций по микроэкономике: учебник — в 2-х томах, том 1/ под редакцией Тарасевич, Л. С., Гальперин, В.М..Игнатьев, С.М. — Спб.: Экономическая школа. - 2004. – С. 530
Изменение ценовых пропорций и бюджетных ограничений, приводит к тому, что стал потребляться не набор Е0, а набор Е1. При этом общая полезность набора повысилась до уровня U1.
Для построения индекса нам необходимо знать, какое количество каждого товара покупал бы наш потребитель, чтобы сохранить этот уровень жизни при обратном изменении цен. Теоретически, при верности гипотезы о рациональном поведении потребителя, этой совокупностью будет набор E01. На практике же Конюс столкнулся с трудностями.
В действительности набор гипотетический. Теоретически его можно определить. Для этого необходимо вывести уравнение кривой безразличия в текущем периоде (кривая U1 на рис. 5).
Математически такая задача решается составлением такого количества бюджетных уравнений для данного потребителя, которое равно квадрату числа исследуемых продуктов.
Для
индивидуального потребителя
Зная угол наклона гипотетической бюджетной линии, соответствующей набору Е01, а также то, что она является касательной к найденной кривой безразличия, можно без труда определить набор Е01.
Воплотить идеи Конюса в практическую экономику не удалось никому, хотя такие попытки были.
Мы рассмотрели два основных индекса, различия, которых заключаются в следующем: Фишеровские индексы называют статистическими, а индексы, основанные на идеях Конюса, - экономическими, или функциональными. Эти названия достаточно точно отражают идеологию каждого из направлений.
С
точки зрения теории отдать предпочтение
ни одному из этих подходов нельзя. Практика
же исчисления индексов показывает явный
перевес статистического
Таким
образом, можно увидеть, что оценка
стоимости жизни главным образом зависит
от потребительской корзины, которая,
в свою очередь, формируется за счет денежных
доходов и потребностей. Для полного анализа
стоимости жизни необходим как индекс
стоимости жизни, так и индекс цен. Основываясь
на это можно провести анализ стоимости
жизни в Российской Федерации и проследить
ее динамику.
Для
того чтобы приступить непосредственно
к анализу стоимости жизни
в российской Федерации необходимо
проследить изменение индекса
Таблица 1.
Индекс потребительских цен в России
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Индекс потребительских цен | 111,9 | 113,3 | 102,4 | 101,6 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2009/В.Л. Соколинт-С.679
На основе рассмотренной выше таблицы можно заметить, что индекс потребительских цен постоянно изменяется: то растет, то падает. Из-за этого трудно точно оценить характер изменения индекса потребительских цен. Но можно сказать, что в течении рассмотренных в таблице лет, на данный момент самый низкий показатель индекса цен. Исходя из этой таблицы, мы видим как повышение цен в 2008 году по отношению к 2007 году, так и их снижение. Но в целом цены на потребительские товары снижаются, в результате чего стоимость жизни будет немного снижаться.
Для подробного анализа рассмотрим индексы цен на товары и услуги:
Таблица 2.
Индексы потребительских цен на товары и услуги в России
Годы | Все товары и услуги | В том числе | ||
Продовольственные товары | Непродовольственные товары | Услуги | ||
2007 | 111,9 | 115,6 | 106,5 | 113,3 |
2008 | 113,3 | 116,5 | 108,0 | 115,9 |
2009 | 102,4 | 101,4 | 100,7 | 106,3 |
2010 | 101,6 | 101,4 | 100,2 | 103,9 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2009/В.Л. Соколинт-С.680
Во все года индексы цен на продовольственные товары превышают индексы на непродовольственные товары и услуги. Это является следствием того, что продовольственные товары употребляются чаще и в большем количестве. Из-за того, что постепенно снижается индекс потребительских цен в общем, снижаются и отдельные индексы на товары и услуги.
Теперь рассмотрим состав потребительской корзины. Состав потребительской корзины не так склонен к постоянному изменению, как индекс потребительских цен. Последний раз был принят закон об изменении потребительской корзины в 2006 году. В России размер и состав потребительской корзины определяется не реже одного раза в 5 лет и устанавливается законом. Потребительская корзина в целом по РФ включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в расчёте на одного человека в год, выраженный в натуральных показателях. Так же потребительскую корзину рассчитывают отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Теперь приведём статистику по ценам потребительской корзины за прошедшие 3 года и за нынешний 2010 год.
Таблица 3.
Стоимость
потребительской корзины в
Год | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Стоимость | 1506,78 | 1879,99 | 2159,42 | 2192,72 |
Источник:
Потребительская корзина в 2010 в
России – ее состав и цена/ Режим
доступа: http://damoney.ru/dengi/
Глядя на приведенную выше таблицу, можно заметить, что стоимость потребительской корзины с каждым годом растет. Прежде всего, это связано с ростом потребительских цен. В целом потребительская корзина в 2010 году в России подорожала на 1,5% по отношению к 2009 году. А если рассматривать стоимость потребительской корзины в 2010 году по отношению к 2007 году она подорожала на 45,5%. Что является достаточно большим показателем. Таким образом получается что за последние 4 года стоимость потребительской корзины увеличилась практически в 2 раза. В результате увеличения стоимости потребительской корзины растет стоимость жизни.