Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа
Стоимость жизни является одной из самых важных социальных категорий на современном этапе развития экономики. Показатели стоимости жизни отражают общее социально-экономическое благосостояние населения, степень дифференциации общества, a так же эффективность государственной политики в области экономического развития. Всестороннее изучение этих показателей, а также факторов, влияющих на стоимость жизни, способствуют правильной выработке мер, направленных на дальнейшие преобразования в стране, и, в конечном счете, установлению экономической стабильности в обществе.
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь оценки стоимости жизни населения России с учетом допущения об оптимизирующем поведении.
Введение - 3 -
Глава 1. Взаимосвязь потребительского выбора и стоимости жизни - 5 -
1.1 Сущность оптимизирующего поведения потребителя - 5 -
1.2 Значение оценки стоимости жизни - 10 -
Глава 2. Анализ стоимости жизни в Российской Федерации - 16 -
2.1 Динамика потребительской корзины и потребительских цен - 16 -
2.2 Анализ стоимости жизни с учетом денежных доходов - 18 -
Заключение - 22 -
Список использованной литературы - 24 -
Содержание
Введение - 3 -
Глава 1. Взаимосвязь потребительского выбора и стоимости жизни - 5 -
1.1 Сущность оптимизирующего поведения потребителя - 5 -
1.2 Значение оценки стоимости жизни - 10 -
Глава 2. Анализ стоимости жизни в Российской Федерации - 16 -
2.1 Динамика потребительской корзины и потребительских цен - 16 -
2.2 Анализ стоимости жизни с учетом денежных доходов - 18 -
Заключение - 22 -
Список
использованной литературы - 24 -
Стоимость жизни является одной из самых важных социальных категорий на современном этапе развития экономики. Показатели стоимости жизни отражают общее социально-экономическое благосостояние населения, степень дифференциации общества, a так же эффективность государственной политики в области экономического развития. Всестороннее изучение этих показателей, а также факторов, влияющих на стоимость жизни, способствуют правильной выработке мер, направленных на дальнейшие преобразования в стране, и, в конечном счете, установлению экономической стабильности в обществе.
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь оценки стоимости жизни населения России с учетом допущения об оптимизирующем поведении. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования курсовой работы – благосостояние населения с учетом допущения об оптимизирующем поведении.
Предмет исследования – отношения, которые складываются между субъектами рыночного хозяйства по поводу удовлетворения своих потребностей.
Вопросам изучения стоимости жизни населения посвящены труды многих российских ученых: И.Л. Трунова, А.А. Востросаблина, Л.К. Айвар, Г.Х. Харисова А.Н. Романова, М. Федоровой, Е. Шелковой, Ю.Е. Федорова, А. Бачурина, Е.В. Кузнецовой, А.В. Суворова, М.А. Можиной и другие, a также зарубежных – А. А. Конюс, Г.Беккер, Э. Гидденс, М. Лоренц, С.Фишер.
Методы исследования, используемые при написании данной работы, включают: табличный метод, графический метод, анализ, синтез, индукция, математические и статистические методы.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Для того чтобы проанализировать оценку стоимости жизни необходимо учитывать поведение потребителя и его выбор.
Исходное определения экономики основано на том, что экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей и поэтому включает в себя такие элементы, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использование (рис.1).
Рис.1 Взаимосвязь элементов, удовлетворяющих потребности.
Источник: Курс экономической теории: Учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Сидоровича, А.В.— С. 20
Поведение потребителей — это деятельность, непосредственно вовлеченная в приобретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней1.
Модель потребительского поведения представляет взаимосвязь процесса решения потребителя o покупке и факторов, его определяющих (Рис.2), и исходит из ряда предпосылок:
Отношения, потребности
Опыт
Рис.2 Модель потребительского поведения
Источник: Поведение потребителей : учебник/ Алешина, И. В. — М.: Экономистъ. - 2006. — С. 21
Когда люди решают, какую часть дохода использовать, a какую отложить, им приходится соотносить интересы сегодняшнего дня с будущими интересами. Чем больше потребление сегодня, тем меньше оно будет завтра.
Экономист Ирвинг Фишер разработал модель, с помощью которой экономисты анализируют то, как рациональные, думающие o будущем потребители делают межвременной выбор – выбор, который принимает во внимание различные периоды времени.
Потребности общества являются безграничными, а экономические блага и ресурсы ограничены. В результате возникает проблема экономического выбора — выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Теория оптимизации служит своеобразным руководством к рациональной деятельности.
Рациональное поведение с одной стороны эквивалентно понятию оптимального поведения, а с другой, эти определения различаются. Говоря o рациональном поведении, подразумевают «правильное» поведение потребителей. A если потребитель при покупке руководствуется своими потребностями и желаниями, то речь идет об оптимальном поведении.
Максимизацию удовлетворения потребностей рассматривают c точки зрения полезности. Полезность – это способность товара удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей3. Для наглядного изучения существует функция полезности. Она показывает убывание предельной полезности товара с ростом его количества. Так как предельная полезность определяет цену товара для потребителя, то именно она используется в функции4.
Теория
предельной полезности показывает, что
любой потребитель субъективно оценивает
свой бюджет и предельную полезность единицы
каждого товара. Потребители приобретают
тот товар, который будет иметь максимальную
предельную полезность5. Рассмотрим
общую и предельную полезность на графиках
(Рис.3).
TU
max
0 A B Q 0 А В Q
а)
Рис.3 График общей(а) и предельной(б) полезности
Источник: Курс микроэкономики: учебник для вузов. — 2-е изд., изм. / Нуреев, Р. М. — М.: НОРМА. - 2000. - С. 120
Глядя на графики, мы видим что, дойдя до максимальной точки кривая общей полезности, начинает убывать, и после этой же точки предельная полезность становится отрицательной. Из этого можно сделать вывод, что максимизация потребностей достигается в точке максимума общей полезности, или в точке, в которой предельная полезность равно нулю.
В оптимальном поведении потребителя основное место занимают два понятия: максимизация потребностей и минимизация расходов. Каждый стремится получить максимум полезности от приобретаемого товара, рассчитывая на минимальные расходы. При выполнении этих условий можно говорить о равновесии потребителя (Рис.4).
Кривая
безразличия показывает возможность замены
одного товара другим. Однако она не определяет,
какой именно набор товаров потребитель
считает для себя наиболее выгодным. Эту
информацию дает нам бюджетное ограничение.
Оно показывает, какие потребительские
наборы можно приобрести за данную сумму
денег. С помощью бюджетной линии проводится
анализ возможностей потребителя. Точка
касания кривой безразличия c кривой бюджетного
ограничения означает положение равновесия
потребителя.
Y
N
D
U3
U2
0 M U1 X
Рис.4. Положение равновесия потребителя
Источник: Курс микроэкономики: учебник для вузов. — 2-е изд., изм. / Нуреев, Р. М. — М.: НОРМА. - 2000. – С. 131
На рис.4 показаны несколько кривых безразличия — U1, U2, U3 и бюджетное ограничение - MN.
Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя. Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима6.
В этом и заключается оптимальное поведение потребителей, которое помогает нам сделать оценку стоимости жизни. Рациональное поведение показывает, какие товары и в каком количестве необходимы потребителю. На приобретение товар и услуг, необходимы денежные возможности, которые мы оцениваем с помощью доходов. Поэтому одну из основных ролей в оценке стоимости жизни играют доходы потребителей.
Поведение людей в процессах производства и обмена благ является основным объектом анализа экономической теории. Человек предстает в ней, прежде всего как производящий, потребляющий, выбирающий, обменивающий, сберегающий. Во всех этих ролях человек стремится к повышению своего благополучия, которое каждый понимает и оценивает по-своему.
Стоимость жизни представляет собой стоимость товаров, услуг, необходимых человеку, семье для жизни, исчисленная в действующих ценах7. Главной составляющей стоимости жизни является потребительская корзина, в которую входят те товары, которые нужны человеку для обеспечения его жизненных условий.
Обозначим основные факторы, влияющие на оценку стоимости жизни: