Оценка конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 06:34, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы заключается в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования.

Задачи работы:

- изучить теоретическую основу понятия «конкурентности товара»;

- дать методологическую оценку конкурентоспособности товара на рынке;

Работа содержит 1 файл

контр. экон.docx

— 64.41 Кб (Скачать)
justify">С11 - стоимость  утилизации.

2. Расчет  показателя конкурентоспособности  (К):

К=(Q+С)/ Цп,

где Q - качество товара;

С - качество послепродажного обслуживания или  сервиса.

3. Определение  уровня конкурентоспособности как  строительного показателя, отражающего  отличие анализируемого от товара-конкурента  по степени удовлетворения конкретной  общественной потребности.

     Все параметры, характеризующие уровень  конкурентоспособности, О.Д.Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная  частота, соответствие стандартам и  нормам), технические и экономические.

     В приведенной методике расчета конкурентоспособности  товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются  прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара) [5]. 

Методика 3

     Для оценки конкурентоспособности с  учетом весомости факторов создается  экспертная группа из высококвалифицированных  специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или  главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист).

Система баллов наглядно показывает, что каждому  фактору конкурентоспособности  эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна  от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).

Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем  по системе баллов, будет равна:

К= (/n)/5*a,

где Кт -- конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10); п -- количество экспертов; Б -- экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности  товара; аj -- весомость j-го фактора (от 4 до 1); 5 -- максимальная оценка фактора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Оценка конкурентоспособности продукции

Основные  принципы оценки конкурентоспособности  продукции

     Успешность  функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

     В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:

  • противоположности целей и средств субъектов рынка;
  • учета особенностей различных сегментов рынка;
  • квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;
  • преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

     Принцип противоположности целей и средств  при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя — параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.

     В связи с этим отношения потребителя  и производителя можно выразить матрицей противоположности целей  и средств в процессе товарно-денежного  обмена между субъектами рыночных отношений (см. таблицу 1).

     Для потребителя целью совершения покупки  продукции является приобретение ее качества — способности удовлетворять  конкретные потребности (квадрант 2 матрицы). Стоимость факторов, удовлетворяющих  данные потребности, можно представить  в виде цены потребления (квадрант 4). Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских  свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей, получившие широкое распространение в странах Западной Европы и США.

     Таблица 1 - Матрица противоположности целей  и средств в процессе оценки конкурентоспособности  продукции 

Субъекты Факторы конкурентоспособности
Качество Цена
Производитель 1 Качество процесса  производства продукции (средство) 3 Затраты, связанные  с производством продукции (цель)
Потребитель 2 Качество продукции  (цель) 4 Затраты, связанные  с потреблением продукции (средство)

     С точки зрения производителя полезность продукции определяется затратно-ценовыми факторами. В долгосрочной перспективе  целью действий любого производителя  является достижение максимальной разницы  между ценой реализации продукции  и собственными затратами на ее производство (квадрант 3). В связи с этим первостепенной задачей для производителя является формирование в сознании потребителя  мнения о высокой степени полезности данной продукции. Качественный уровень  процесса производства продукции (квадрант 1), выражающийся через производственно-технологические  показатели и воплощенный в качество продукции, обеспечивает удовлетворение потребности производителя и  выступает средством достижения цели — получения прибыли.

     Таким образом, для обоих субъектов  рынка продукция представляет собой  совокупность полезных свойств, материализованных  в некую субстанцию, являющуюся средством  удовлетворения потребностей как потребителя, так и производителя.

     Принцип учета особенностей различных сегментов  рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают  единым, монолитным сообществом. Они  по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и  теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.

     Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются под воздействием обширного комплекса факторов, оценки одного и того же товара разными  потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковыми будут  и их предпочтения, обусловливающие  закономерности потребительского выбора. Следовательно, каждым потребителем уровень  конкурентоспособности конкретного  вида продукции будет оцениваться  сугубо индивидуально. Поэтому неправомерна идея о некоей абсолютной конкурентоспособности  продукции, не связанной с конкретным рынком.

     Однако  совокупный спрос представителей какой-либо референтной группы потребителей концентрируется, как правило, вокруг некоторого уровня качества и цены товара, ввиду того что на мотивы их поведения оказывают  воздействие схожие внешние факторы. Анализируя психологические аспекты  поведения и ценностные ориентации потребителя, исследователь в состоянии  выявить некоторые виды массовых реакций людей по отношению к  определенному товару. Выпуская продукцию  с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента удовлетворять  существенную часть всего платежеспособного  спроса. Оптимальным принято считать  сегмент, к которому относятся 20% потребителей продукции данного вида, приобретающих  примерно 80% товара.

     Вместе  с тем не следует ставить знак равенства между массовостью  продаж и сильной конкурентоспособностью продукции, так как продукция  может быть ориентирована на узкие  слои более состоятельных потребителей. В каждый конкретный момент времени  структура платежеспособного спроса вполне определенна, что позволяет  осуществлять сегментацию потребителей по значимости (важности) отдельных  показателей качества и величине их бюджетных ограничений.

     Таким образом, конкурентоспособность продукции  на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители, сегментированные по указанным критериям, имеют различную структуру установок  и по-разному оценивают конкурентные преимущества и недостатки продукции. Для обеспечения ее конкурентоспособности  необходимо осуществлять правильную сегментацию  потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

     Конкурентоспособность — более высокое по сравнению  с товарами-заменителями соотношение  совокупности качественных характеристик  товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его  определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

     Различают качества товара:

  • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма,
  • цвет, запах;
  • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
  • символические: статус, престиж, класс;
  • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

     В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:

  • противоположности целей и средств субъектов рынка;
  • учета особенностей различных сегментов рынка;
  • квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;
  • преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

     Существует  несколько методик оценки конкурентоспособности:

  • определение конкурентоспособности продукции  методом расчета единичных и групповых показателей;
  • определение конкурентоспособности с использованием функции желательности;
  • определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации.

     Необходимым условием успеха на свободном рынке  является наличие достаточного числа  покупателей, воспринимающих предложения  фирмы как превосходящие по своим  параметрам аналогичные предложения  ее конкурентов. Для достижения этого  результата фирма должна постоянно  стремиться определить своих соперников по конкурентной борьбе. Осознание  необходимости рассмотрения процесса конкуренции позволяет нам критически отнестись к концепции ориентации на потребителя, согласно которой целью  маркетинга является простое удовлетворение нужд клиентов фирмы.

     Цель  нашей работы заключалась в закреплении  студентами теоретических знаний о  конкуренции, конкурентоспособности  и о формах конкурентного сосуществования.

      В данной работе мы рассмотрели понятия  конкуренции и конкурентоспособности, формы конкурентного сосуществования

     В заключении можно сделать вывод, что чем конкурентоспособнее продукция, тем больше можно получить прибыль, а, следовательно, и имеет расширенные масштабы хозяйственной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

1. Баликоев  В.З. Краткий курс экономической  теории: Учеб. - М.: Менеджер, 2003. - 328 с.

2. Котлер  Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер . - СПб.: Питер, 1999. - 896 с.

3. О'Шонесси  Дж. Кокурентный маркетинг: стратегический  подход: Пер. с англ. / Дж. О'Шонесси;  Под ред. Д.О. Ямпольской. - СПб.: Питер, 2002. - 864 с.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции