Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 06:34, контрольная работа
Цель контрольной работы заключается в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования.
Задачи работы:
- изучить теоретическую основу понятия «конкурентности товара»;
- дать методологическую оценку конкурентоспособности товара на рынке;
2. Расчет
показателя
К=(Q+С)/ Цп,
где Q - качество товара;
С - качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3. Определение
уровня конкурентоспособности
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, О.Д.Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная частота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические.
В
приведенной методике расчета конкурентоспособности
товаров остается неясным, как рассчитать
качество послепродажного обслуживания
при всем многообразии составляющих
показателей. Многие из них не поддаются
прямому измерению (например, эстетические
показатели: внешний вид, мода, дизайн,
новизна товара) [5].
Методика 3
Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист).
Система баллов наглядно показывает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).
Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:
К= (/n)/5*a,
где Кт
-- конкурентоспособность товара (значение
колеблется от 2 до 10); п -- количество экспертов;
Б -- экспертная оценка i-м экспертом
j-го фактора конкурентоспособности
товара; аj -- весомость j-го фактора (от
4 до 1); 5 -- максимальная оценка фактора.
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции
Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции
Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:
Принцип
противоположности целей и
В связи с этим отношения потребителя и производителя можно выразить матрицей противоположности целей и средств в процессе товарно-денежного обмена между субъектами рыночных отношений (см. таблицу 1).
Для
потребителя целью совершения покупки
продукции является приобретение ее
качества — способности удовлетворять
конкретные потребности (квадрант 2 матрицы).
Стоимость факторов, удовлетворяющих
данные потребности, можно представить
в виде цены потребления (квадрант 4).
Каждый потребитель, выбирая конкретную
продукцию, стремится добиться оптимального
соотношения между уровнем
Таблица
1 - Матрица противоположности
Субъекты | Факторы конкурентоспособности | |
Качество | Цена | |
Производитель | 1 Качество процесса
производства продукции ( |
3 Затраты, связанные
с производством продукции ( |
Потребитель | 2 Качество продукции (цель) | 4 Затраты, связанные
с потреблением продукции ( |
С
точки зрения производителя полезность
продукции определяется затратно-ценовыми
факторами. В долгосрочной перспективе
целью действий любого производителя
является достижение максимальной разницы
между ценой реализации продукции
и собственными затратами на ее производство
(квадрант 3). В связи с этим первостепенной
задачей для производителя
Таким образом, для обоих субъектов рынка продукция представляет собой совокупность полезных свойств, материализованных в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей как потребителя, так и производителя.
Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.
Поскольку
потребности каждого отдельного
покупателя складываются под воздействием
обширного комплекса факторов, оценки
одного и того же товара разными
потребителями могут не совпадать.
Соответственно, неодинаковыми будут
и их предпочтения, обусловливающие
закономерности потребительского выбора.
Следовательно, каждым потребителем уровень
конкурентоспособности
Однако совокупный спрос представителей какой-либо референтной группы потребителей концентрируется, как правило, вокруг некоторого уровня качества и цены товара, ввиду того что на мотивы их поведения оказывают воздействие схожие внешние факторы. Анализируя психологические аспекты поведения и ценностные ориентации потребителя, исследователь в состоянии выявить некоторые виды массовых реакций людей по отношению к определенному товару. Выпуская продукцию с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента удовлетворять существенную часть всего платежеспособного спроса. Оптимальным принято считать сегмент, к которому относятся 20% потребителей продукции данного вида, приобретающих примерно 80% товара.
Вместе
с тем не следует ставить знак
равенства между массовостью
продаж и сильной
Таким
образом, конкурентоспособность
Заключение
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
Конкурентоспособность — более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.
Различают качества товара:
В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:
Существует несколько методик оценки конкурентоспособности:
Необходимым
условием успеха на свободном рынке
является наличие достаточного числа
покупателей, воспринимающих предложения
фирмы как превосходящие по своим
параметрам аналогичные предложения
ее конкурентов. Для достижения этого
результата фирма должна постоянно
стремиться определить своих соперников
по конкурентной борьбе. Осознание
необходимости рассмотрения процесса
конкуренции позволяет нам
Цель нашей работы заключалась в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования.
В
данной работе мы рассмотрели понятия
конкуренции и
В
заключении можно сделать вывод,
что чем конкурентоспособнее продукция,
тем больше можно получить прибыль, а,
следовательно, и имеет расширенные масштабы
хозяйственной деятельности.
Библиографический
список
1. Баликоев
В.З. Краткий курс
2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер . - СПб.: Питер, 1999. - 896 с.
3. О'Шонесси
Дж. Кокурентный маркетинг: