Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

В своем развитии мировая валютная система прошла несколько этапов. Каждый этап отличается основными принципами функционирования системы, но имеет определенную преемственность по отношению к предыдущему.
Выделяют следующие этапы:
-Парижская валютная система (с 1867 г. по 20-е годы XX в.);
-Генуэзская валютная система (с 1922 г. по 30-е годы);
-Бреттон-Вудская валютная система (с 1944 г. по 1976 г.);
-Ямайская валютная система (с 1976—1978 годов по настоящее время).

Содержание

1. Эволюция развития мировой валютной системы 3
1.1Парижская валютная система 3
1.2Генуэзская валютная система 4
1.3Бреттон-Вудская валютная система 6
1.4Ямайская валютная система 8
1.5 Европейская валютная система 9
2. Экономические меры регулирования ВЭД в Российской Федерации на современном этапе 11
3. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия
3.1 Показатели экономического эффекта и эффективности экспорта 16
3.2 Показатели экономического эффекта и эффективности импорта 17
3.3 Экономическая эффективность экспортно-импортных операций 20
3.4 Экономическая эффективность товарообменных операций 21

Работа содержит 1 файл

вэд.docx

— 38.73 Кб (Скачать)

    В 1995 г. режимы валютных курсов в МВС  установились следующим образом:

    а) плавающий — 98 валют, из них:

    с учетом заданных параметров — 3,

    регулируемое  плавание — 36 (например, НИС, Россия и  др. страны с переходной экономикой),

    свободно  плавающие — 56 (все индустриальные страны);

    б) фиксированный — 67 валют, из них:

    к доллару США — 23,

    к французскому франку — 14,

    к др. валютам — 7,

    к СДР — 4,

    к корзине валют — 20;

    в) смешанное плавание — 4, из них:

    к одной валюте (доллару США) — 4,

    к группе валют — 10 (страны ЕВС);

    9) не регулируются пределы колебания  курсов валют;

    10) узаконено создание замкнутых  валютных блоков, которые являются  полноправными участниками международной  валютной системы. Примером такого  образования явилась Европейская  валютная система (ЕВС). 

    1.5 Европейская валютная система 

    Европейская валютная система (ЕВС) — это региональная валютная система, которая представляет собой совокупность экономических  отношений, связанных с функционированием  национальных валют в рамках европейской экономической интеграции. ЕВС — важнейшая составная часть современной МВС. Она включает три основных элемента:

    а) стандарт ЭКЮ. ЭКЮ — это условная коллективная валюта, базируется на основе 12 валют ведущих стран Европы, входящих в ЕС, в 1995 г. в корзину  валют еще не были введены валюты Австрии, Швеции, Финляндии. Вес каждой валюты в корзине определяется в  зависимости от доли, которой располагает  государство-член в ВНП ЕС и экспорте внутри Союза, поэтому самым весомым  компонентом ЭКЮ — 1/3 — является немецкая марка;

    б) совместно плавающий валютный курс, колеблющийся в пределах ?2,25%; с августа 1993г. в связи с обострением  валютных проблем рамки колебаний  расширены до ± 15% («европейская валютная змея»);

    в) механизм валютных курсов и интервенций. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование  путем предоставления ЦБ стран кредитов для покрытия временного дефицита платежных  балансов и расчетов, связанных с  валют, интервенцией. Валютная интервенция  — это вмешательство ЦБ в операции на валютном рынке с целью воздействия  на курс национальной валюты путем  купли-продажи государственными органами. Регулирование ЕВС и эмиссия  ЭКЮ осуществлялась до 1994 г. Европейским  фондом валютного сотрудничества (ЕФВС), а с 1994 г. — созданным Европейским  валютным институтом (ЕВИ).

    Разработан  график формирования Валютного Союза  и введения единой валюты. Первый этап, с весны 1998 г., — началась организация  Центрального Банка (Франкфурт-на-Майне), Евросовет определил страны, которые  войдут в «Зону евро». В качестве критериев отбора установлены следующие:

    -темпы инфляции не должны превышать аналогичный показатель в трех странах с наименьшим ростом цен более чем в 1,5 процентных пункта;

    -дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;

    -государственный долг не более 60% ВВП;

    -обменный курс национальной валюты в течение двух лет не должен выходить за пределы колебаний, действующих в ЕВС (±15%).

    Таким образом, в «Зону евро» вошли 11 стран — Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Не вошли в «Зону евро» Греция (из-за несоответствия критериям), Дания (конституционные несоответствия), Швеция и Великобритания.

    Второй  этап начался с 1 января 1999 г. — обменные курсы национальных валют стран, вошедших в «Зону евро», твердо фиксируются  по отношению друг к другу, евро вводится в безналичной форме, заменяя  ЭКЮ в пропорции один к одному.

    Третий  этап начнется с 1 января 2002 г. — будет  осуществляться обращение банкнот  евро единого образца различных  номинаций и постепенно будет  происходить замена национальных денежных знаков. На четвертом этапе, с 1 июля 2002 г., национальные валюты стран-участниц полностью утратят свои функции  денег. 

2.Экономические меры регулирования ВЭД в Российской Федерации на современном этапе 

    Внешнеэкономическая деятельность в России регулируется совокупностью норм, изложенных в  законах РФ или указах Президента. К числу важнейших законодательных  актов, регулирующих внешнеэкономическую  деятельность, относятся Закон «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон  «О таможенном тарифе».

    В статье 4 Закона «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  сформулированы принципы этого регулирования:

    1.единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;

    2.единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;

    3.единство таможенной территории РФ;

    4.приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

    5.равенство участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминация;

    6.защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;

    7.исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеэкономическую деятельность, нанесения ущерба ее участникам.

    Конкретный  механизм регулирования внешнеэкономической  деятельности определяется указами  президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные  положения. Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания.

      Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности[2]

    Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов  регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации.

    Тот или иной метод регулирования  предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, которые  условно могут быть объединены в  следующие группы:

    1) таможенно-тарифные инструменты  (импортный и экспортный тарифы);

    2) паратарифные (или квазитарифные)  инструменты, использование которых  формально не связано с таможенно-тарифным  регулированием, но фактически оказывает  на внешнеторговую деятельность  похожее воздействие (таможенные  сборы и иные таможенные платежи  неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);

    3) валютно-финансовое регулирование  (порядок совершения валютных  операций, валютные ограничения,  валютный контроль за внешнеторговой  деятельностью и т.д.);

    4) антидемпинговые и компенсационные  пошлины, с помощью которых  осуществляется защита интересов  национальных производителей, борьба  с занижением цен экспортируемых  товаров и использованием экспортных  субсидий;

    5) государственная монополия на  внешнюю торговлю отдельными  товарами;

    6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные  поставки на предмет их соответствия  национальным стандартам безопасности  и качества;

    7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых  операций, означающее ограничение  экспортных и/или импортных поставок  определенным количеством товаров  или их суммарной стоимостью  на установленный период времени;

    8) лицензирование, предполагающее выдачу  уполномоченными на то органами  исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных  и/или импортных операций.

    На  современном этапе развития государство  стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными  запретами и ограничениями, а  через создание благоприятных экономических  условий для осуществления тех  внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

    Административные  меры могут использоваться только в  том случае, если с помощью экономических  мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 комментируемого Закона количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.). 

    3.Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия [4] 

    Участие в международном разделении труда  позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших  затратах производственных ресурсов. Международный обмен товарами (услугами) может быть выгоден всем участникам внешних экономических связей при  условии правильного оформления структуры экспорта и импорта. Теоретическое  обоснование этих очевидных сейчас положений было впервые сформулировано еще в начале XIX в. выдающимся английским экономистом Давидом Рикардо. Эти  положения лежат в основе оценки экономической эффективности внешнеэкономической  деятельности на любом уровне. 

    Особое  значение имеет оценка эффективности  внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность  и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности  и обоснованности принимаемых управленческих решений.

    Экономическое обоснование принимаемых решений  по управлению внешнеэкономической  деятельностью предприятий производится путем расчета различных показателей  экономической эффективности. Всю  систему показателей экономической  эффективности ВЭД можно разделить  на две группы.

    1. Показатели эффекта, определяемые  как абсолютные величины, выражаются  в соответствующих денежных единицах  как разница между результатами  и затратами.

    2. Показатели эффективности, определяемые  на основе отношения результатов  к затратам, как правило, относительны  и выражаются в относительных  единицах: %, руб./руб., $/$, долях единицы  и др.

    Под затратами следует понимать денежную, стоимостную оценку привлекаемых производственных ресурсов: стоимость сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов, услуг сторонних  организаций, обязательные отчисления в различные государственные  фонды и другие затраты, без которых  сделка, операция была бы не осуществлена.

    Под результатами следует понимать денежную, стоимостную оценку полученной выгоды для предприятия: денежные средства за поставленную продукцию, выполненные  работы и услуги, стоимость полученного  товара, работ, услуг и т.д.

    При расчете показателей важно соблюдать  следующие принципиальные методологические положения.

Информация о работе Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия