Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, доклад
По данным исследовательских компаний, с каждым годом число россиян, обращающихся за медицинской помощью на платной основе, возрастает. Основной причиной данного явления следует отметить улучшение благосостояния основной массы населения, которому сопутствует постепенное осознание человеческой жизни и здоровья как приоритетных ценностей. Кроме этого, в России медленно, но все же накапливаются положительные изменения нормативно-правовой базы государства в отношении оказания платных медицинских услуг. Увеличению спроса способствует также рост самостоятельности и финансово-хозяйственной грамотности руководителей государственных и частных учреждений, что позволяет им более уверенно выстраивать отношения как с государством, так и с потребителями медицинских услуг (по материалам статей «Медицинские услуги занимают 5% рынка платных услуг населения», http://www.medcompani.ru/newsr/?k=&id=223 и «Платная медицина – Quo Vadis?», http://www.remedium.ru/public/journal/rem_volga/new/detail.php?ID=19910).
Возможны три основные стратегии достижения финансовой обеспеченности государствен ных гарантий оказания населению медицинской помощи:
§ рост государственного финансирования здравоохранения при сохранении существую щей нормативно-правовой базы и структуры медицинского обслуживания (расчеты показы вают неизбежность сохранения разрыва между государственными гарантиями и их финансовым обеспечением);
§ изменение структуры оказываемой меди цинской помощи (снижение объемов более затратной стационарной помощи и перенесение их в амбулаторный сектор при соответствующей реструктуризации сети ЛПУ, их перепрофилиза ции и закрытия части из них);
§ легализация части неформальных платежей населения за медицинские услуги и лекарствен ную помощь с пересмотром существующих гос. гарантий для их сбалансированности с финан совым обеспечением (Федотова О., 2002).
Неформальные платежи выступают вынуж денным способом адаптации врачей и пациен тов к условиям переходного периода. Не способ ствуя реализации принципов социальной спра ведливости, теневая оплата является для населения механизмом обеспечения возможно сти получения медицинской помощи более вы сокого уровня качества в условиях дефицита го сударственного финансирования ее предостав ления.
Выполнен
многофакторный анализ деятель ности
городских поликлиник в сфере
оказания платных медицинских услуг.
Рынок платных медицинских
Субъекты рынка платных медицинских ус луг для ЛПУ играют роль и поставщика, и по средника, и клиента. По данным Госкомстата, объем платных мед.услуг с 1993 по 2000 г. уве личился с 110 млн. руб. до 27 млрд. руб. При чем взносы физических и юридических лиц на добровольное медицинское страхование воз росли с 60 млн. руб. до 12 млрд. руб. Доля плат ных медицинских услуг населению при этом увеличилась с 1,7 до 4,6%. Платные медицинские услуги населению за десять лет (к 2000 г.) увеличились почти в 3 раза: с 1,5 до 4,6% (Криушин Р.С., 2000).
Необходимо четкое разделение медицинских организаций по организационно-правовым фор мам с позиции их права на оказание платных медицинских услуг (Акопян А.С.,2004).
Дорогостоящим платным здравоохранением даже в экономически развитых странах может пользоваться лишь ограниченный круг людей, имеющих высокие доходы либо работающих в организациях, осуществляющих такую оплату.
Легальная и теневая оплата медицинских услуг населением в России составляет, по разным оценкам, от 24 до 45% расходов государства на здравоохранение (Шевченко Ю.Л., 2001).
Соотношение расходов на здравоохранение государства и населения в настоящее время в РФ можно оценить как 55 к 45, в то время как в странах ЕЭС это соотношение составляет 76 к 24 (Шишкин СВ., 1998).
Следует отметить, что радужные надежды населения на высокое качество платной меди цинской помощи, связанные при социализме, как правило, действительно с ее высоким каче ством в так называемых «платных» поликлини ках, в настоящее время не всегда состоятель ны. «...Пациент должен думать сам, как не по пасть из ежовых рукавиц госздравоохранения в бархатные объятия коммерсантов от медици ны, которых может интересовать не столько со стояние здоровья доверившихся им граждан, сколько состояние их кошелька? Приходится интересоваться лицензией (1 листочек) и при ложением к ней (2-й листочек - перечень видов медицинской помощи)... одно без другого не действительно, причем место, куда вы пришли, должно быть указано в лицензии» (Крывелева Ю., Лозовский А., 2002).
Отсутствие или не подписание договора на медицинское обслуживание должно насторажи вать клиента, поскольку в таком случае:
а) нарушаются права клиента на полную и достоверную информацию;
б) нарушается ряд положений гражданского законодательства;
в) возможен вариант ухода от уплаты налогов.
Пациент имеет право просить копию своей медицинской карты, результаты анализов, вы писки, справки, заключения - все документы, которые отражают состояние его здоровья (ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»). При этом пациент не обя зан объяснять, зачем ему нужны эти документы (из чистой любознательности и/или для консуль тации в другом учреждении).
Обращаться за медицинской помощью в пер вую попавшуюся организацию неразумно. Есть смысл обзвонить несколько аналогичных учреж дений, посмотреть, где, что и по какой цене предлагают, то есть провести самостоятельное маркетинговое исследование.
Учитывая, что рынок медицинских услуг уже сложился, цены на услуги одного качества примерно одни и те же, с небольшими вариа циями. Более высокая цена свидетельствует о более высоком качестве сервиса, уютной палате, наличии индивидуального санузла, разнообразном меню... (Крывелева Ю., Лозов ский А., 2002).
Цены на медицинские услуги зависят от ры ночной конъюнктуры. Собственно медицинская составляющая цены на однотипную услугу, как правило, колеблется в различных медицинских учреждениях в небольших пределах. Суще ственная разница в ценах медицинских услуг определяется не собственно их медицинской сущ ностью, а, скорее, уровнем комфортности ме дицинской помощи, скоростью ее доставки, качеством сопутствующего бытового обслужи вания и пр.
Личные средства населения дают прибавку к бюджету здравоохранения от 2,5 до 4% (Лиси цын Ю.П., Акопян А.С, 1998).
Нельзя отказываться от бесплатного характе ра медицинской помощи, всех видов диагности ки, лечения и профилактики в стандартизирован ных и максимально возможных объемах и каче ственных параметрах.
В то же время это не отрицает право и закон ность дополнительных расходов пациента на улучшение качества медицинских и любых, свя занных с диагностикой, видов лечения и сервис ных услуг (Шевченко Ю.Л., 2000).
«... Должно смениться несколько поколений, чтобы врач, наконец, понял, что пациента следу ет уважать, работодатели осознали, что врачу надо платить, а пациент почувствовал, что ме дицина не сфера обслуживания, а сфера помо щи. Чтобы ученый стал ориентироваться на рынок, а чиновники поняли, что их наняли для регулирования «дорожного движения»... (Соколов А., 2000).
В целом следует подчеркнуть, что важней шей социальной задачей здравоохранения лю бого цивилизованного государства, решение которой - один из элементов стабильности об щества, является обеспечение права граждани на на общедоступность медицинского обслужи вания и права на единый высокий стандарт ка чества медицинской помощи независимо от социального положения и территориального нахождения («Концепция развития телеме дицинских технологий в Российской Федера ции», Приказ Минздрава России и РАМН от 27.08.2001 №344/76.
Информация о работе Обзор российского рынка платных медицинских услуг