Обзор российского рынка платных медицинских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, доклад

Описание работы

По данным исследовательских компаний, с каждым годом число россиян, обращающихся за медицинской помощью на платной основе, возрастает. Основной причиной данного явления следует отметить улучшение благосостояния основной массы населения, которому сопутствует постепенное осознание человеческой жизни и здоровья как приоритетных ценностей. Кроме этого, в России медленно, но все же накапливаются положительные изменения нормативно-правовой базы государства в отношении оказания платных медицинских услуг. Увеличению спроса способствует также рост самостоятельности и финансово-хозяйственной грамотности руководителей государственных и частных учреждений, что позволяет им более уверенно выстраивать отношения как с государством, так и с потребителями медицинских услуг (по материалам статей «Медицинские услуги занимают 5% рынка платных услуг населения», http://www.medcompani.ru/newsr/?k=&id=223 и «Платная медицина – Quo Vadis?», http://www.remedium.ru/public/journal/rem_volga/new/detail.php?ID=19910).

Работа содержит 1 файл

Обзор российского рынка платных медицинских услуг Тане.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

 § стратегия расширения бизнеса на фоне кризиса. Действительно, в новых условиях вполне ожидаем дефицит предложений по некоторым направлениям, которые могут быть освоены частными провайдерами медицинской помощи. Дефицит возникает как вследствие ценовой рефлексии, так и из-за сокращения объемов медицинских услуг. Из наиболее перспективных следует отметить развитие услуг на направлениях: общая врачебная практика и профилактика заболеваний, т.к. именно эти направления не требуют значительных затрат на медицинское оборудование. Открытие новых подразделений не просто поможет частным клиникам выжить в условиях финансового кризиса, но и заложит основу их будущего успеха.

 § стремление частных клиник получить государственную поддержку. Она может осуществляться по двум направлениям: через реализацию Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, который в регионах пока еще не нашел реального воплощения, или через лоббирование изменений законодательства и нормативов по выравниванию условий хозяйственной и собственно медицинской деятельности для субъектов всех форм собственности - государственной, муниципальной и частной.

 § появление тенденции к общественной консолидации. Эксперты ожидают появления первых настоящих саморегулируемых организаций, которые постепенно будут становиться прообразом всей системы саморегулирования предпринимательской деятельности в здравоохранении. Рост активности и авторитетности общественных и саморегулируемых врачебных организаций будет происходить на фоне обострения дискуссии о конституционности оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных лечебных учреждениях.

 § ожидаемая волна слияний и поглощений частных медицинских организаций. На фоне снижения спроса на рынке медицинских услуг преимущество получают крупные игроки, имеющие диверсифицированный доходный портфель, осуществляющие деятельность по сетевому или корпоративному принципу на больших территориях с охватом значительной части населения. Примечательно, что, несмотря на депрессивное состояние инвестиционного рынка, наблюдается возросшая активность консалтинговых фирм, проводящих исследование перспектив частных, в т.ч. иностранных, инвестиций в частное здравоохранение России.

Даже  эксперты, ожидающие от кризиса негативных последствий, не исключают, что 2009 год станет годом начала создания крупных медико-социальных холдингов, что произойдет как за счет слияний и поглощений мелких и средних медицинских организаций, так и за счет строительства новых частных больниц (по материалам статьи «Рынок платных медицинских услуг в 2009 г. ждет устойчивое снижение», http://medvestnik.ru/2/49/25011/view.html).

 Основные  выводы:

 § На развитие рынка платных медицинских услуг в России влияет общая экономическая ситуация в стране - в последние годы росло благосостояние населения. В связи с этим доля граждан, жалеющих получить качественно медицинское обслуживание, пусть даже за деньги, постоянно росла.

 § Один из важнейших факторов, влияющих на рост рынка – развитие в России добровольного медицинского страхования. Сначала им пользовались в основном предприятия, однако впоследствии стала расти доля частных лиц, приобретающих данный полис.

 § Рынок коммерческой медицины можно разделить на четыре сектора: стоматология, гинекология, диагностика и косметология, небольшой процент занимают клиники, которые оказывают широкий спектр услуг – от диагностики до хирургических операций.

 § По мнению экспертов, развитие рынка платных медицинских услуг существенно задерживается государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам. Кроме этого, на развитие рынка безусловно повлияет кризис. Однако, все эксперты, даже делающие достаточно пессимистичные прогнозы, считают, что катастрофических последствий от кризиса все-таки не будет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Платные и бесплатные услуги в здравоохра нении СССР стали рассматриваться  как взаимно дополняющие друг друга после опубликова ния в 1985 г. «Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 гг.».

«Основные направления и перестройка здраво охранения в двенадцатой пятилетке  и до 2000 г.» (1987 г.) предусматривали  переход на экономи ческие методы управления отраслью за счет вве дения хоздоговорных отношений и предостав ления платных медицинских услуг.

Вынужденное введение платных медицинских услуг  в регионах позволило в свое время  сокра тить дефицит бюджетного финансирования, со хранить фонд заработной платы, укрепить мате риально-техническую базу (Новоселов В.П., 1997). В поисках внебюджетных источников финанси рования учреждения здравоохранения, осуще ствляющие предпринимательскую деятель ность, вынуждены были постоянно отслеживать состояние рынка медико-фармацевтических товаров и услуг, контролировать динамику и выяв лять тенденции спроса и предложения. Высокие медицинские технологии уже во времена совет ского здравоохранения у населения страны ассоциировались с платной медицинской по мощью.

Платность высокотехнологичной и высокоэф фективной медицинской помощи была стимулом ее развития и повышения  качества.

В настоящее  время стандарты бесплатного  лечения понизились с точки зрения клинической эффективности в  сравнении с теми стандарта ми лечения, которые были в СССР. Сейчас возвращаются к использованию устаревших ле карств, нередко лечат только имеющуюся у боль ного конкретную острую патологию. «Бесплат ный стандарт медицинской помощи постепенно сужается и может быть уменьшен до фельдшер ского уровня» (Шишкин СВ., 2000), Одновре менное оказание в ЛПУ платных и бесплатных услуг «...создает напряженные отношения меж ду больными».

Большинство опрошенных медицинских ра ботников считает, что для развития платных  услуг нет необходимых условий. К платным услу гам нельзя переходить при современном состо янии оборудования больниц и поликлиник и при существующей нагрузке врачей. Врач платной клиники считает, что лишь 70% платных услуг по качеству адекватны ожиданиям, а врач в бюджет ной клинике - что не более 10% (Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А., Чирикова А.Е., Ши лова Л.С., Шишкин СВ., 2002).

Дорогостоящим платным здравоохранением даже в  экономически развитых странах могут  пользоваться далеко не все. Обычно пациенты оплачивают не полную стоимость предоставля емых медицинских услуг, а лишь часть их стоимо сти (10-30%), остальное - за счет участия в сис теме либо обязательного, либо добровольного медицинского страхования (Семенов В.Ю., 2000).

Почти в половине западноевропейских стран осуществляется соучастие пациента в расходах при первичном приеме, а также почти в полови не случаев - в расходах при специализирован ном амбулаторном и стационарном лечении, хотя и доплачиваемые пациентом суммы ограничены максимально допустимыми размерами (Салтман Р.Б., Фигерас Дж., 2000). В России по обследованию, выполненному Институтом соци ологических исследований, этот показатель со ставляет примерно 45-50% (Шейман И.М., 2001).

В медицинские  учреждения, оказывающие платные  услуги, обращается около трети населения: 36% жителей областных центров, 32% -из городов областного подчинения, 30% жителей райцентров, 29% сельского населения (Ре шетников А.В., 2000).

Платные медицинские услуги в действующей  системе здравоохранения не всегда и не везде находятся в сфере маркетингового управления ЛПУ. Им руководство ЛПУ не придает должного значения по разным причинам, недооценивая их как дополнительный источник финансирования. Встречаются даже случаи закрытия таких под разделений. Чаще сфера платных услуг не рас сматривается как продуктивная деятельность существующих учреждений здравоохранения, платные подразделения работают эпизодичес ки и в связи с малой рентабельностью нередко закрываются (Федотова О., 2002).

Под платными медицинскими услугами понимают только такие медицинские услуги, которые оплачиваются населением через кассу медицин ского учреждения. Вместе с тем, к вариантам оплаты медицинской помощи следует отнести и добровольное медицинское страхование, опла ту лекарств и медицинских материалов, но и вме сте с тем, и так называемые «неформальные пла тежи» (неучитываемые и необлагаемые налога ми) - непосредственно в руки медицинскому персоналу (Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А., Чирикова А.Е., Шилова Л.С, Шишкин СВ., 2002).

Неформальная («теневая») оплата медицин ских услуг населением, по разным оценкам, составляла 24-45% совокупных расходов госу дарства на здравоохранение (Шевченко Ю.Л., 2001).

Теневой рынок медицинских услуг объясня  ют дефицитом высококвалифицированной  медицинской помощи и медикаментов (Решетников А.В., 2000, Линденбратен А.Л. и др., 2002).

Пациент сталкивается с платной медицинс кой помощью не только в частном  секторе, но и в государственном. Разница лишь в том, как вно  сится плата: официально или осуществляются теневые платежи (Акопян А.С, 2004). Коммер циализованные государственные и муниципаль ные учреждения, оказывая платные медицинские услуги, начинают выполнять функции част ной системы здравоохранения, конкурируя с последней и вытесняя ее с рынка при помощи административного ресурса и бюджетных ассиг нований.

А.С. Акопян (2004) рекомендует в качестве частной  системы здравоохранения рассмат  ривать не систему субъектов - организаций, основанных на частной форме собственности, а систему отношений по оказанию платных услуг, в том числе и в государственных учреж дениях.

Как видим, такая постановка вопроса впол не коррелирует с высказанным выше мнени ем ряда авторов (Сидоров А.А. 2004, и др.) в части важности накопления опыта коммерчес кого обращения  с имуществом безотноси тельно к тому, на каких основаниях и условиях это имущество в данный конкретный момент находится в сфере оперативного управления пользователя.

Потребители оценивают качество медицин ской услуги, сравнивая ожидаемый и  фактически полученный результаты, выявляя  «разрывы» в ожидавшемся и полученном качестве.

По Ф. Котлеру выделяют 10 детерминант  качества услуги:

1) степень  доступности; 

2) репутация  - общественное мнение;

3) знания - способность понять, что надо  потребителю; 

4) надежность;

5) безопасность - степень риска;

6) компетенция  персонала; 

7) уровень  коммуникации - степень доведе ния  сущности услуги до потребителя; 

8) обходительность,  тактичность, вежливость, внимательность  к клиенту; 

9) способность  быстро и качественно предо  ставить услугу;

10) внешнее оформление, интерьер, санитар ная обстановка, вид персонала.

Первые  пять детерминант характеризуют  ка чество конечной услуги, а последние - качество процесса ее предоставления. Поэтому создание медицинской услуги происходит при взаимодействии пациента и врача, услуга обусловлена эф фективностью этого взаимодействия.

Маркетинг услуг требует проведения как  внутреннего, так и двухстороннего маркетинга. Внутренний предполагает эффективную мотивацию и обучение сотрудников, работающих с кли ентами. Чтобы предоставить услуги высокого качества, надо ориентировать врача на пациен та, при этом основной рычаг - материальное стимулирование. Поэтому оплата труда персонала, зависимость ее от качественных и количествен ных показателей предопределяет удовлетворен ность персонала, и как следствие, эффектив ность его работы с потребителем (Котлер О., 2000).

Вместе  с тем, до сих пор нет четкого  норма тивного разграничения  оснований, объемов и условий  оказания бесплатной и платной меди цинской помощи. Практика неформальных пла тежей имеет неравномерный характер, как в раз ных типах учреждений, так и внутри них. Паци енты своей готовностью платить или не платить существенно регулируют уровень неформаль ных платежей.

«Если у больных нет денег на операцию, для них есть «бюджетные» хирурги, молодые или не пользующиеся спросом... или хирург пред пенсионного возраста... Все очень индивиду ально... за некачественную операцию можно расплатиться здоровьем... и хотя человек зап латил, он совершенно ни от чего не гаранти рован. Платежи обостряют чувство ответ ственности врачей. Если хорошо заплатили, врач готов не только наблюдать за больным, но и подсказать, и подправить, а если остались огрехи от работы, то их исправить...». Имеет место перераспределение доходов от нефор мальных платежей (Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А., Чирикова А.Е., Шилова Л.С, Шишкин С.В., 2002).

Информация о работе Обзор российского рынка платных медицинских услуг