Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:43, контрольная работа
Главные принципы размещения объектов культуры:
соблюдение оптимальных пропорций между развитием объектов промышленности и объектов социально-культурного комплекса;
максимальная доступность культурных благ для населения;
выравнивание уровней культуры по регионам, включая равноправное развитие национальных культур.
Введение......................................................................................3
Общие принципы размещения объектов культуры.................4
Приложение ..............................................................................10
1. Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 839-ПП
О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года...................................................................................................11
2. Основные положения схемы развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года.................................................................13
Список использованной литературы............................................................................17
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«Московский
государственный университет
Рязанский
заочный институт (филиал)
Факультет организации и управления
Кафедра
Социально - культурной
деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине: Экономика СКС
Тема:
Общие принципы размещения
объектов культуры.
Новые социальные нормы
обеспеченности населения
культурными объектами.
Выполнила: студентка 2 курса гр. 1016-1017
Левина Александра Игоревна
Преподаватель:
Митрофанова
Татьяна Юрьевна
Рязань, 2012 г.
Введение......................
Общие принципы размещения объектов культуры.................4
Приложение ..............................
1. Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 839-ПП
О схеме развития и размещения
объектов культуры на
территории города Москвы
до 2020 года..........................
2. Основные
положения схемы развития
и размещения объектов
культуры на территории
города Москвы до 2020
года..........................
Список использованной
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Услуги культуры представляют объекты культуры и искусства, кинематографии, печати, телевидения и радиовещания, осуществляющих производство, сохранение, тиражирование, распространение и организацию потребления населением благ и услуг культурного и информационного назначения.
Культурный потенциал России огромен и уникален — это театры, музеи, в том числе под открытым небом (Суздаль, Ростов Великий, Углич, Великий Устюг, Кириллов), массовые библиотеки с фондом свыше 1,1 млрд. экз.; киноустановки с платным показом, распределенных относительно равномерно — пропорционально численности населения.
Однако
резкое сокращение бюджетных ассигнований
на культуру в годы рыночных реформ
поставило эту сферу в
Общие
принципы размещения
объектов культуры.
Рациональное и продуманное размещение объектов культуры имеет важное социально - экономическое значение.
Основополагающим принципом современной экономики является принцип комплексного развития регионов путем создания территориально - промышленных комплексов, в которых хозяйственный и культурный потенциал относительно выровнен.
При этом главными принципами размещения объектов культуры являются:
Для пространственно - экономического описания параметров размещения используются понятия "сеть объектов культуры" и "сетевые показатели", которое принято подразделять на простые и сложные.
В простых сетевых показателях выражаются абсолютные величины - общее количество культурных объектов на данной территории (сколько всего клубов, музеев, библиотек и т.п).
В сложных показателях отражают относительные величины:
На характер размещения объектов культуры, по мнению специалистов, влияют факторы:
Влияют на размещение культурных объектов и чисто экономические факторы, прежде всего - сумма затрат на развитие культурной сферы в конкретном регионе. Ввиду недооценки роли культуры, имеющей порой место в административной практике на местах, размещение объектов культуры на отдельных территориях не всегда отличается равномерностью. В этом отношении по-прежнему особенно страдает село, которое и сегодня во многом остается "зоной культурного бедствия"
Рациональное размещение объектов культуры является одной из главных задач государственной культурной политики. На это нацеливает органы управления культурой и ныне действующее законодательство.
В частности , оно предусматривает обязательное соотношение пропорций хозяйственного и культурного строительства. В статье 48-й говорится: "Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения".
В "Основах законодательства РФ о культуре" определены приоритеты размещения объектов культуры по территории страны. В статье 49-й по этому поводу сказано: "Российская Федерация обеспечивает приоритет в развитии культуры в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Государство поощряет привлечение общественных и частных источников финансирования для развития культуры в указанных местностях налоговыми и другими льготами"
Правительством РФ были
Задача региональных культурных программ - формирование современной социокультурной среды на уровне села, малого города, областного центра и т.п. с учетом местных условий, уровня культурного развития региона, резервов местной отрасли.
За
программно - целевой методологией в планировании
культурного развития территорий Российской
Федерации - большое, обнадеживающее будущее.
Потребность
в учреждениях обслуживания для
временного населения рассчитывают
лишь для тех городов, где контингент
его довольно значителен: для Москвы,
Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода,
Екатеринбурга и др. Как правило,
социально-культурные объекты размещают
по принципу ступенчатости. Ступени
определяются частотой пользования
населением различными видами услуг
или частотой спроса. Различают учреждения
повседневного пользования (иногда
в их составе особо выделяют учреждения
первичного обслуживания), периодического
(два-три раза в неделю) и эпизодического
(два-три раза в месяц) пользования.
Учреждения
повседневного пользования
Учреждения периодического пользования располагают на обособленных участках жилых районов из расчета пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте (включая подход к остановке) не более 15 мин, что отвечает радиусу доступности примерно 1500 м.
Учреждения эпизодического пользования размещают на обособленных участках планировочных районов и в общегородском центре. Население пользуется этими учреждениями, приезжая в них наличном или общественном транспорте. Время, затрачиваемое на поездки, обычно строго не лимитируется, однако при их размещении стремятся исходить из 20-30-минутной доступности.
Некоторые виды обслуживающих объектов располагаются на всех ступенях, другие лишь на одной-двух. Разница заключается в составе объектов и характере оказываемых ими услуг. Например, к учреждениям культуры и искусства повседневного обслуживания относятся клубные помещения в составе жилого микрорайона, т.е. читальные уголки, библиотеки-передвижки, детские комнаты и т. п.
К учреждениям периодического обслуживания относятся: клубы, библиотеки, казино, кинотеатры, дома молодежи, школьников. К учреждениям эпизодического обслуживания — дома культуры, специализированные и публичные библиотеки, театры, концертные залы, цирки, универсальные зрелищно-спортивные залы, специализированные объекты культуры для детей.
Достоинства ступенчатой системы обслуживания состоят: в возможности системного подхода к организации культурного обслуживания, что обусловливает простоту и четкость расчетов; в наличии предпосылок для индивидуального и планового проектирования, что до недавнего времени снижало затраты на культурно-бытовое строительство.
Вместе с тем в процессе функционирования этой системы выявились и ее недостатки:
В зависимости от функций социально-культурных
объектов и допустимых радиусов обслуживания
возможна организация различных
видов общественных центров (табл. 17.1).
Таблица 17.1
Типология
общественных центров города.
Надо
отметить, что в условиях проводимой
рыночной реформы находит
Территориальная система охватывает объекты повседневного пользования, размещаемые в радиусе пешеходной доступности до 500 м, и учреждения периодического и эпизодического пользования, размещаемые с доступностью, не превышающей 7-10 мин при использовании транспорта.
К последней группе объектов
отнесены спортивные и
Коммуникативная система включает специализированные поликлиники, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждения культуры (кинотеатры, библиотеки, концертные залы, дворцы культуры), гостиницы. Данная система формируется в виде центров обслуживания, сосредоточенных у транспортных узлов и входящих в общегородскую систему обслуживания. Каждый центр обслуживания рассчитывают по удельному весу пассажирооборота соответствующего транспортного узла в общем пассажирообороте планировочного района.