Общие принципы размещения объектов культуры. Новые социальные нормы обеспеченности населения культурными объектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Главные принципы размещения объектов культуры:
соблюдение оптимальных пропорций между развитием объектов промышленности и объектов социально-культурного комплекса;
максимальная доступность культурных благ для населения;
выравнивание уровней культуры по регионам, включая равноправное развитие национальных культур.

Содержание

Введение......................................................................................3
Общие принципы размещения объектов культуры.................4
Приложение ..............................................................................10
1. Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 839-ПП
О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года...................................................................................................11
2. Основные положения схемы развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года.................................................................13
Список использованной литературы............................................................................17

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 129.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Рязанский заочный институт (филиал) 

Факультет организации и управления

Кафедра Социально - культурной деятельности 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: Экономика СКС

Тема: Общие принципы размещения объектов культуры. Новые социальные нормы обеспеченности населения культурными объектами. 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 2 курса гр. 1016-1017

Левина  Александра Игоревна

Преподаватель:

Митрофанова Татьяна Юрьевна 
 

Рязань, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение......................................................................................3

Общие принципы размещения объектов культуры.................4

Приложение ..............................................................................10

1.   Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 839-ПП

     О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года...................................................................................................11

2. Основные положения схемы развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года.................................................................13

Список использованной литературы............................................................................17 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

        Услуги культуры представляют объекты культуры и искусства, кинематографии, печати, телевидения и радиовещания, осуществляющих производство, сохранение, тиражирование, распространение и организацию потребления населением благ и услуг культурного и информационного назначения.

       Культурный  потенциал России огромен и уникален — это театры, музеи, в том числе  под открытым небом (Суздаль, Ростов Великий, Углич, Великий Устюг, Кириллов), массовые библиотеки с фондом свыше 1,1 млрд. экз.; киноустановки с платным  показом, распределенных относительно равномерно — пропорционально численности  населения.

       Однако  резкое сокращение бюджетных ассигнований на культуру в годы рыночных реформ поставило эту сферу в тяжелейшее положение. В нашей стране на 1 млн. жителей приходится 3,2 театра (в Австрии  — 24, Швеции — 13,6, Франции — 9,6), 10 музеев (в Нидерландах — 35, Швеции — 34, Чехии  — 33), 368 библиотек (в Финляндии — 2500, Чехии — 708). Даже в Москве обеспеченность музеями, театрами, концертными залами, библиотеками существенно ниже, чем  во многих европейских столицах. Растет охват населения телевидением и  радиовещанием. Несмотря на повсеместность размещения объектов культуры и массовой информации наибольшей обеспеченностью  ими отличаются два района — Центральный  и Северо-Западный, прежде всего  Москва и Санкт-Петербург. 
 

Общие принципы размещения объектов культуры. 

      Рациональное и продуманное размещение объектов культуры имеет важное социально - экономическое значение.

      Основополагающим принципом  современной экономики является принцип комплексного развития регионов путем создания территориально - промышленных комплексов, в которых хозяйственный и культурный потенциал относительно выровнен.

      При этом главными принципами размещения объектов культуры являются:

  • соблюдение оптимальных пропорций между развитием объектов промышленности и объектов социально - культурного комплекса;
  • максимальная доступность культурных благ для населения;
  • выравнивание уровней культуры по регионам, включая равноправное развитие национальных культур.

Для пространственно - экономического описания параметров размещения используются понятия "сеть объектов культуры" и "сетевые показатели", которое принято подразделять на простые и сложные.

      В простых сетевых показателях  выражаются абсолютные величины - общее  количество культурных объектов на данной территории (сколько всего  клубов, музеев, библиотек и т.п).

      В сложных показателях отражают относительные  величины:

  • число посадочных мест на одно учреждение
  • число посадочных мест на 1000 жителей
  • количество учреждений культуры на 1000 жителей и т.п

      На  характер размещения объектов культуры, по мнению специалистов, влияют факторы:

  • плотность населения
  • половозрастная структура населения
  • уровень культуры
  • характер культурных запросов
  • степень урбанизации територий
  • различие климатических условий
  • особенности нацианальных обычаев

      Влияют  на размещение культурных объектов и  чисто экономические факторы, прежде всего - сумма  затрат на развитие культурной сферы в конкретном регионе. Ввиду  недооценки роли культуры, имеющей  порой место в административной практике на местах, размещение объектов культуры на отдельных территориях не всегда  отличается равномерностью. В этом отношении по-прежнему особенно страдает село, которое и сегодня во многом остается "зоной культурного бедствия"

      Рациональное  размещение объектов культуры является одной из главных задач государственной  культурной политики. На это нацеливает органы управления культурой и ныне действующее законодательство.

  В частности , оно предусматривает обязательное соотношение пропорций хозяйственного и культурного строительства. В статье 48-й говорится: "Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения".

      В "Основах законодательства РФ о  культуре" определены приоритеты размещения объектов культуры по территории страны.  В статье 49-й по этому поводу сказано: "Российская Федерация обеспечивает приоритет в развитии культуры в  сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Государство поощряет привлечение  общественных и частных источников финансирования для развития культуры в указанных местностях налоговыми и другими льготами"

        Правительством РФ были приняты  новые нормативы обеспеченности  объектами культуры. Вместе с  тем определяющую роль все  больше начинает играть программно - целевой подход к региональному  планированию развития культурной  сферы. С этой целью проводится  паспортизация регионов с целью  выявления особенностей социально  - демографической,  экономической  и социокультурной ситуации на конкретных территориях, а так же установления реальных  потребностей в наращивании культурного строительства по каждому региону.

      Задача  региональных культурных программ - формирование современной социокультурной среды на уровне села, малого города, областного центра и т.п. с учетом местных условий, уровня культурного развития региона, резервов местной отрасли.

  За программно - целевой методологией в планировании культурного развития территорий Российской Федерации - большое, обнадеживающее будущее. 

      Потребность в учреждениях обслуживания для  временного населения рассчитывают лишь для тех городов, где контингент его довольно значителен: для Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и др. Как правило, социально-культурные объекты размещают  по принципу ступенчатости. Ступени  определяются частотой пользования  населением различными видами услуг  или частотой спроса. Различают учреждения повседневного пользования (иногда в их составе особо выделяют учреждения первичного обслуживания), периодического (два-три раза в неделю) и эпизодического (два-три раза в месяц) пользования.  

      Учреждения  повседневного пользования размещают  в микрорайонах из расчета 5-7 мин  ходьбы от наиболее удаленных жилых  домов, что соответствует радиусу доступности порядка 500 м.

      Учреждения  периодического пользования располагают  на обособленных участках жилых районов  из расчета пешеходной доступности  или затрат времени на проезд в  общественном транспорте (включая подход к остановке) не более 15 мин, что отвечает радиусу доступности примерно 1500 м.

      Учреждения  эпизодического пользования размещают  на обособленных участках планировочных  районов и в общегородском  центре. Население пользуется этими  учреждениями, приезжая в них наличном или общественном транспорте. Время, затрачиваемое на поездки, обычно строго не лимитируется, однако при их размещении стремятся исходить из 20-30-минутной доступности.

      Некоторые виды обслуживающих объектов располагаются  на всех ступенях, другие лишь на одной-двух. Разница заключается в составе  объектов и характере оказываемых  ими услуг. Например, к учреждениям  культуры и искусства повседневного  обслуживания относятся клубные  помещения в составе жилого микрорайона, т.е. читальные уголки, библиотеки-передвижки, детские комнаты и т. п.

      К учреждениям периодического обслуживания относятся: клубы, библиотеки, казино, кинотеатры, дома молодежи, школьников. К учреждениям эпизодического обслуживания — дома культуры, специализированные и публичные библиотеки, театры, концертные залы, цирки, универсальные  зрелищно-спортивные залы, специализированные объекты культуры для детей.

      Достоинства ступенчатой системы  обслуживания состоят: в возможности системного подхода к организации культурного обслуживания, что обусловливает простоту и четкость расчетов; в наличии предпосылок для индивидуального и планового проектирования, что до недавнего времени снижало затраты на культурно-бытовое строительство.

Вместе  с тем в процессе функционирования этой системы выявились и ее недостатки:

  • это излишняя «жесткость» модели поведения человека, предусматриваемая данной системой. На самом деле жители могут удовлетворять свои потребности в зависимости от местонахождения и платежеспособности вблизи жилья, в местах труда и отдыха, в коммуникационной системе, связывающей эти элементы. Главное условие выбора того или иного объекта — доступность от любой точки местонахождения человека и возможность получить требуемую услугу.
  • предусматриваемая ступенчатой системой идея «коллективного микрорайона» не соответствует складывающемуся образу городской жизни. Рост культурных интересов, повышение мобильности человека ослабляют соседские связи и повышают роль объектов, предоставляющих наиболее широкий и качественный набор услуг, удовлетворять которые целесообразно через систему объектов городского значения, зачастую финансируемых за счет потребителя услуг.
 
 
 
 

В зависимости от функций социально-культурных объектов и допустимых радиусов обслуживания возможна организация различных  видов общественных центров (табл. 17.1). 
 

Таблица 17.1

 Типология  общественных центров города. 

     Надо  отметить, что в условиях проводимой рыночной реформы находит распространение  трехуровневая система размещения объектов социально-культурного назначения: территориальная, коммуникативная  и уникальная.

     Территориальная система охватывает объекты повседневного пользования, размещаемые в радиусе пешеходной доступности до 500 м, и учреждения периодического и эпизодического пользования, размещаемые с доступностью, не превышающей 7-10 мин при использовании транспорта.

       К последней группе объектов  отнесены спортивные и музыкальные  школы, поликлиники, библиотеки, казино, дискотеки, клубы, бани  и др.

     Коммуникативная система включает специализированные поликлиники, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждения культуры (кинотеатры, библиотеки, концертные залы, дворцы культуры), гостиницы. Данная система формируется в виде центров обслуживания, сосредоточенных у транспортных узлов и входящих в общегородскую систему обслуживания. Каждый центр обслуживания рассчитывают по удельному весу пассажирооборота соответствующего транспортного узла в общем пассажирообороте планировочного района.

Информация о работе Общие принципы размещения объектов культуры. Новые социальные нормы обеспеченности населения культурными объектами