Общие положения о банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Банкротство стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

1. Общая характеристика антикризисного законодательства

1.1. Понятие и экономическая сущность несостоятельности (банкротства) …………………………………………………………..4

1.2. Эволюция законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц ………………………………………………………8

2. Понятие и признаки банкротства юридических лиц в России

2.1. Понятие и признаки несостоятельности юридического лица ……..15

2.2. Процессуальные особенности банкротства ………………………..19

3. Этапы несостоятельности (банкротства) и основные процедуры ……….26

Заключение …………………………………………………………………………34

Список используемой литературы ………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Признаки банкротства можно разделить на сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации банкротства должника, и внешние, служащие основанием для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу.

К сущностным признакам относятся:

                  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов;

                  превышения суммы обязательств должника над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Эти признаки неочевидны, поэтому они устанавливаются арбитражным судом в ходе рассмотрения дела о банкротстве.

Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено и рассмотрено в целях установления (наличия или отсутствия) сущностных признаков банкротства при наличии внешних (очевидных) признаков банкротства:

                  приостановления должником платежей в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;

                  величины требований кредиторов к должнику – юридическому лицу не менее 100 тыс. рублей.

Наличие внешних признаков банкротства еще не означает собственно банкротства. Внешние признаки свидетельствуют лишь о неплатежеспособности должника и являются материально-правовым основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. И только в ходе судебного разбирательства можно установить природу неплатежеспособности должника, сопровождается ли она наличием сущностных признаков банкротства или нет.

Для определения наличия признаков банкротства учитываются:

                  размер денежных обязательств, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам; обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающими из такого участия;

                  размер обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды[32].

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие несостоятельности так или иначе соотносится с понятием неплатежеспособности, которая объясняется различными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствует необходимое количество средств платежа. Применительно к критериям банкротства можно отметить, что в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.

 

2.2.           Процессуальные особенности  банкротства

 

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 г.[33] (далее -  АПК РФ)   глава 28 посвящена рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве). В Арбитражном процессуальном кодексе РФ 1995 г. содержалась лишь одна статья 143  в главе 19, которая посвящалась рассмотрению дел о банкротстве организаций и граждан. Надо заметить, что в АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения дел о банкротстве - эта категория дел рассматривается  арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. Данный принцип также закреплен в п.1 ст. 32 Закона о банкротстве 2002 г.

Любой  из  кредиторов должника в любой момент до завершения процедуры ликвидации должника может обратиться  в арбитражный  суд  с заявлением о признании должника банкротом.

Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской[34].

В ст.38 АПК РФ закреплено правило о том, что заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Аналогичная норма закреплена и в п.1 ст.33 Закона о банкротстве 2002 г.

В законе о банкротстве 2002 г., как и в прежнем, прямо указывается, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.   Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается независимо от размера кредиторской  задолженности. Вместе с тем, заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченным органом может быть подано только при условии наличия у него средств, которые необходимы для финансирования процедур банкротства (п.2 ст.227).

Согласно ст.2 Закона о банкротстве уполномоченными органами  являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять аналогичные требования. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. N 855[35] и Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100[36] таким органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников. Закон о банкротстве 2002 г, как и Закон о банкротстве 1998 г., делит  участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы. Первая группа - это лица, участвующие в деле о банкротстве (ст.34), а вторая  группа - это лица,      участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст.35). Деление участников на перечисленные группы, в общем-то, соответствует структуре рассмотрения  дела о банкротстве. Лица, участвующие в деле о банкротстве,  имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности, во-первых, при рассмотрении дела о банкротстве арбитражным судом, а во-вторых, при проведении  какой-либо процедуры банкротства. Лица, участвующие в арбитражном процессе, имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности только в первом случае. В Законе о банкротстве 2002 г., в отличие от прежнего, перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, является исчерпывающим и определяется следующим образом:

                  должник;

                  арбитражный управляющий;

                  конкурсные кредиторы;

                  уполномоченные органы;

                  федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника;

                  лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового      оздоровления. Данная категория лиц является новой, и введена она в связи с появлением такой процедуры банкротства, как финансовое оздоровление.

Закон о банкротстве 2002 г. к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе, относит:

                  представителя работников должника;

                  представителя собственника имущества должника - унитарного  предприятия;

                  представителя учредителей (участников) должника;

                  представителя собрания кредиторов или представителя комитета     кредиторов.

Перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в Законе о банкротстве 2002 г, как и в Законе 1998 г., является открытым. В случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве, к числу лиц, являющихся лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут быть отнесены и другие лица.

В соответствии со ст.54 АПК РФ в арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители и содействующие осуществлению правосудия лица - эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания. 

В АПК РФ в главе 6 введены существенные ограничения в отношении лиц, которые вправе быть представителями в арбитражном суде. Так дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с  федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. От имени ликвидируемой организации в суде   выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии (ч.4  ст.59 АПК РФ). Представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах      полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным      правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты (ч.5 ст.59 АПК РФ).

Однако в Законе о банкротстве 2002 г. допускается возможность участия в качестве  представителей в деле о банкротстве организаций, любых лиц, в том числе аудиторов, оценщиков, экономистов и иных специалистов (п.1 ст.36). Представляется, что в данном случае в силу ч.1 ст.223 АПК РФ и п.1 ст.32 Закона приоритет должен отдаваться нормам Закона о банкротстве 2002 г.

В отличие от АПК РФ 1995 г., в новом АПК РФ нет института отказа в принятии искового заявления. Между тем Закон о банкротстве 2002 г. этот институт предусматривает. В соответствии со ст.43 Закона судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом в следующих случаях.

Во-первых, если нарушены правила о подведомственности и подсудности дел о банкротстве, предусмотренные п.2 ст.33 Закона о банкротстве 2002 г.

Во-вторых, если нарушены правила подачи заявления о признании      должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено    дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства.

В-третьих, если есть основания для отказа в принятии заявления, предусмотренные АПК РФ. Однако, как уже было сказано, АПК РФ не содержит норм, регулирующих институт отказа в  принятии заявления к производству.      Получается, что только по первым двум из перечисленных  оснований и только при принятии заявлений о признании должника банкротом будет использоваться арбитражными судами институт отказа в принятии заявления к производству. Следовательно, это будет являться особенностью рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами.  

В соответствии с ч.2 ст.223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются  коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства. Ч.4 ст.228 Закона о банкротстве 2002 г. установлено, что дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично. При этом необходимо отметить, что отдельные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, могут быть разрешены судьей единолично. Так, например, п.7 ст.42 Закона о банкротстве 2002 г. предусмотрено, что ходатайство о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом рассматривается судьей, то есть единолично, причем не позднее дня, следующего за днем поступления ходатайства, без извещения сторон. Следует отметить, что ч.1 ст.93 АПК РФ аналогичным образом регулирует данный вопрос.

Кроме этого, в п.1ст.60 Закона о банкротстве 2002 г. указывается, что    заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами (между ним и должником), жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются судьей единолично. Однако с самостоятельными требованиями о разрешении разногласий о составе, размере и оплате труда и выходных пособий работники      должника в деле о банкротстве обращаться не вправе (Постановление ФАС Московского округа от 28.02.2003 г. по делу № КГ-А41/571-03)[37].

Также в соответствии с п.1 ст.48 Закона о банкротстве 2002 г. судебное  заседание арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится судьей арбитражного суда, то есть единолично. Согласно п.1 ст.49 Закона 2002 г., определение о введении процедуры наблюдения также выносится судьей арбитражного суда единолично.  

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный  суд (ст.51 Закона о банкротстве 2002 г.).

В ст.134 АПК РФ определяется срок подготовки дела к судебному разбирательству, который не должен превышать двух месяцев со дня поступления  заявления в арбитражный суд. В ст.152 АПК РФ устанавливается срок для рассмотрения арбитражным  судом первой инстанции дела и принятия решения по нему, который составляет один месяц. Таким образом, общий срок рассмотрения дела в соответствии с нормами АПК РФ составляет три месяца.

Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод о том, что Закон о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. не проводит разграничения между двумя  сроками - сроком на подготовку дела к судебному разбирательству и сроком рассмотрения дела в судебном разбирательстве.

Тем не менее, дела о банкротстве рассматриваются по правилам АПК РФ,  с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Законом о банкротстве не устанавливается срок подготовки дела к судебному  разбирательству. Стало быть, данный срок будет составлять два месяца,  то есть в этом случае будут применяться нормы АПК РФ. Следовательно, в судебном заседании дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным  судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий пяти месяцев со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному      разбирательству. Общий срок рассмотрения дела о банкротстве  будет составлять семь месяцев.[38]

Подготовка дела к судебному разбирательству, как в соответствии с нормами АПК РФ, так и Закона о банкротстве, проводится судьей единолично по каждому делу о банкротстве, находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции, в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения.

  Закон о банкротстве 2002 г. дополнительно к тем действиям, которые  совершает судья при подготовке дела к судебному разбирательству, в соответствии с положениями АПК РФ устанавливает следующие действия (в Законе о  банкротстве 2002 г. используется термин "арбитражный суд", а не "судья").

   Во-первых, арбитражный суд при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов (п.2 ст.50 Закона о банкротстве 2002 г.).

Во-вторых, по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного банкротства. На второе правомочие арбитражного суда хотелось бы  обратить особое внимание. Это связано с тем, что, как уже было сказано, дела о банкротстве рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не  предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства.   Подготовка же дела, в том числе о банкротстве, к судебному разбирательству   проводится судьей единолично. В п.3 ч.1 ст.135 АПК РФ при перечислении  действий, которые судья совершает при подготовке дела к судебному разбирательству, говорится не о назначении экспертизы, а о разрешении вопроса о целесообразности назначения экспертизы (например, в целях выявления признаков фиктивного банкротства). Само же назначение экспертизы возможно лишь в судебном заседании. В случае рассмотрения дела о банкротстве это особенно важно, так как данные дела рассматривается коллегиальным составом  судей. Возможно, лица, участвующие в деле о банкротстве, воспользуются  своим  правом  заявить отвод судье или судьям либо эксперту.

Информация о работе Общие положения о банкротстве