Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:44, курсовая работа
Банкротство стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».
Введение …………………………………………………………………………..2
1. Общая характеристика антикризисного законодательства
1.1. Понятие и экономическая сущность несостоятельности (банкротства) …………………………………………………………..4
1.2. Эволюция законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц ………………………………………………………8
2. Понятие и признаки банкротства юридических лиц в России
2.1. Понятие и признаки несостоятельности юридического лица ……..15
2.2. Процессуальные особенности банкротства ………………………..19
3. Этапы несостоятельности (банкротства) и основные процедуры ……….26
Заключение …………………………………………………………………………34
Список используемой литературы ………………………………………………..36
Иностранное направление привело к тому, что в России при отсутствии конкурсных Уставов сложились основные институты банкротства: споры решали особые суды (Коммерц-коллегии, городовые магистраты, Главный магистрат, Сенат); действовали кураторы, в обязанности которых входило создание конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных средств между кредиторами; проводились общие собрания кредиторов; окончание конкурса погашало претензии кредиторов, оставшихся неудовлетворенными.[9]
В XVIII нормы о несостоятельности включаются в Вексельный устав 1729 г., в Устав благочиния 1782 г., в городовое Положение 1785 г. и др. Однако это еще не кодифицированные акты о банкротстве, а лишь отдельные разрозненные нормы.
В 1740 г. было разработано несколько уставов, которые, однако, не обрели юридической силы, хотя и применялись отчасти на практике.[10] Проекты разрабатывались также в 1753, 1756, 1768 гг.
Первый безусловно действующий Устав о банкротах появился в России 18 декабря 1800 г., т.е. в самом конце последнего года XVIII в.
XIX век можно охарактеризовать как время бурного нормотворчества в части урегулирования несостоятельности (банкротства). В 1832 году принимается Устав «О торговой несостоятельности».
Устав 1832 г. действовал до 1917 г., хотя конкурсное законодательство в течение этого периода претерпело некоторые изменения. Кроме того, в конце века готовилась серьезная реформа конкурсного законодательства, в связи с чем были разработаны проекты нового Устава, один из которых, составленный Н.А. Туром, является весьма обширным и интересным.[11] Однако задуманным реформам так и не удалось осуществиться, грянули более серьезные реформы – власть и закон перешли Советам.
До 1922 года критерии и правовые последствия несостоятельности (банкротства) не были урегулированы. Имперское законодательство о банкротстве было ликвидировано. Страна переживала кризис, на грани банкротства было абсолютное число предприятий.
Для советского права вопрос о несостоятельности стал особенно актуальным в эпоху осеннего кризиса 1923 г. То немногое, что имелось в действующем законодательстве по этому вопросу применительно к отдельным видам юридических лиц, касается преимущественно порядка их ликвидации.
Как подчеркивают ученые, «фактически несостоятельность — довольно обычное явление, и судебная практика стала вводить одну за другой статьи старого устава о несостоятельности с их паразитическим учреждением — конкурсными управлениями. Верховный Суд РСФСР дважды разъяснял, что у нас общего конкурсного порядка нет и что необходимо ограничиться ст. 266 ГПК и назначением солидарных ликвидаторов в порядке примечания к ст. 309 ГК. В то же время Верховный Суд дважды просил ускорить издание особого закона, ибо иначе изжить волокиту традиции старого конкурсного порядка не удастся».[12]
В последующем Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 28 ноября 1927 в ГПК было включено Положение «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических» и Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 20 октября 1929 – Положения «О несостоятельности государственных предприятий и смешанных акционерных обществ и «О несостоятельности кооперативных организаций». (ГПК гл. 37, 38, 39). С течением времени данные нормативные акты потеряли свое значение и не применялись.
Как отмечали современники, «капиталистические элементы в СССР ликвидированы, и частных предприятий не существует. Неуклонный подъем материального благосостояния советских граждан обуславливает своевременное исполнение ими своих обязательств. В отдельных же случаях их задолженность, интересы кредиторов обеспечиваются обычным порядком, т.е. путем обращения взыскания на имущество без объявления их несостоятельными. Не применяется объявление несостоятельности также к государственным и кооперативным хозяйственным организациям, т.к. последовательное проведение хоз. расчета, рентабельность социалистических организаций исключают их несостоятельность. Плановый характер социалистического народного хозяйства делает невозможной ликвидацию социалистических хозяйствующих организаций в силу объявления их несостоятельными по требованию кредиторов. Социалистические организации возникают в плановом порядке и только в плановом порядке ликвидируются. В соответствующих случаях происходит, как правило, не ликвидация социалистических организаций, а их реорганизация».[13]
Таким образом, в советский период государства и права институт несостоятельности (банкротства) утратил свое значение и был ликвидирован.
Возрождение института банкротства можно связать со становлением в России основ рыночных отношений в конце 80-х - начале 90-х гг, когда встала необходимость законодательного урегулирования оснований и последствий несостоятельности.
Первым законодательным актом стал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".[14] Закон действовал шесть лет. За время его правоприменения были приняты десятки разноуровневых актов, выработалась огромная практика, показавшая множество недостатков действующего акта.
Несмотря на свои новаторские идеи, Закон 1992 года далеко не являлся идеальным. Один из наиболее ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, - применение в качестве критерия несостоятельности) принципа неоплатности.[15] Как отмечают исследователи, нормы Закона создавали «принцип домино», стимулирующий кризис неплатежей и повсеместно господствующий в российской экономике. Действовавшие легальные понятие и признаки банкротства защищали недобросовестных должников и тем самым разрушали принципы имущественного оборота.[16]
8 ноября 1998 года был принят Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».[17] Он принес кардинальное изменение в подходе к определению критериев несостоятельности юридических лиц. Внес новые процедуры банкротства. «Если предыдущий Закон о банкротстве отвечал интересам, в том числе, и предприятия-должника, помогая суду объективно оценивать его финансовые и материальные возможности погасить долг, то новый однозначно принял сторону кредитора».[18] Между тем и этот закон был признан не отвечающим требованиям как кредиторов, так и должников.
Процедуры банкротства были значительно упрощены, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий-должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость и т.д.[19]
Несмотря на недостатки, на наш взгляд, Закон 1998 г. все-таки оказал положительное воздействие на становление института банкротства в России, хотя, по мнению некоторых специалистов, представлял собой худший закон России.[20]
Уже в 1999 году возникли высказывания о необходимости дальнейшего реформирования.[21]
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"[22] принес новые нормы, новые правила и порядок банкротства.
При формировании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. были учтены выводы Конституционного Суда РФ по проверке отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 г., а именно, полностью гарантированы законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу, где последний вправе заявить в процессе разбирательства обоснованности требований лица, инициирующего банкротство.
Таким образом, в новом Законе акценты смещены в пользу должника: «"Продолжниковский" характер нового Закона выражается во включении новой процедуры банкротства - финансового оздоровления - альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного производства, в усложнении процедуры возбуждения производства по делу, в предоставлении учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника - унитарного предприятия возможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правах конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и ряде других особенностей».[23]
Завершая анализ истории развития института банкротства в России, можно сделать следующие выводы:
1. Вплоть до XIX века законодательство о банкротстве было развито довольно слабо, оно не имело целостного и систематического характера, что отражало общую неразвитость рыночных отношений в России.
2. Законодательство о банкротстве России XIX века делало значительный шаг вперед, однако отличалось разрозненностью и сложностью.
3. В советской России в период НЭПа сложилась довольно развитая нормативно-правовая база регулирования процедуры банкротства, отличавшаяся, тем не менее, незавершенностью и неполнотой. Советское право более поздних периодов отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, что, в общем и целом, вытекало из сути командно-административной экономики.
4. С началом формирования рыночной экономики в 90-е годы XX века были приняты нормативно-правовые акты, призванные строить новые реалии рыночных отношений.
Бесспорной представляется необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, адекватной задачам регулирования процедур банкротства по мере развития рыночной экономики в России.
2. Понятие и признаки банкротства юридических лиц в России
2.1. Понятие и признаки несостоятельности юридического лица
Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.[24] Важно понимать, что само по себе банкротство – это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство – это довольно длительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущество.
Понятие несостоятельности определенным образом соотносится с понятием неплатежеспособности, которая может быть обусловлена разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может быть относительной и абсолютной.[25]
Относительная неплатежеспособность означает, что должник временно не обладает достаточными средствами для платежа. В этом случае конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами, например, привлечением должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги.
Абсолютная неплатежеспособность имеет место, когда лицо при обычном ведении дел не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил. Абсолютная неплатежеспособность должника, удостоверенная арбитражным судом, называется несостоятельностью (банкротством).
В российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" используются как синонимы. В других странах эти термины могут иметь различное значение. Обычно банкротство рассматривается как наиболее серьезный случай несостоятельности, связанный с уголовно наказуемыми действиями должника, наносящими ущерб кредиторам.[26] Последствия таких намерений (в частности, последствия фиктивного и преднамеренного банкротства) предусмотрены п.3 и 4 ст.10 Закона о банкротстве, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ[27] и ст. 195-197 УК РФ.[28]
Беляева О.А указывает, что банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации.[29]
Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным.
Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.[30]
Юридическое лицо – должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии двух специальных признаков:
соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней);
требования кредиторов к юридическому лицу – должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, если иной размер не предусмотрен законом.[31]