2.4. При производстве общественных
благ необходимо использовать
разумные варианты сотрудничества
общественного сектора с частным
на основе контрактных отношений,
конкурентного выбора партнера (о
чем подробно было сказано
в п. 1.4).
2.5. Дальнейшее совершенствование
правового обеспечения уже внедренных
квазирыночньгх отношений. В частности,
больницы должны быть реально включены
в конкурирующую среду - в сфере заключения
контрактов с клиентами больниц. Успешная
конкуренция возможна, если отсутствует
"прикрепление" пациента к одной
больнице. Перечень бесплатных медицинских
услуг, получаемых по страховому медицинскому
полису обязательного страхования граждан,
в оговоренных полисом медицинских учреждениях
не должен зависеть от прописки гражданина.
2.6. Как было показано
нами в §.2.1. в производстве
общественных благ возникают
противоречия в отношениях между
обществом и государством. Развитие
влияния общества на государство
связано с формированием институтов
гражданского общества. "Без развитых
институтов гражданского общества система
экономических отношений неизбежно деформируется
в сторону самовоспроизводящейся олигархизаши,
криминализшщи, бюрократических извращений"203.
Об этом же еще в самом начале реформ в
России предупреждал Р. Патнэм: "Без
норм взаимопомощи, без сетей ассоциативности
и гражданской ответственности аморальная
семейственность, клиентализм, беззаконие,
неэффективная власть и экономический
застой окажутся более вероятным исходом,
чем действительная демократия и развитие
экономики". Гражданское общество образуется
социальными институтами и социальными
сетями, нормами. Развитие производства
общественных благ, как национальных,
так и локальных (региональных, муниципальных)
зависит от развитая гражданского общества,
повышения степени ответственности чиновников
разного ранга перед гражданами.
Региональный аспект решения
данных противоречий рассмотрим на примере
Костромской области. В Костромской
области за счет бюджетных (общественных)
средств финансируются следующие отрасли:
автомобильный транспорт, жилищно-коммунальное
хозяйство, образование, культура, искусство
и кинематография, социальная политика,
молодежная политика, физическая культура
и спорт, здравоохранение, социальная
защита, летний отдых, особо выделяются
расходы на содержание органов управления.
Распоряжение финансовыми средствами
общества осуществляется на конечном
этапе производства общественных благ
комитетами областного и муниципального
уровней, некоторыми муниципальными предприятиями
(среди которых АТП и ЖКХ).
Об эффективности распоряжения
менеджерами (госслужащими) общественными
средствами житель Костромской области
может судить, получая информацию
(часто неофициальную) из соседних областей:
тарифы на проезд в общественном транспорте,
на оплату жилья, доплаты из местных
бюджетов учителям и т.д., которые
в большинстве случаев не в
пользу Костромской области. Анализ эффективности
производства общественных благ должен
проводиться и на официальном уровне.
Практика таких исследований существует
в развитых демократических странах. В
целом нельзя однозначно заявить (согласно
этим исследованиям), что частный сектор
во всех случаях эффективнее государственного.
Однако, во многих случаях расточительность
государственного сектора огромна.
Неэффективный менеджер (часто
и коррумпированный), который имеет
право распоряжаться огромными
общественными средствами, - это
менеджер, приспособившийся к современным
институциональным условиям и опирающийся
на норму неподотчетности избирателю.
Финансовая информация о деятельности
муниципальных предприятий и комитетов,
публикуемая в СМИ: рост кредиторской
задолженности, рост доли административных
расходов и др., могла бы стать одним из
инструментов воздействия на неэффективных
менеджеров.
2.7. Несмотря на то, что
государство в основном должно
решать проблему производства
общественных благ, во многих
странах, а также в современной
России развивается некоммерческий
сектор, чтобы дополнить данное
производство. Эффективность некоммерческого
сектора во многом задана его
функциями, которые имеют существенные
отличия от функций государства
в предоставлении общественных
благ. Так, если государство:
- обеспечивает конституционно
провозглашенные социальные гарантии,
то некоммерческий сектор экономики
осуществляет производство благ
и услуг сверх этих гарантий;
- пытается обеспечить
всеобщий охват населения производимыми
общественными благами, то некоммерческий
сектор экономики обеспечивает
удовлетворение потребностей, находящихся
за рамками массового однородного
спроса путем обеспечения их
адресности;
- предоставляет общественные
блага и услуги на равнодоступной
основе, то некоммерческий сектор
- на основе дифференцированное™
доступа к ним;
- осуществляет и наращивает
производство общественных благ
в условиях постоянного дефицита
государственных средств и нагрузки
на бюджет и налогоплательщика,
то некоммерческий сектор экономики
имеет в основе этих процессов
множественность финансовых источников,
относительно минимальные затраты,
лишенные ориентации на прибыль.
3. Структурные преобразования
предполагают перераспределение ресурсов
на основе выбора приоритетов. Приоритеты
должны быть ориентированы на интересы
отдельного человека, а также отражать
иерархию интересов. Ресурсное перераспределение
включает в себя эффективную аллокацию
материальных, финансовых и трудовых ресурсов
как внутри отрасли, так и между отраслями.
В выборе приоритетов имеется
всегда внутренний и внешний аспекты.
Внутренний аспект должен определять
стратегию обеспечения общественными
благами человека, региона, страны.
Внешний аспект связан с конкурирующими
интересами на каждом уровне обеспечения
общественными благами. При этом
динамика приоритетов должна быть представлена
как равнодействующая разнообразных
интересов и ценностных ориентации.
Особо актуальной проблемой для
России по-прежнему остается отражение
индивидуальных целей и интересов,
формирующихся в новой системе
ценностей, приобретающих такие
значения как экономическое благополучие,
экономическая безопасность, социальная
справедливость, самореализация личности.
(Одновременно приходится учитывать
и несовершенства представительной
демократии, государства, которые существенно
ограничивают эффективное распределение
и использование общественных ресурсов).
В целом «основная структурная пропорция,
подлежащая оптимизации в системе социально
ориентированной рыночной экономики,
- это распределение производства благ
между частным и государственными секторами,
за частный или государственный счет,
а производная от нее - пропорция распределения
средств государственного бюджета между
отраслями госсектора, производящими
различные виды общественных (коллективных
благ».
3.1. Межотраслевые структурные
преобразования. Приоритетность науки,
образования, здравоохранения, как
основных факторов развития человеческого
капитала, должна быть на государственном
уровне не только провозглашено,
но и подтверждена перераспределением
финансовых ресурсов бюджета
в пользу этих отраслей. Стратегически
нормативы расходов государства в ВВП
на эти цели должны быть приближены к уровню
расходов ведущих стран мира (см. табл.
3.2. Внутриотраслевые структурные
преобразования. Экономика отраслей,
обеспечивающих производство общественных
благ -это, прежде всего, экономика,
но с отраслевыми особенностями. Следует
заметить, что замыкание в узковедомственном
кругу имеет для данных отраслей весьма
существенные негативные последствия.
Пришло время понять, что реформировать
эти отрасли и эффективно управлять ими
можно только с привлечением внешних сил
- специалистов из других отраслей; экономистов-стратегов,
успешных менеджеров. Они вместе с отраслевыми
специалистами должны определить приоритеты
внутри отрасли, оптимальный баланс между
рынком и государством.
3.3. Эффективность отраслей,
обеспечивающих производство общественных
благ, зависит главным образом
не от "натуральных" количественных
показателей, а от высокого
профессионализма кадрового состава,
передовых технологий, применяемых
в данной отрасли.
Данные таблицы 8 демонстрируют
высокие относительные натуральные
показатели в России, характеризующие
охрану здоровья населения. В целом
отрасли по предоставлению общественных
услуг характеризуются высокой
Х-неэффективностью. В частности, это
связано с привычными установками
советского периода доминирования
натуральных количественных показателей
в таких отраслях. В современный
период необходим качественный рост,
ресурсом трудосберегающие технологии.
Оптимальность натуральных показателей
должна сопоставляться с динамикой показателей,
характеризующих реальное индивидуальное
благополучие, "качество жизни" отдельного
гражданина. Так, например, в России наблюдается
высокая смертность от инфекционных и
паразитарных заболеваний, болезней системы
органов кровообращения, что отражает
явное неблагополучие сферы здравоохранения,
отсутствие современных технологий профилактики
и лечения болезней.
Заключение
Изменения институциональной
среды и экономических отношений
во многом являются экзогенным, а не
эндогенным элементом неоклассической
системы. Это связано со сложностью
формализации экономических интересов
физических лиц и агрегированных
субъектов. Однако именно данная методология
позволяет раскрыть сущность явлений,
отвечая на вопрос «почему так
происходит», а не «каким образом».
С эволюционной точки зрения «
нет оснований считать неизменными
границы между тем, что общество
хочет оставить частным, и тем, что
оно хочет сделать публичным.
Часть экономической проблемы общества
состоит именно в потребности
непрерывно перекраивать эти границы.
Если ортодоксия делает упор на достижение
оптимального обеспечения общественными
благами, то при эволюционном подходе
в центре внимания изменения обстоятельств
и спроса, требующие аппарата коллективного
выбора». Производство общественных благ,
таким образом, необходимо рассматривать
относительно конкретных исторических
реалий. Изучение экономических отношений
в производстве общественных благ показало,
что они детерминированы многоаспектными
экономическими интересами, основанием
которых являются взаимозависимые
потребности отдельного индивида и
социальных объединений, отражающие взаимосвязь
части и целого. "Поскольку
человеческая цивилизация развивается,
усложняя среду своего обитания, все
более интегрируясь в нечто целостное,
роль и значение общих интересов возрастают"217.
Это подтверждается развитием в последние
десятилетия глобальных процессов и связанных
с ними проблем экономического, социального
и природного характера. Ущерб от непроизводства
общественных благ более "высокого"
социального уровня возрастает в обратной
зависимости от роста индивидуального
интереса в решении данных проблем. Разнообразие
критериев производства и распределения,
общественных благ подчинено фундаментальному
критерию экономической и биологической
выживаемости общества, сохранения социума.
Адекватное экономическое решение возникающих
общих проблем - производство общественных
благ соответствующего уровня возможно,
если общие интересы отражены в социальном
контракте, закрепленном институтами
разных уровней. Производство общественных
благ осуществляется в особой институциональной
среде, которая определяется взаимоотношениями
институтов власти с институтами гражданского
общества. Данные отношения современная
экономическая теория интерпретирует
как обменные операции. "... с позиций
индивидуалистической концепции государства
политические, или коллективные действия
аналогичны отношениям обмена". Политический
процесс, хотя он и значительно более сложен,
подобен процессу рыночному. Экономические
отношения в демократическом обществе
характеризуются свободой выбора: индивидуального
- в рыночной экономике и общественного
- в общественной сфере. Строго говоря,
государство обладает силой принуждения,
используемой, прежде всего, для производства
общественных благ. Однако все члены общества,
в конечном счете, причастны к определению
путей использования принуждающей силы
государства. Свобода общественного выбора
в связи с этим ограничена механизмом
производства и распределения, общественных
благ, определяемым институциональной
средой.
Это обусловливает возникновение
транзакционных издержек, так как
каждый индивид, занимающий определенное
социальное и функциональное положение
в данном механизме, пытается законно
(или незаконно) реализовать права
собственности и получить выгоду
от аллокации значительных финансовых
и материальных ресурсов, предназначенных
для производства общественных благ. Именно
граждане, являясь налогоплательщиками
и избирателями, должны быть и получателями
выгод. В целом трансакционные издержки
можно подразделить на внутренние - это
издержки, которые несет группа, чтобы
выработать коллективное решение по установленным
законно нормам. Издержки, которые индивид
ожидает понести в результате своего участия
в организованной деятельности. И внешние
издержки - издержки, которые индивид ожидает
понести в результате действий других
лиц, над чьей деятельностью у него нет
контроля. Это издержки, заключающиеся
в отклонении уровней полезности от значений,
которые были бы достигнуты при единогласном
принятии решения обществом. Экономические
издержки увеличиваются также из-за того,
что узко ограниченные группы людей реализуют
частные интересы, не совпадающие с интересами
общества, нарушая права собственности
граждан. В целом они обусловлены следующими
экономическими и политическими факторами:
представительной демократией; ассиметрией
информации (в отношениях избиратель -
политик (партия), политик - чиновник, чиновник
- гражданин); действием групп особых интересов,
оказывающих давление на избирателей,
политиков и чиновников; обменом голосами
(логроллингом); рентоориентированным
поведением чиновников; необоснованным
ростом бюрократического аппарата; практической
неподконтрольностью политиков и чиновников
избирателям-налогоплательщикам; оппортунистическим
поведением части налогоплательщиков.
Таким образом, в экономических отношениях
по производству и распределению общественных
благ проявляется несоответствие между
общественными выгодами и издержками
и индивидуальными выгодами и издержками
лиц, причастных к распоряжению соответствующих
общественным благам ресурсов. Это несоответствие
негативно влияет на аллокационную эффективность.
Переход к рыночной экономике
определил существенные изменения
в экономических отношениях по производству
общественных благ. Модель преобразования
и развития данных отношений была
выбрана с учетом исторических традиций
России - зависимости от предшествующей
траектории развития, с ориентацией
на мировой опыт - импорт эффективных
институтов. Данная модель сохранила
общедоступность базовых социальных
общественных благ: здравоохранения
и образования, что выражало общественную
волю, и это во многом ускорило адаптацию
в России новых экономических механизмов
в производстве общественных благ. Рыночные
и нерыночные отношения по производству
общественных благ характеризуются рядом
положений. Первое, производство общественных
благ, возможно, за счет налогов, взимаемых
в рыночном "реальном" секторе, поэтому
очень важно установить пропорциональное
партнерство частного и общественного
секторов, обеспечивающее их стабильное
развитие. Этому способствует преобразование
финансовых и институциональных механизмов:
создается новая налоговая система, адекватная
современным формам хозяйствования, меняются
структура и механизмы расходования общественных
средств. Второе, ряд социально значимых
общественных благ, таких как здравоохранение
и образование (не обладающих характеристиками
"чистых" общественных благ) в современных
экономических условиях производятся
нерыночным и рыночным секторами, которые
выступают равноправными производителями.
При этом очень важно, что рыночный сектор
развивается параллельно общественному,
не ущемляя интересы наименее обеспеченных
слоев населения, реагируя на специфический
спрос наиболее обеспеченных слоев населения.
Третье, взаимодействие двух секторов
в производстве общественных благ усиливает
информационные рыночные сигналы и способствует
снижению X-неэффективности. Поэтому в
соответствии с конкретными условиями
целесообразно сочетать государственное
финансирование и частное производство
общественных благ на основе контрактации;
использовать квазирынки на основе разделения
покупателя (государственного органа)
и поставщика (медицинского учреждения);
расширять дополнительные платные услуги
в общественном секторе. В экономических
отношениях по производству общественных
благ проявляется противоречивый характер
взаимодействия национальных и частных
интересов. Наряду с частными интересами
обособленных субъектов (индивидов) объективно
действуют интересы тех социальных общностей,
групп, слоев и территорий, членами которых
являются эти субъекты. В национальных
интересах интегрируются интересы всех
членов общества. Для производства общественных
благ - это наиболее адекватные интересам
всех граждан-налогоплательщиков ассортимент,
качество, объем общественных благ при
минимальных издержках. Это достижимо
на основе сложного взаимовыгодного обмена
между рядовыми гражданами и структурами,
которые они создают для организации общества.
В связи с этим необходим поиск компромиссных
решений в отношениях: отдельного индивида
и общества, бизнеса и общества, государства
и общества, территории и общества. Определена
взаимосвязь между производством общественных
благ и балансом эффективности и справедливости
в обществе. Необходимость перераспределения
в пользу менее обеспеченных индивидов
и территорий подтверждается на межиндивидуальном
и межтерриториальном уровне. Это позволяет
сделать вывод о том, что относительное
выравнивание стартовых условий, потенциала
индивидов и территориальных образований
дает эффект, превышающий издержки, но
проявляющийся в долгосрочной перспективе.
Во многом он проявляется в устойчивом,
безконфронтационном развитии общества.
Тенденции и перспективы реформирования
экономических отношений по производству
общественных благ с целью их оптимизации
определяются динамикой индивидуальных
и агрегированных интересов, которые проецируются
на взаимодействие формальных и неформальных
социально-экономических институтов.
В связи с этим движение к равновесию в
производстве общественных благ можно
трактовать не с количественной, а с качественной
институциональной точки зрения. Основными
направлениями оптимизации производства
и распределения, общественных благ являются
финансовые, институциональные и структурные
преобразования. Необходимый инструментарий,
с помощью которого реализуются пути повышения
эффективности исследуемого производства:
нормы права, бюджетно-налоговые рычаги,
кредитно-денежные инструменты, управленческо-административные
инструменты, мониторинг, прогнозирование
и планирование, неформальные инструменты.
Развитие экономических отношений по
производству общественных благ определяется
общемировой тенденцией спецификации
прав собственности, которые закрепляют
права и обязанности, структурируют интересы
всех сторон: граждан, государства, предпринимателей-собственников.
В таких условиях происходит снижение
издержек, обусловленных институциональной
недостаточностью. Особая роль в этом
процессе принадлежит формированию гражданского
общества, определяющего и отстаивающего
интересы граждан как первичных интересов
в производстве и распределении общественных
благ.