Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые обще
Введение 3
1.Экономические отношения в институциональной и
эволюционной теориях 5
1.1 Свойства и классификация общественных благ 8
1.2 Специфика производства общественных благ 9
2.Пути повышение эффективности производства общественных благ 23
Заключение 38
Список литературы 44
Финансовые преобразования
1.1. ГМСС (государственные
минимальные социальные
Под ГМСС понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выражаемых в социальных нормах. Области применения ГМСС. Рекомендуется применять в следующих областях и сферах: доходов населения, социальной поддержки граждан, социального обслуживания граждан, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной сфере, юридической помощи гражданам. Типы ГМСС. К основным типам ГМСС целесообразно отнести (в части общественных благ): минимальные размеры массовых, социальных пособий и выплат; номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ; перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи; стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг; нормы обеспечения населения социальными услугами; нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг. Особое значение приобретает включение в систему ГМСС стандартов медицинских технологий, устанавливающих гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требований к результатам, качеству лечения и профилактики заболеваний, травм, состояний. Только на этой базе может быть основана защита пациентов. Такая практика уже получила распространение в зарубежных странах, например, в виде медицинских протоколов в Германии. ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня. Использование слова "минимальные" указывает на возможность государственного финансового обеспечения социальных гарантий на минимально необходимом уровне, Кроме того, использование слова "минимальные" в термине ГМСС подчеркивает, что в субъектах РФ и муниципальных образованиях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС, при условии их обеспечения за счет собственных финансовых и других ресурсов. Формирование системы ГМСС должно осуществляться на договорной основе и выражать согласованные интересы и возможности личности, общества и государства в лице органов власти Федерации и ее субъектов, а также местного самоуправления. Один из важнейших принципов создания системы ГМСС - изменение структуры закрепления доходов и расходов на социальные нужды по бюджетам всех уровней и государственным внебюджетным фондам при разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти и местного самоуправления. Таким образом, система ГМСС оптимизирует производство и распределение общественных благ, разрешая следующие противоречия:
Между обществом и государством. ГМСС направлены на преодоление патерналистского принципа в отношениях между государством и обществом в обеспечении общественными благами, путем закрепления прав собственности и подушевого финансирования.
Бюджетные противоречия. Эта система приобретает решающее значение для развития местного самоуправления и федерализма в России, а также для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов.
1.2. Стратегическая цель
в финансировании общественных
благ - децентрализация налоговых
полномочий и осуществление
Самостоятельность и относительная независимость субъектов РФ от федерального центра и муниципальных образований от субъекта РФ должны сочетаться с их ответственностью перед своими гражданами и "зрелостью" региональных и местных управленческих структур.
1.3. Для того чтобы обеспечить
рациональное расходование
Внедрение СНС - это путь
формализованного, количественного
описания экономики и социальной
сферы. Данная система способствует
не только "прозрачности", объективному
анализу, но и становиться основой
для стратегического
1.4. Производство общественных
благ напрямую зависит от
В любой стране динамика
налоговой системы
1.5. До сих пор в России
не решен такой
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ количество местных налогов и сборов сокращено с 13 до 5 (земельный, на имущество физических лиц, наследование-дарение, рекламу, лицензионные сборы). Взамен упраздненных были введены другие налоги, а управление ими передано региональной администрации.
В то же время налоги на землю
и имущество (в России налог на
имущество предприятий - региональный)
- местные по самой природе (ведь
эти объекты привязаны к
Если в ближайшем будущем
органы местного самоуправления не будут
располагать реальными
1.6. Развитие спонсорства
и меценатства. Данное
1.7. Повышение адресности.
В начале 2005 г. была проведена
крупная реформа в социальной
сфере - монетизация натуральных
социальных льгот. Способ
2. Институциональные и
организационные
2.1. Практика показала, что, действительно, социальные инновации (которые определяются, прежде всего, институциональными изменениями) не менее эффективны, чем технологические инновации. (В России относительная успешность реформ во многом была обусловлена такими социальными инновациями, как импорт сложившихся, апробированных и доказавших свою эффективность в развитых странах институтов).
Дальнейшее внедрение
социальных инноваций должно проводиться
в два этапа. На первом этапе - разработка,
апробация и анализ эффективности
в масштабах отдельной отрасли
и отдельного региона (совокупное территориальное
и отраслевое ограничение). Второй этап
- "тиражирование" или массовое
внедрение инновации, доказавшей свою
эффективность. Двухступенчатое внедрение
инноваций необходимо по двум причинам:
во-первых, это предотвращает
Поэтому трудно согласиться с предложением о необходимости преобразования всех социально-культурных учреждений в самостоятельно хозяйствующих субъектов. "Статус юридического лица должны иметь все лечебно-профилактические и образовательные учреждения за исключением малокомплектных школ, расположенных в сельской местности, и медицинских учреждений, жестко связанных друг с другом в рамках единой технологии оказания медицинской помощи (например, поликлиники в составе больниц)"200. Можно прогнозировать, что введение данной инновации будет связано с ростом административных издержек: на содержание бухгалтерии, на необходимые проверки (финансовые и налоговые).
2.2. Исследование зарубежного
опыта (как положительного, так
и отрицательного) также способствует
оптимальному развитию
Особенно актуально на данный период рассмотрение вопроса о будущем высшего образования России. Ученые высказывают свое мнение о возможном введении "образовательных ваучеров" или государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в систему высшего образования. В целом звучит обоснованное, с нашей точки зрения, отрицательное мнение относительно данного нововведения. Основные аргументы: отрицательный опыт в США, Великобритании.
2.3. Перспективны, с нашей точки зрения, разработка и осуществление проектов по созданию новых образовательных учреждений, медицинских организаций, и учреждений культуры, соучредителями которых выступают органы государственной власти, местного самоуправления и негосударственные организации, и отработка механизмов их финансирования и управления их деятельностью.
На территории нашего региона
был успешно внедрен такой
проект на базе преобразования ФК "Спартак".
Его соучредителями стати администрация
Костромской области и ведущие
предприятия города Костромы. Внедрение
таких проектов должно сопровождаться
реформированием налоговой
Эти проекты эффективны тем,
что снимают часть налогового
бремени с местных и