Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 13:34, курсовая работа
Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;
- обосновать роль государства в предоставлении общественных благ.
Введение 3
1. Понятие и классификация общественных благ. 6
1.1Определение общественных благ и их свойства. 6
1.2 Виды общественных благ. Частные блага. 8
1.3 Границы предоставления общественных благ 12
2. Спрос и производство общественных благ. 15
2.1 Спрос на общественные блага и эффективный объем выпуска общественных благ. 15
2.2 Проблема безбилетника и пути ее решения. 17
2.3 Роль государства в производстве общественных благ. 19
3. Эволюция общественных благ на современном этапе. 25
3.1 Краткая история развития общественных благ 25
3.2 Перспективные тенденции в развитии общественных благ. 26
Заключение 28
Во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие потребление феномена международных общественных благ.
К
их числу сегодня относят
Международное
сотрудничество в связи с анализируемой
проблемой общественных благ способно
обеспечить в грядущем столетии решение
проблем бедности, более равномерного
распределения капитала, достижения постиндустриальной
фазы национальных и мировой экономик.
В результате проведенной работы были рассмотрены виды и сущность общественных благ. Общественные блага характеризуются неконкурентностью и неисключаемость и на основе этого были выявлены два характерных свойства:
- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;
- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Из этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает ряд проблем, которые не позволяют рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.
Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Из этого следует, что обеспечение производства общественных благ – первейшая функция любого государства, т.к. существует целый ряд процессов, которые не способны эффективно контролироваться рыночным механизмом, что в свою очередь может привести к несостоятельности организационной структуры общества.
1. Микроэкономика / Р.С. Пиндайк, Д.Л. Рубинфельд. - М.: Дело, 2000. – 808 с.
2. Экономика общественного сектора / Г.А Ахинов, Е.Н. Жильцов - М.: ИНФА – М,2008. – 345с.
3. Микроэкономика учебник/ Р.Г. Емцов, М.Ю. Лукин – М.:МГУ им. М.В. Ломоносова – 1999. – 320с.
4. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В. Тарануха; под ред. А.Д. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 640 с.
5. Микроэкономика: учебник / Л.И. Тарасевич, Л.И. Гребенников, А.Н. Леусский. – 5-е изд., испр. и доп. – М: Юрайт-Издат, 2007. – 391 с.
6. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. - М: Норма, 2004. – 576 с.
7. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: учебник для вузов / Л.И. Якобсон. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 319с.
8. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учебник / А.Н. Чеканский. – М: ИНФРА-М, 2008. – 685 с.
9. Экономическая теория (для экономических вузов): учебник: /под ред. О.С. Белокрыловой, – 2-е изд., – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 443 с.
10. Курс экономической
теории: Учебник для вузов/ Под ред. М.М.
Волкова – М.: Эксмо, 2007