Общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;
- обосновать роль государства в предоставлении общественных благ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и классификация общественных благ. 6
1.1Определение общественных благ и их свойства. 6
1.2 Виды общественных благ. Частные блага. 8
1.3 Границы предоставления общественных благ 12
2. Спрос и производство общественных благ. 15
2.1 Спрос на общественные блага и эффективный объем выпуска общественных благ. 15
2.2 Проблема безбилетника и пути ее решения. 17
2.3 Роль государства в производстве общественных благ. 19
3. Эволюция общественных благ на современном этапе. 25
3.1 Краткая история развития общественных благ 25
3.2 Перспективные тенденции в развитии общественных благ. 26
Заключение 28

Работа содержит 1 файл

Введение3.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью конкурентности, называются общими благами, или благами совместного потребления. Они характеризуются тем, что несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами – общественные парки, пляжи и т.п. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».

     Конкурентность  в потреблении блага может  быть и низкой. Блага с высокой  стеаенью исключаемости и низкой степенью конкурентности называются исключаемыми общественными или коллективными благами. Ими могут быть: кабельное телевидение, библиотеки, школьное обучение. Специфика данного вида благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень избирательности блага снижается по мере роста числа его потребителей.

     Существуют  так же перегруженные общественные блага – блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей. Типичным примером таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры(например шоссейные дороги) и объекты культурного назначения. До определенного уровня полезность этих благ всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Однако, начиная с некоторого момента(например, в час пик), появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости и созданию прочих неудобств. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента.

     В некоторых случаях, во избежание  перегрузки, доступность к благу  может быть ограничена узким кругом потребителей в виде особого объединения, ставящего своей целью совместное потребление определенного блага. Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. К таким благам можно отнести поля для гольфа, теннисные корты, охотничьи хозяйства. Потребители таких благ имеют возможность извлекать желательный объем полезности при меньших индивидуальных затратах.

1.3 Границы предоставления общественных  благ

 

     Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

     Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

     Анализ  столь необычных для традиционной экономической науки благ представляет значительные трудности. Отдельного внимания в этой связи удостоился вопрос о том, кто именно предоставляет международные общественные блага (международного правительства не существует, его заменяет целый ряд межправительственных и общественных организаций), как влияет на объем их предоставления отсутствие единого правительства.

     Последнее десятилетие отмечено бурным развитием  интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Как следствие, совершенствуются и  изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ, решаются вопросы об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества. Все эти процессы представляют особый интерес для России с точки зрения взаимодействия федеральных и региональных властей, а также роли, которую играет Россия в СНГ.

     К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

     Под местными общественными благами  понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет  не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько  регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

     Вернемся  еще раз к определению общественных благ. Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

     Свойство  неизбирательности в потреблении  означает, что потребление чисто  общественного блага одним человеком  не уменьшает его доступности  для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для  дополнительного потребителя равны нулю.

     Свойство  неисключаемости в потреблении  означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению  блага, даже если он отказывается за это  платить. Чисто общественное благо  обладает своеобразным положительным  внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становиться доступным для всех. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Спрос и производство общественных благ.

2.1 Спрос  на общественные блага и эффективный  объем выпуска общественных благ.

     Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком.  Например, все жители данной страны пользуются одним и тем же количеством военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения. Очевидно, что у всех потребителей эти индивидуальные количества равны:

     

     

где             - общий объем предложения данного общественного блага, qi – количество данного общественного блага, потребляемое i-м потребителем (i=1,2,…,n).  

                 Потребители  получают определенную выгоду от потребления  общественного блага одновременно,  следовательно, коллективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей:

       

где MSB – предельные общественные выгоды от потребления дополнительной единицы  общественного блага,       - предельная выгода от потребления  дополнительной единицы общественного  блага, полученная i-м потребителем.

                 При этом спрос каждого  индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. с. каждую следующую единицу общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса ив общественный товар, нужно просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммировать графики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блата только тем, что обе они имеют нисходящий наклон. Таким образом, общая кривая спроса на общественное благо может  быть получена путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих готовность каждого из потребителей оплатить данное количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной выгодой от потребления данного блага.

      Рис.1. Определение совокупного спроса на общественные блага

     Существует  некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного  блага, обеспечивающий наибольшую эффективность  использования ресурсов.

     Оптимальный объем общественного блага может  быть определен следующим образом: MSB(Qs) = MC(Qs),

где MSB (Qs) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs; MC (Qs) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs.

     

     Рис. 2. Оптимальный объем общественного  блага

     Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком  объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления  данного объема - равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

2.2 Проблема  безбилетника и пути ее решения.

     Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или  нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. В связи с этим возникает такая проблема: будет ли у кого-нибудь должный стимул, чтобы создавать эти выгоды, или все будут надеяться получить их в качестве внешнего эффекта от действий других людей?

     Если  оплата чисто общественных благ будет  осуществляться в соответствии с  предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.

     Проблема  безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении  плательщиков. В результате существования  проблемы безбилетника производство чисто  общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.

     Наиболее  простым методом исключения безбилетников  является ограничение их  доступа  к потреблению блага, т. е. сделать  благо исключаемым благом, благом, которое представляет собой тот  тип благ, доступ к которым легко  ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.

     Введение  платы в качестве инструмента  регулирования доступа к благу  может быть использовано в том  случае, когда степень избирательности  в потреблении блага зависит  от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.

           Заключение частных  контрактов может быть эффективным  механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного  потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в  потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

     Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить  создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.

Информация о работе Общественные блага