Общественное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Формы общественного производства…………………………………5
1.1. Натуральное производство. Причины возникновения и сущность товарного производства………………………………………………………….5
1.2. Товар и его свойства………………………………………………………9
1.3. Альтернативные теории формирования стоимости товара……………
Глава 2. Рынок и его функции
2.1. Рынок как форма функционирования товарного производства………….
2.2. Функции рынка……………………………………………………………….
Глава 3. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре………….…15
3.1. Конкретный и абстрактный труд. Основное противоречие товарного производства……………………………………………………………………..15
3.2. Развитие товара и товарного производства в современных условиях…..17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………...……...…..

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

2. Экспорт  сырья приносит меньшую величину  добавленной стоимости, нежели  экспорт наукоемкой продукции.  Надо учитывать, что уже сегодня  рост затрат существенно снизил  прибыльность добычи и экспорта многих видов минеральных ресурсов (это со всей резкостью проявилось осенью 1995 г. при введении валютного коридора).

 
Таким образом, в долгосрочной перспективе устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, равно как и благоприятного платежного баланса, может быть обеспечена лишь при создании производств высокого технологического уровня, а не на основе сохранения просырьевой ориентации экономики. 

3.3. Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры

     Анализируя  перспективы развития российской промышленности, нельзя оставаться лишь в рамках собственно этой сферы экономики. Сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия. Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры.

     С одной стороны, Россия была первой страной  в мире, запустившей искусственный  спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).

     Если  же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.

     Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в  его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.

     Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в принципе возможно. Скорее всего, они могут найтись у частных - отечественных и иностранных - инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы. Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно для развития России.

     Однако  наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.

     Состояние российского транспорта и связанные  с ним чрезвычайно высокие  затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.

     Основным  видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность  железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.

     Общей тенденцией для всех развитых стран  в транспортировке грузов является переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая тенденция  пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства. 
 
 
 

 

      Заключение 

     Рыночной  экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязанных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки.

     1. Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное значение - аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности, характеру операций и риску.

     2.    Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники - брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.

     3.    Биржа, как барометр, характеризует  состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.

     4.    Наряду с рынком реального  товара существует рынок, на  котором торгуют правами на  покупку ("call") и правами на  продажу ("put") товара. При этом  покупатель контракта обладает  правом выбора и платит за это премию. Такая сделка является опционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от понижения ("call") или повышения ("put") цены. А страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.

5.    На рынке фьючерсов покупаются  и продаются типовые контракты  на биржевые товары. Единственным  переменным параметром является  цена, которая определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод хеджирования). Различают совершенный хедж, когда убыток по контракту на реальный товар полностью компенсируется прибылью по фьючерсны контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправны и одинаково страхуются.

     Рассмотренные выше  инфраструктурные элементы являются неотъемлемой частью рыночных отношений.  Эффективное функционирование рынка невозможно без существования этих институтов.  Каждый из них отвечает за оптимальное взаимодействие отдельных сфер рынка. Они отражают реальные экономические тенденции,  существующие на рынке,  обеспечивают процесс производства, распределения и  потребления  продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованной литературы 

  1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М.,  Маховикова Г.А.

Экономическая теория.- СПБ:Питер, 2002.- 480.:ил.- (Серия «Учебники для вузов»)

  1. Экономическая теория: Учебник.- Изд. Испр. И доп./ Под. Общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича.-М.: ИНФРА – М, 2007.-672с.- (300 лет РЭА им. Т.В. Плеханова.) Москва
  2. «Экономическая теория» Москва. Учебник./Под редакцией А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой . М.: Издательство «Экзамен», 2003.-592с.
  3. Банковская деятельность. Финансы. М., 1999.

Улюкаев А., Российские реформы и создание предпосылок для перехода к экономическому росту // "Вопросы экономики", 1996.

  1. «Экономическая теория» Микроэкономика -1,2: Учебник / Под. Общ. Ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. Наук. Г.. Журавлевой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.-934с.
  2. Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А. Райзберга.- 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА- М,2006. – 672с.- (Высшее образование).
  3. Шишкин А.Ф. «Экономическая теория»: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.-656 с.:илл.
  4. «Макроэкономика» Под редакцией доктора эк. Наук проф. М.И. Плотницкого. Минск. ООО «Новое знание» 2002
  5. Введение в экономику рынка/Под ред. Л.П. Голубевой – СПБ.: Судостроение, 1994.-232 с., ил.
  6. Экономическая теория на пороге XXI века. Под ред. Ю.М. Осипова и др. М" 1998.
 

 
 
 
 
 
 

Северо-Западный Государственный Технический Университет      
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Экономическая теория» 

    на  тему: «Эволюция товарного производства: пути возникновения, типы, противоречия, историческая динамика» 
     
     
     
     
     

                                                            Малый факультет

                                                               Группа 711

                                                                    Петровой В.Ю

                                                                             

                                                                   
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2008 год

Информация о работе Общественное производство