Общеизвестные товарные знаки. Порядок признания товарных знаков общеизвестными

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Товарный знак — это не только способ завоевания рынка, но и способ защиты бизнеса субъектом хозяйствования. Товарным знаком является далеко не каждое обозначение, наносимое на товары или используемое при реализации услуг. Что же должен учитывать каждый, кто желает выйти на рынок Республики Беларусь и удержаться на этом рынке.

Работа содержит 1 файл

Товарный знак.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     Товарный  знак — это не только способ завоевания рынка, но и способ защиты бизнеса субъектом хозяйствования. Товарным знаком является далеко не каждое обозначение, наносимое на товары или используемое при реализации услуг. Что же должен учитывать каждый, кто желает выйти на рынок Республики Беларусь и удержаться на этом рынке.

Практика  правовой охраны товарных знаков в  Республике Беларусь, позволяет систематизировать  все действующие в Республике Беларусь регистрации товарных знаков по следующим видам:

- товарный знак Республики Беларусь (национальная регистрация);

- международная  регистрация товарного знака  (в соответствии с Мадридским  соглашением о международной  регистрации знаков и Протоколом  к Мадридскому соглашению о  международной регистрации знаков);

- общеизвестный товарный знак;

- коллективный  знак.

     Каждый  из вышеперечисленных видов товарных знаков имеет свои правовые особенности.

     Каковы  особенности товарного знака  Республики Беларусь (национальная регистрация).

     Прежде  всего, необходимо учитывать, что товарным знаком в Республике Беларусь может быть только обозначение (которое может быть представлено в графической форме), зарегистрированное в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь (далее — НЦИС). Только такое обозначение является товарным знаком, и его владелец может рядом с ним проставлять предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или R в окружности, либо в виде словесных обозначений — «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Данные предупредительные маркировки указывают на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь. За проставление таких предупредительных маркировок рядом с незарегистрированными на территории Республики Беларусь товарными знаками, прежде всего поставщик товара может понести наказание, вплоть до уголовного.

     Основным  нормативным правовым актом Республики Беларусь, который регулирует регистрацию  и защиту товарного знака, является Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 05 февраля 1993 г. № 2181-XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 2000-10-27 г. № 447-З, от 2002-07-24 г. № 134-З, 2004-01-05 г. № 268-З) (далее — Закон РБ).

     В Законе РБ дано следующее определение  товарного знака.

     Товарный  знак и знак обслуживания (далее — товарный знак) — обозначение, способствующее отличию товаров или услуг (далее — товары) одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.

     В Республике Беларусь владельцем товарного знака может быть любое лицо (например, в Российской Федерации владельцем товарного знака может быть только специальный субъект — лицо, занимающееся хозяйственной деятельностью, а именно юридическое или физическое лицо — индивидуальный предприниматель).

     Общеизвестным в Республике Беларусь товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Республики Беларусь на основании государственной  регистрации, либо товарный знак, охраняемый на территории Республики Беларусь без  регистрации в силу международного договора Республики Беларусь.

     Таким образом, обязательным условием для  признания товарного знака общеизвестным  в нашей стране является его регистрация  по национальной или международной (в силу Мадридского Соглашения или  Протокола) процедуре.

 

     В ряде стран, например, в Российской Федерации, общеизвестным может  быть признано также обозначение, которое  в результате интенсивного использования  производителем товаров и/или услуг  стало широко известно в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров и /или услуг владельца.

     При признании товарного знака общеизвестным  его правовая охрана расширяется  и распространяется также и на товары, не однородные с теми, в отношении  которых он признан общеизвестным.

     Таким образом, общеизвестный товарный знак не может быть использован без разрешения его владельца в отношении любых товаров и услуг.

     Порядок признания товарного знака общеизвестным  установлен Правилами признания  товарного знака общеизвестным  в Республике Беларусь (в ред. постановлений Комитета по науке и технологиям при Совмине от 04.04.2003 N 10, от 16.06.2003 N 16, Госкомитета по науке и технологиям от 05.05.2004 N 1, от 25.06.2004 N 3) далее Правила. (http://belgospatent.org.by/low.shtml#3)

     Правовая  охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Апелляционного совета при Национальном центре интеллектуальной собственности (НЦИС) по результатам рассмотрения заявления о признании соответствующего товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь.

     В заявлении должна быть указана дата, начиная с которой, по мнению заявителя, его товарный знак является общеизвестным  на территории Республики Беларусь, и  информация об обстоятельствах, на основании  которых можно сделать вывод  о том, что товарный знак является общеизвестным. Такая информация, в частности, может быть представлена сведениями:

     о степени известности товарного  знака в Республике Беларусь, об узнаваемости товарного знака фактическими и / или потенциальными потребителями  соответствующего товара;

     о продолжительности, интенсивности  и регионе использования товарного  знака на территории Республики Беларусь и осуществления любой деятельности по продвижению товарного знака, включая рекламу или пропаганду и презентацию на ярмарках или  выставках товаров и / или услуг, к которым применяется этот знак;

     о продолжительности и количестве регистраций и заявок на регистрацию  товарного знака в странах  мира;

     о признании товарного знака общеизвестным  в иностранных государствах;

     о ценности, присущей этому товарному знаку;

     о результатах опроса потребителей товаров  и(или) услуг по вопросу общеизвестности  соответствующего товарного знака, проведенного специализированной независимой  организацией. 

     По  данным годовых отчетов Национального  центра интеллектуальной собственности в период с 1995 по 2008 год было подано 21 заявление о признании товарного знака общеизвестным. Не все заявления были удовлетворены. Например, было отказано в признании товарных знаков “CONTE ELEGANT”, «NEMIROFF» общеизвестными в Республике Беларусь. Решение Апелляционного совета о признании товарного знака SMIRNOFF в качестве общеизвестного на территории Республики Беларусь было отменено решением судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.

     Торжественное вручение свидетельств о регистрации общеизвестных товарных знаков национальным заявителям состоялось 2 июня 2009 года в рамках Республиканского семинара по товарным знакам организованного Государственным комитетом по науке и технологиям, Национальным центром интеллектуальной собственности в сотрудничестве с Всемирной организацией интеллектуальной собственности и при участии Ассоциации патентных поверенных в рамках реализации утвержденной Правительством Государственной программы по охране интеллектуальной  собственности на 2008 – 2010 годы.

 

Признание товарного знака  общеизвестным в  Республике Беларусь. 

     Общеизвестным в Республике Беларусь товарным знаком является признанный таковым товарный знак, охраняемый на территории Республики Беларусь на основании государственной регистрации, либо товарный знак, охраняемый на территории Республики Беларусь без регистрации в силу международного договора Республики Беларусь.

     Таким образом, общеизвестным может быть признан только зарегистрированный товарный знак (как по национальной процедуре, так и в силу международного договора, например Мадридского Соглашения или Протокола). Не зарегистрированное обозначение, даже если оно является известным в Республики Беларусь, не может быть признано в качестве общеизвестного товарного знака (в Российской Федерации может).

     Общеизвестный в Республике Беларусь товарный знак защищается для всех товаров и  услуг.

     Положение о том, что общеизвестный товарный знак защищается для всех товаров  и услуг, логически вытекает из понятия  товарного знака, данного в Законе РБ (см. ниже), а именно товарный знак должен в первую очередь идентифицировать производителей товара или услуги. Поэтому общеизвестный товарный знак и будет в любом случае идентифицироваться со своим владельцем.

     Товарные  знаки, признанные общеизвестными в Республике Беларусь: «Intel», «Intel inside», «Милавица», «Савушкин продукт», «Песняры», «velcom», «Спартак», «Атлант», «МАТИАС», «Алiварiя», «Коммунарка».

     Например, решение Апелляционного совета о  признании общеизвестным товарным знаком словесного обозначения «SMIRNOFF» было отменено решением судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь. Судом было установлено, что сведения, на основании которых было вынесено решение о признании знака общеизвестным, не подтверждали факт известности именно на территории Республики Беларусь, а также на основании неправильного применения Апелляционным советом, норм, содержащихся в «Правилах признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь».

 

     

ПРАВИЛА

ПРИЗНАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА ОБЩЕИЗВЕСТНЫМ В

РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

    Правила признания товарного знака общеизвестным  в Республике Беларусь (далее - Правила) изданы в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. N 2181-XII "О товарных знаках и знаках обслуживания" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 13, ст. 128; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 106, 2/222) и устанавливают порядок и требования для признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь "О товарных знаках и знаках обслуживания" и в силу пункта (1) статьи 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., пересмотренной в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененной 2 октября 1990 г. (далее - Парижская конвенция по охране промышленной собственности). 
 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

    1. Для целей настоящих Правил  под общеизвестным в Республике  Беларусь товарным знаком понимается  признанный таковым в порядке,  установленном настоящими Правилами,  товарный знак, охраняемый на территории Республики Беларусь на основании государственной регистрации, либо товарный знак, охраняемый на территории Республики Беларусь без регистрации в силу международного договора Республики Беларусь.

    2. Общеизвестный в Республике Беларусь товарный знак в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 5 и подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 25 Закона Республики Беларусь "О товарных знаках и знаках обслуживания", а также статьей 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности является основанием для отказа иному лицу в регистрации или для признания недействительной регистрации на имя иного лица товарного знака в отношении любых товаров и / или услуг, тождественного или сходного до степени смешения с этим общеизвестным знаком.

    3. Решение о признании товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь принимается Апелляционным советом при патентном органе (далее - Апелляционный совет) по результатам рассмотрения заявления о признании соответствующего товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь.

    4. Рассмотрение заявления о признании  товарного знака общеизвестным  в Республике Беларусь осуществляется  в соответствии с настоящими  Правилами в порядке, установленном  Правилами подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения  Апелляционным советом при патентном органе", утвержденными постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. N 1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 55, 8/6151), в течение шести месяцев с даты поступления заявления в Апелляционный совет. 

Глава 2. ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ТОВАРНОГО  ЗНАКА

ОБЩЕИЗВЕСТНЫМ 

    5. Заявление о признании товарного  знака общеизвестным в Республике  Беларусь (далее - заявление) подается  в Апелляционный совет владельцем  товарного знака, считающим свой знак общеизвестным, или его представителем, имеющим соответствующие полномочия (далее - заявитель).

    6. В заявлении должна быть указана  дата, начиная с которой по  мнению заявителя его товарный  знак является общеизвестным  на территории Республики Беларусь.

Информация о работе Общеизвестные товарные знаки. Порядок признания товарных знаков общеизвестными