Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:28, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ
Предельная полезность.
Взаимозаменяемость и взамодополнительность.
Проблема равновесия.
Уравнения общего равновесия.
Закон Вальраса
Значение закона Вальраса и что он дает.
ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
Сущность конкуренции, условия её существования
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Демпинг (продажа ниже издержек)
Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция.
Монопольные цены и поведение монополистов
Особенности российского монополизма
Методы антимонопольной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Запрещаются также различные соглашения между фирмами и препятствование входу на рынок других фирм.
2. Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией.
Она возникает:
В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
Лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
Одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
Лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.
Российское антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
3. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев.
4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.
Неправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления,
во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;
во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;
в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.
5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включен, например, Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатная сталь) и др.
Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».
Все товарные рынки можно, с оговорками,
разделить на три типа:
1. С развитой конкуренцией – рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;
2. Олигополистические – рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)
3. Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.
Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.
В России к естественным монополиям относятся прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.
Рассмотрим некоторые данные.
ОАО РАО "ЕЭС России" (Общество или материнская компания) организует деятельность дочерних и зависимых обществ, непосредственно занятых производством, диспетчеризацией, передачей и сбытом электрической и тепловой энергии, вместе с которыми образует холдинг РАО "ЕЭС России" (Холдинг).
Холдинг и другие дочерние компании ОАО РАО "ЕЭС России" – научные, ремонтные, сервисные и прочие организации, не занятые производством, диспетчеризацией, передачей и сбытом электрической и тепловой энергии,– образуют группу РАО "ЕЭС России" (Группа).
Сегодня компании Холдинга обеспечивают 70% выработки электроэнергии и около трети отпуска тепла в России, контролируют 72% генерирующих мощностей и 96% общей протяженности магистральных линий электропередачи страны. На предприятиях Холдинга работает свыше 460 тыс. человек. По итогам 2005 года организации Холдинга перечислили в бюджеты всех уровней налоговые платежи на сумму свыше 100 млрд руб.
В 2003 году, после вступления в силу пакета федеральных законов, определяющих реформирование электроэнергетической отрасли, началась реорганизация структуры Холдинга и системы отношений субъектов отрасли. В течение 2003-2005 годов большинство региональных АО-энерго были разделены на компании конкурентных и монопольных видов деятельности, на базе которых были созданы межрегиональные сетевые и генерирующие компании целевой структуры отрасли.
В холдинг РАО “ЕЭС Россия” входит множество дочерних предприятий:
Некоммерческое Партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (НП "АТС") создано 23 ноября 2001 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".НП "АТС" выполняет функции оператора рынка. Основными целями работы НП "АТС" являются: организация торгов электроэнергией и мощностью в секторе свободной торговли оптового рынка, развитие конкурентных отношений и защита интересов участников рынка. Деятельность НП "АТС" регулируется государством в целях обеспечения равных условий для всех участников рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" (ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС") создано 17 июня 2002 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" создано на базе центрального диспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений. Единственным учредителем компании выступило ОАО РАО "ЕЭС России". Все акции Системного оператора находятся в собственности учредителя. По окончании реформирования электроэнергетики РФ доля государства в уставном капитале ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" должна составлять не менее 75% плюс одна голосующая акция, что обеспечит государству квалифицированное большинство голосов в этой компании. Основными целями работы ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" являются: управление технологическими режимами работы энергетических объектов, контроль и обеспечение соблюдения технических параметров и параметров надежности энергосистемы.
Открытое акционерное общество Федеральная сетевая компания (ОАО "ФСК ЕЭС") создано 25 июня 2002 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" в качестве 100%-ной дочерней компании ОАО РАО "ЕЭС России".
В ходе реформирования электроэнергетики РФ акции ОАО "ФСК ЕЭС" будут пропорционально разделены между акционерами учредителя. Так 27 октября 2006 года Советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" одобрено снижение доли участия ОАО РАО "ЕЭС России" в уставном капитале ОАО "ФСК ЕЭС" со 100% до 76,94% путем размещения части дополнительной эмиссии акций в пользу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с целью обеспечения участия государства в финансировании инвестиционной программы ФСК "ЕЭС".
По окончании реформы доля государства в уставном капитале ОАО "ФСК ЕЭС" должна быть увеличена до 75% плюс одна голосующая акция. При этом ОАО "ФСК ЕЭС" будет владеть либо магистральными сетями бывших АО-энерго, либо акциями компаний, созданных на базе активов магистральных сетей АО-энерго (МСК - магистральных сетевых компаний; и ММСК - межрегиональных сетевых компаний).
Основными целями работы ОАО "ФСК ЕЭС" являются: управление и развитие Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС) и предоставление участникам оптового рынка услуг по передаче электрической энергии.В ходе реформирования при разделении АО-энерго по видам деятельности в большинстве энергосистем созданы распределительные сетевые компании (РСК) обеспечивающие передачу электроэнергии конечным потребителям по распределительным сетям с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС. На первом этапе МРСК созданы в качестве 100% дочерних обществ ОАО РАО "ЕЭС России".На этапе межрегиональной интеграции РСК объединяются в холдинговые компании – межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).
Комиссией по вопросам реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" 18 сентября 2006 года приняты решения об обсуждении переконфигурации МРСК (создание 12 МРСК), а также о необходимости доработки проекта Стратегии развития распределительного сетевого комплекса ОАО РАО "ЕЭС России" с учетом планируемых преобразований в структуре собственности МРСК и распределения полномочий между ФСТ и региональными органами регулирования.
Акционерный капитал ОАО РАО "ЕЭС России" по состоянию на 31 декабря 2006 года составил 21 558 451 684 руб. и разделен на 3 116 903 368 акций номиналом 50 копеек, включая 41 041 753 984 обыкновенные и 2 075 149 384 привилегированны
Структура акционерного капитала ОАО РАО "ЕЭС России" на 31 декабря 2006г., %
Крупнейшие держатели акций ОАО РАО "ЕЭС России" (по состоянию на 31 декабря 2006 года)
| Доля от уставного капитала, % |
Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом | 52,6832 |
ЗАО "ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО" (номинальный держатель) | 18,4521 |
ЗАО Акционерный банк газовой промышленности "Газпромбанк" (номинальный держатель) | 10,4902 |
Некоммерческое партнерство "Национальный депозитарный центр" (номинальный держатель) | 6,8298 |
ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" (номинальный держатель) | 5,6459 |
Информация о работе Общее равновесие и эффективность настоящей конкуренции