Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Критерии оценки общественного благосостояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономического равновесия и общественного благосостояния является значимой, и чрезвычайно многоплановой задачей, так как оно отражает элементы как материальной стороны нашего сознания так и знаний законов развития природы и общества (наука), эмоциональное восприятие окружающего (культура), свод правил общения (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология, религия), способы и формы передачи духовного наследия от поколения к поколению (образование). Взаимозависимость этих элементов, и призвана в отличать человека от остального мира, для того чтобы оторвать человека от примитивного, по существу только материалистического мышления. При этом попытки шаблонного копирования исторического опыта одних стран в иные условия без учета своеобразности, динамики и исторической судьбы могут привести к отрицательным условиям.

Содержание

Введение 3
1. Понятие общего равновесия в экономике 5
1.1. Общее экономическое рановесие 5
1.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса 8
1.3. Общественные блага в классификации благ 11
2. Общественное благосостояние 15
2.1. Эволюция взглядов на проблемы благосостояния 15
2.2. Взгляд на экономическую теорию благосостояния. В. Парето. “Оптимум по Парето” 17
2.3. Теория экономического благосостояния А. Пигу 20
2.4. Теоремы общественного благосостояния 23
3. Критерии оценки общественного благосостояния 28
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 436.69 Кб (Скачать)

             (8.8)

j = 1,2,..., n;

2) условия равновесия на  рынках факторов производства        

                    (8.9)

t = 1,2,..., m;

3) бюджетные ограничения  фирм в условиях совершенной  конкуренции в виде равенства  общей выручки общим затратам    

                                                                           (8.10)

j = 1,2,..., n;

Система уравнений (8.8) - (8.10) содержит (2n + m) неизвестных (Pj, rt, Qi) и столько же уравнений. Но независимыми являются только (2n + m - 1) уравнений. Это вытекает из бюджетного ограничения каждого потребителя.

Так, если в экономике используются два фактора производства (L, K) и  производятся два блага (А, В), то для  каждого экономического субъекта выполняется  равенство   .  

                    (8.11)

Равенство (8.11) означает, что  расходы субъекта на покупку благ и факторов производства (левая часть) равны его доходам от продажи  благ и предоставления услуг труда  и капитала (правая часть). Представим его в другом виде    .  

           

В скобках представлен  результат сделок экономического субъекта на каждом из рынков. Из-за бюджетного ограничения суммарный результат  равен нулю.

Сложив результаты сделок всех участников на всех рынках, получим  следующее равенство:    .

        (8.12)

Каждое из слагаемых правой части равенства (8.12) характеризует  конъюнктуру на отдельном рынке. Если оно равно нулю, то на рынке  достигнуто равновесие; в противном случае на рынке существует дефицит или избыток. Из равенства (8.12) вытекают два важных свойства национальной экономики.

Во-первых, при отсутствии общего экономического равновесия сумма  избытков на одних рынках равна сумме  дефицитов на других.

Во-вторых, если некоторая  система цен обеспечивает равновесие на любых трех рынках (превращает в  нуль разность в любых трех скобках  равенства (8.12)), то равновесие будет  и на четвертом рынке (нулю будет  равна и разность в четвертой  скобке). Этот вывод, верный для любого числа рынков, назван законом Вальраса.

 

В соответствии с законом  Вальраса система уравнений (8.8) - (8.10) содержит только (2n + m - 1) независимых уравнений. Чтобы она могла иметь решение, необходимо либо добавить еще одно независимое уравнение, либо исключить одно неизвестное. Первый вариант используется в макроэкономике; в качестве дополнительного берется уравнение, определяющее равенство спроса и предложения на денежном рынке. Второй вариант применяется в микроэкономике. Для объяснения микроэкономических явлений достаточно знать систему относительных цен, которая основана на том, что определенное количество одного товара служит масштабом цен при измерении ценности всех других товаров. Цена избранного товара принимается за единицу и в системе уравнений (8.8) - (8.10) число неизвестных оказывается равным числу независимых уравнений.

Как известно из математики, само по себе такое равенство не гарантирует существования решения  соответствующей системы уравнений, особенно если искомые переменные должны иметь положительные значения. В  этом мы могли убедиться в 8.1. Тем  не менее доказано2, что при наложении ряда экономически приемлемых ограничений на характер функций и значения аргументов модели типа (8.8) - (8.10), можно определить вектор равновесных цен. Доказательство этого утверждения требует использования сложных математических выкладок.

    1. Общественные  блага в классификации благ

Понятие общественных благ широко используется в теоретической и  учебной литературе, но нет единого, базового определения общественного  блага. Однако все авторы признают наличие  у общественных благ двух характерных  черт – неконкурентности в потреблении и неприсвояемости – и не демонстрируют разногласий в отношении понимания содержания этих черт, но расходятся во мнениях относительно того, что является определяющим признаком общественного блага, а также того, какие характеристики присущи «общественному благу».

Благо — это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий  определенную человеческую потребность  и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Следовательно, общественное благо  – это такая группа товаров  и услуг, которые удовлетворяют  потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Их производство, как правило, финансируется государством.

Частным случаем блага  выступает товар, который удовлетворяет  определенные потребности, имеет ценность (стоимость) и предназначен для обмена. Товар для производителя не имеет  непосредственной потребительной стоимости, иначе он не вынес бы его на рынок. Его непосредственная потребительная стоимость для владельца заключается  лишь в том, что он – носитель меновой стоимости и, следовательно, выступает средством обмена. По этой причине владелец стремится реализовать  свой товар в обмен на другие, в потребительной стоимости которых  он нуждается. Для своих владельцев все товары не имеют потребительной стоимости и представляют потребительную стоимость для своих не владельцев. Вследствие этого, все товары должны всегда переходить из рук в руки. Однако такой переход, по сути, из рук  в руки и составляет товарный обмен, именно как стоимости они относятся  в обмене друг к другу и реализуются  как стоимости. Из этого следует, что товары должны реализовываться  как стоимости, до того, как они  получат возможность реализовываться  как потребительные стоимости.

Услуга в отличие от товара представляет  собой  отсутствие материальной формы, и процесс потребления  услуги совпадает с моментом её производства. Оказываемые населению услуги подразделяются на платные и бесплатные для конечного потребителя, т.е. финансируемые из бюджетов различных уровней. В ряде отраслей могут предоставляться только платные или преимущественно платные услуги, а в других – преимущественно бесплатные или на льготных условиях. В качестве основного поставщика комплекса услуг, оказываемых потребителям на безвозмездной и безвозвратной (полностью или частично) основе выступает государство за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и целевых бюджетных фондов. И как субъект, который оказывает услугу, государство может предоставлять услуги на бесплатной, льготной или частично платной и платной основе. На сегодняшний день, в современной экономике прослеживается тенденция, когда под товаром понимали только вещи и предметы, однако сейчас в понятие товар включается полный комплекс услуг (например, от упаковки и гарантийного обслуживания и до качества взаимодействия с клиентами и т.п.).

Таким образом, общественные блага – это такие блага, которым  присущи следующие характеристики:

    - несоперничество в потреблении;

    - неконкурентность;

    - неаддитивность (неделимость в потреблении);

    - неопределенность  конечного потребителя; 

    - неопределенность прав собственности.

Несоперничество означает, что изменение количества потребителей данного блага не влияет на количество полезности, получаемой каждым из них. В такой ситуации увеличение числа потребителей ведет к увеличению общественной полезности блага и означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Например, фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем.

Условие равного потребления  общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних  эффектов.

Неконкурентность означает, с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

Неделимость блага в потреблении  означает, что индивид не может  непосредственно выбирать объем  потребления блага. Мы неизбежно  пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек  не имеет возможности выбрать, какие  именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие –  соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие  должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом  предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень  национальной обороны (численность  войск, их материальное обеспечение, объем  финансирования), что приводит к  разному объему предоставления блага.

Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

Наличие положительных или  отрицательных внешних эффектов – невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством  и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства  в экономику. Именно внешние эффекты  являются причиной неисключаемости общественных благ.

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца.

Таким образом, сущность общественных благ, заключается в удовлетворении определенных общественных потребностей и обеспечении посредством этого  расширенного воспроизводства общества, предполагает признание общества в  качестве реального образования, обладающего  субстанциональностью по отношению  к составляющим его индивидам.

Рассмотрим разделение общественных благ на: чистые и смешанные.

Чистыми называются такие  общественные блага, которые в высокой  степени обладают свойствами несоперничества в потреблении и неисключаемости.

Смешанными называются такие  общественные блага, для которых  хотя бы одно из указанных выше свойств присутствует в умеренной степени.

Еще один критерий классификации  общественных благ. Это степень заинтересованности в них государства. В этом случае блага подразделяются на следующие  группы:

1.     Не предназначенные  для индивидуального потребления  и выражающие необходимость устойчивого  развития всего общества.

2.     Предназначенные для индивидуального потребления и имеющие ярко выраженный внешний эффект.

3.     Не предназначенные  для индивидуального потребления  и выражающие возможность обеспечения  потребления данного блага на  определенном уровне всем обществом  (группой людей).

4.     Предназначенные  для индивидуального потребления  и выражающие возможность и  необходимость обеспечения потребления  данного блага на заданном  уровне всем обществом (группой людей).

Также при классификации  используется ряд характеристик, одна из которых связана со спецификой территориального охвата. Территориально-региональное устройство формирует специфику  сообщества, которое потребляет благо. Границы этого сообщества могут  не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего  данное благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные  общественные блага. 

Международные общественные блага либо доступны всем жителям  планеты (борьба с загрязнением воздуха  и расширением озоновой дыры, международная  стабильность и т. п.), либо предоставляются  жителям определенного региона  Земли, нескольким странам.

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

Под местными общественными  благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым  имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических  программ до уличного освещения и  городского парка.

Таким образом, существует множество  вариантов классификации общественных благ исходя из различных комбинаций их характеристик. В зависимости  от применения общественное благо может  играть различную функциональную роль в экономике.

  1. Общественное  благосостояние

    1. Эволюция  взглядов на проблемы благосостояния

Человечество, как и отдельный  человек, всегда стремилось к достижению благосостояния. Уже в идеях раннего  утопического социализма уничтожение  частной собственности, уравнительное  распределение и полная регламентация  общественной жизни рассматривались  как условие достижения всеобщего  счастья. По мнению представителей данного  учения, человек несчастлив потому, что испытывает зависть к более  удачливому соседу. А уничтожить зависть  можно только одним путем —  сделать всех одинаковыми.

Идеологи же капиталистического производства с их философией эгоизма  и индивидуализма (см. взгляды А.Смита — прим. автора) в теории благосостояния сделали акцент на производстве, рассматривая благосостояние как синоним богатства, где под богатством понимались продукты материального производства. В рамках данных представлений основа и источник благосостояния — это накопление национального капитала, а показатель уровня благосостояния — рост количества благ на душу населения или чистый доход нации, который функционально зависит от ресурсов капитала, земли и труда. Следовательно, факторы экономического роста, важнейшими из которых являлось накопление капитала и разделение труда, автоматически становились факторами роста благосостояния. Предпосылкой же роста национального богатства классики единодушно считали систему “естественной свободы”.

Информация о работе Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Критерии оценки общественного благосостояния