Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

В последние годы мы были свидетелями настоящей лавины литературы, посвященной восточноазиатскому "чуду", странам тихоокеанского пояса и модернизации азиатских экономик. В этих азиатских странах наблюдался сравнительно небольшой отток капитала "как в форме финансовых ресурсов, так и в форме "человеческого капитала"...пресловутому "человеку с улицы" не приходилось опасаться полной экспроприации ни в результате гиперинфляции (исключением из правила была только Индонезия, но всего лишь пару лет), ни в результате марксистской революции". Однако, взгляд на рынки ценных бумаг Юго-Восточной Азии осенью 1997г. говорит о том, что все без исключения инвесторы пострадали очень сильно.

Содержание

Введение
Эпидемия и финансовые рынки
Экономические последствия "обвала"
Некоторые особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии в 80-90-е годы
Особенности циклического развития
Роль иностранного капитала
Структура финансовой системы
Роль крупных конгломератов
Ошибки экономической политики
Банковский кризис
Дезорганизация хозяйственного процесса
Влияние финансового кризиса новых индустриальных стран на мировую экономику
Заключение
Источники

Работа содержит 1 файл

Новые индустриальные страны Юго.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

Схема финансового  кризиса была примерно одинаковой: массовый отток внешнего капитала создавал угрозу падения курса национальной валюты, после чего иностранные институциональные инвесторы, действовавшие на внутреннем рынке, стремились вывести капитал и зафиксировать полученную прибыль. В результате, кризис распространялся на различные сектора финансового рынка.

Не менее  очевидны и различия между этими  кризисами. Формы развертывания  кризиса в Мексике могут свидетельствовать  о том, что имел место "кризис избыточного  потребления", при котором дефицит  платежного баланса по текущим операциям был вызван прежде всего чрезмерно высоким уровнем текущего потребления. Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии 1997 - 1998 годов, напротив, стал "кризисом избыточного инвестирования", при котором внешнее финансирование, использовавшееся для расширения производства и долгосрочного инвестирования, выступало ключевым фактором перегрева конъюнктуры.

Развертывающийся  валютно-кредитный кризис неизменно  обнаруживает тенденцию к выходу за границы страны. В развитии кризиса  в новых индустриальных странах существенную роль сыграли процессы "эпидемического" распространения и кумулятивного взаимоусиления циклических процессов в рамках всего региона. Обобщая статистические характеристики послевоенных валютных кризисов, Б.Эйхенгрин, Э.Роуз и У.Уиплош вывели следующее соотношение: развертывание валютного кризиса в какой-либо стране при прочих равных условиях увеличивает вероятность валютных потрясений в соседних странах примерно на 8%. При всей очевидной условности подобных расчетов они позволяют более четко поставить вопрос о количественном измерении опасности "эпидемического" распространения финансовых кризисов в рамках региона.

Среди макроэкономических объяснений механизма развертывания  кризиса исследователи прежде всего  выделяют растущий приток капитала в условиях плавающих валютных курсов в 1995-1997 годах, который приводил к переоценке реальных валютных курсов, что в свою очередь усиливало дефицит текущих счетов платежного баланса.

Циклический подъем вызывал особенно интенсивное накопление спекулятивных "пузырей" на рынках реальных и финансовых активов. Так, доля ссуд, выданных под строительство и покупку недвижимости, составляла от 10% до 35% активов южноазиатских коммерческих банков. В Сингапуре цены на рынке недвижимости в 1994г. повысились более чем на 40% (годовой рост стоимости жизни в этот период не превышал 3%).

Падение конкурентоспособности  экспорта и обнаруживающиеся трудности  сбыта сопровождались нарастанием  удельного веса "плохих" долгов в активах банков. Переплетение промышленного и кредитного кризисов неизбежно вело к их взаимоуглублению.

Ошибки экономической политики

Острому развитию финансового кризиса способствовали не только отмеченные фундаментальные  факторы, но и ряд ошибок экономической  политики. Среди них выделяются:

искажение информации о начале спада в экономическом  цикле;

защита переоцененной  валюты при наличии высокого текущего дефицита, что неизбежно влечет потерю резервов, обострение проблем ликвидности  и соответствующее разбухание задолженности  финансовых институтов;

продолжение бюджетной  политики, обнаружившей свою несостоятельность;

политические  заявления, связывавшие все финансовые трудности лишь с деятельностью  спекулянтов и международных  финансовых организаций.

Все эти ошибки усиливали сомнения участников финансовых операций в способности властей управлять развитием событий.

Курсы национальных валют быстро растущих новых индустриальных стран были привязаны к корзинам, состоящим из набора устойчивых валют  развитых стран, в которых около 80% составлял доллар США. Денежные власти стран рассматриваемого региона реагировали на приток иностранного капитала в 1993-1995 годах тем, что защищали свои валюты от повышения. Приток иностранного капитала при фактически фиксированном обменном курсе вызвал быстрое наращивание внешних резервов и соответствующий рост денежной базы. Вместе с тем замедление темпов экономического роста сокращало возможности обслуживания внешней задолженности. Таким образом, потребовался финансовый кризис для того, чтобы остановить цепную реакцию роста задолженности.

Наряду с  ростом задолженности местных фирм национальным банкам быстро расширялись  прямые займы оффшорных банков, выпуски  еврооблигаций и "янки бондз", что увеличивало кредитные риски.

Банковский кризис

С развертыванием финансового кризиса и циклическим отливом капитала из новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии сброс акций приобретает кумулятивный эффект, вызывающий обвал фондовой биржи. Вместе с тем репатриация средств, в свою очередь, способствовала нарастанию валютного кризиса.

В силу отмечавшейся "непрозрачности" финансовых рынков "первичная" негативная информация о состоянии дел в валютно-финансовой сфере резко усиливает дополнительный риск вложений, а уровень доходности падает, что неизбежно ускоряет уход капитала. Иными словами, в условиях начавшегося кризиса недостаточная "прозрачность" финансовой системы порождает дополнительный мультипликатор нарастания риска.

Кульминацией  развертывания финансового кризиса  является банковский кризис. Это особенно характерно для региона, где рынки ценных бумаг относительно неразвиты; предшествующее "перекраивание" краткосрочных вложений в долгосрочные инвестиции еще более усиливало уязвимость банков. Основной удар приходится именно на банковский сектор, острота проблем которого особенно возрастает с учетом имеющихся нерыночных принципов взаимоотношений в рамках крупнейших финансово-промышленных группировок и частого административного вмешательства государства.

Можно выделить следующие наиболее острые проблемы в рамках механизмов развертывания кризиса на этой стадии:

быстрое увеличение доли "плохих" ссуд в условиях роста цепочки неплатежей;

трудности получения  новых денежных ресурсов в условиях финансового и валютного кризиса;

падение курсов ценных бумаг, которые приобретались  банками, приводит к резкому обесценению банковских активов. Одновременно возникает необходимость возврата вложений краткосрочным иностранным инвесторам, а для этого (в силу обесценения активов) недостаточно ресурсов. Это ведет к банкротствам банков;

банкротство маркет-мейкеров на рынке ценных бумаг, что традиционно является признаком глубины финансового кризиса;

банкротство торговцев  недвижимостью, связанные с падением соответствующих цен после 1995 года;

банковский  кризис, связанный с девальвацией национальной валюты (невозможность адекватного возврата вложенных денег в иностранной валюте после значительного удорожания доллара США).

В той мере, в  какой развертывание банковского  кризиса сопровождается массовыми  крушениями банков, оно, как с особой наглядностью показал опыт Великой депрессии (1929-1933 гг.), может сопровождаться временным параличом всей хозяйственной деятельности. Вообще закрытие банков (тем более - их банкротство), скачкообразно сокращающее предложение денег и обрывающее многочисленные цепочки платежных отношений, особенно болезненно сказывается на развитии хозяйственных процессов.

До февраля 1998г. новым индустриальным странам Юго-Восточной  Азии удавалось избежать массовых банкротств финансовых институтов, что несомненно ограничивало размах и силу разрушительных кризисных процессов. Тем не менее, по данным на конец 1997г., в Южной Корее была приостановлена деятельность 14 коммерческих банков, в Индонезии закрылись 16 неплатежеспособных банков, а в Таиланде приостановлена деятельность 58 частных банков (в последующий период 56 из них были закрыты).

Дезорганизация  хозяйственного процесса

Кризисное расстройство кредитных отношений дезорганизовало  весь хозяйственный процесс. По словам одного из авторитетных американских экономистов, хозяйственную ситуацию в Южной Корее к концу 1997г. можно было описать следующим образом: несмотря на девальвацию валюты примерно на 60%, обеспечивавшую фантастически выгодные условия экспорта, крупнейшие предприятия были не в состоянии нарастить вывоз своей продукции, поскольку не могли получить обычные краткосрочные торговые кредиты.

Об общей  логике и последовательности нарастания кризиса можно судить по следующей  хронологии событий.

Таблица 2 - Хронология мирового финансового кризиса.

 

1997

 

март

   

Япония

   

Таиланд

Волна спекуляций против таиландского бата, крах одной из крупнейших финансовых организаций страны - Finance One.

 

Малайзия

   

Сингапур

   

Индонезия

   

Южная Корея

   

Гонконг

   

июнь

   

Япония

   

Таиланд

Отставка министра финансов Таиланда. Установление валютного  контроля

 

Малайзия

   

Сингапур

   

Индонезия

   

Южная Корея

   

Гонконг

   

июль

   

Япония

   

Таиланд

28 июля: Таиланд  обращаются за помощью к МВФ.

 

Малайзия

4 июля: Центральный  банк Малайзии прекращает поддержание  курса риггита

 

Сингапур

   

Индонезия

   

Южная Корея

   

Гонконг

   

август

   

Япония

   

Таиланд

Принятие МВФ  решения о выделении примерно $17 млрд. Таиланду, который объявляет  план жесткой финансовой политики.

 

Малайзия

18 августа: Мохаммад  Махатир, премьер-министр Малайзии, обвиняет международных спекулянтов в создании кризисной ситуации.

23 августа: введение  запрета на покупку срочных  ценных бумаг в Малайзии, повлекшее  за собой недовольство иностранных  инвесторов и обострило кризис.

 

Сингапур

25 августа: атака  на сингапурский доллар.

 

Индонезия

14 августа: центральный банк Индонезии отпускает курс рупии.

 

Южная Корея

25 августа: атака  на южнокорейский вон.

 

Гонконг

   

сентябрь

   

Япония

21 сентября: ежегодная  встреча руководства МВФ и  Мирового Банка в Гонконге  Япония предлагает создать азиатский  фонд размером $100 млрд.

 

Таиланд

   

Малайзия

   

Сингапур

   

Индонезия

   

Южная Корея

   

Гонконг

   

октябрь

   

Япония

   

Таиланд

20 октября: отставка  министра финансов Таиланда. Начало  политического кризиса и критики  плана МВФ.

14 октября: осуществление  плана реструктуризации банковской системы в Таиланде

 

Малайзия

   

Сингапур

   

Индонезия

30 октября: МВФ  предоставляет трехлетний заем  Индонезии для реструктуризации  финансовой системы

 

Южная Корея

   

Гонконг

23 октября: На  фондовой бирже Гонконга индекс Hang Seng упал на 14%. Произошла атака на гонконгский доллар. Центральный банк отвечает повышением ставки по однодневным кредитам с 7% до 300%, что несколько успокаивает рынок. Однако биржевой крах все равно состоялся.

 

ноябрь

   

Япония

19 ноября: Япония  представляет план подъема экономики. Встреча руководителей центральных банков азиатских стран, приведший к решению об отказе от создания азиатского фонда.

24 ноября: Банкротство  Yamaichi Securities.

 

Таиланд

5 ноября: отставка  премьер-министра Таиланда.

 

Малайзия

   

Сингапур

   

Индонезия

3 ноября: закрытие 16 частных банков в Индонезии  в рамках программы МВФ.

 

Южная Корея

Атака на корейский  вон и смещение с поста министра финансов.

18 ноября: объявление  программы по реформированию  финансовой системы во избежание необходимости обращаться за помощью к МВФ.

30 ноября: обострение  финансового кризиса в Южной  Корее, правительство обращается  за помощью к МВФ.

 

Гонконг

   

декабрь

   

Япония

17 декабря: в  Японии утверждается $100-миллиардный  план подъема экономики.

 

Таиланд

8 декабря: закрытие 56 из 91 финансовых компаний Таиланда.

19 декабря рейтинговое  агентство Moody's Investors Service объявило  о снижении валютного кредитного  рейтинга

 

Малайзия

5 декабря: Малайзия  объявляет о принятии плана  жесткой бюджетной политики и сокращения бюджетных расходов на18%.

19 декабря рейтинговое  агентство Moody's Investors Service объявило  о снижении валютного кредитного  рейтинга

 

Сингапур

   

Индонезия

19 декабря рейтинговое  агентство Moody's Investors Service объявило  о снижении валютного кредитного рейтинга

 

Южная Корея

3 декабря: Корея  дает согласие на осуществление  плана МВФ, предусматривающего  выделение $57 млрд. на полное реформирование  финансовой системы.

18 декабря: в  Корее прошли выборы президента.

19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга

24 декабря: МВФ  и мировое финансовое сообщество  принимает решение о срочном  выделении $10 млрд. Южной Корее.

30 декабря: реструктуризация  части краткосрочной частной  задолженности в Южной Корее.

 

Гонконг

.

 

1998

   

январь

   

Япония

   

Таиланд

   

Малайзия

4 января: Малайзия  объявляет о возможности высылки  части иностранной рабочей силы.

 

Сингапур

   

Индонезия

2 января: Индонезия  объявляет о проекте слияния  4 из 7 государственных банков. Малайзия объявляет аналогичный план.

15 января: новое  соглашение между МВФ и Индонезией  по устранению государственных  монополий, реформированию банковского  сектора и лишению семьи Сухарто  привилегий.

 

Южная Корея

   

Гонконг

20 января: Банкротство инвестиционной компании Peregrine в Гонконге.

 

февраль

   

Япония

   

Таиланд

1 февраля: Япония  становится объектом критики  на всемирном форуме в Давосе. Таиланд получает заем Всемирного  Банка размером в $300 млрд. на  создание рабочих мест в сельскохозяйственном секторе.

 

Малайзия

   

Сингапур

   

Индонезия

4 февраля: волна  протеста в Индонезии, вызванная  повышением цен на керосин  и предметы первой необходимости

10 февраля: президент  Сухарто объявляет о возможной  индексации рупии по отношению  к доллару, резко раскритикованной МВФ и МБ.

16 февраля: МВФ  угрожает прекратить финансовую  помощь Индонезии в случае  продолжения индексации рупии.

 

Южная Корея

   

Гонконг

   
     

Попытки правительства  и центрального банка поддержать пошатнувшиеся банки и ограничить размах финансового кризиса требуют огромных ресурсов. Расчеты показывают, что в предшествующие годы суммы, направленные на укрепление позиций частных банков в Малайзии (1985-1988гг.), составили около 10% ВВП, а в Мексике (1994-1997гг.) - свыше 15% ВВП. Подрыв доверия к местным финансовым учреждениям и отказ от финансового посредничества (disintermediation) наносят серьезный ущерб процессам хозяйственного роста.

Влияние финансового кризиса новых индустриальных стран на мировую экономику

Финансовый  кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии оказывает существенное влияние на мировую экономику. Можно выделить следующие каналы его воздействия на другие страны:

Подрыв доверия  к частным ценным бумагам (к частным  заемщикам) и соответствующие коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего с сокращением вложений в частные бумаги на emerging markets и переходом к вложениям в более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран, а также лавинным сокращением ссуд, предоставляемых частным клиентам.

Падение цен  фондовых активов и девальвация  валют новых индустриальных стран  сказались на состоянии фондовых бирж в США и других развитых странах, тесно связанных торговыми и  финансовыми отношениями с данным регионом. И все же кризисные процессы на фондовых рынках промышленно развитых стран оказались гораздо менее разрушительными, чем в странах, входящих в группу emerging markets.

28 октября 1997г.  большинство крупнейших фондовых  бирж прекратило свою работу  на несколько часов. Индекс Dow Jones Industrial Average Index упал на 554,51 пункта (падение составило 7,18%). Падение котировок акций на фондовых рынках Европы было менее сильным, чем в Азии и США.

Вместе с  тем, сильное падение курсов и  на американской бирже оказалось не слишком продолжительным. Упоминавшееся выше семипроцентное падение индекса Dow Jones Industrial Average произошло в основном за счет компаний, тесно связанных с юго-восточным регионом, а среди них преобладали высокотехнологичные корпорации, например, IBM, Intel, Motorola, Compaq, Dell, и Hewlett Packard. В момент падения руководство этих компаний, уверенное в своем устойчивом финансовом положении, воспользовалось ситуацией и выкупило на рынке значительные пакеты своих акций по низким ценам.

Оправившись от шока, инвесторы как в США, так и в других странах, стали рассматривать американские ценные бумаги как один из наименее рискованных в сложившихся условиях способ инвестирования. К тому же с начала 1998г. в движении индекса Доу-Джонса явно преобладала тенденция к повышению (к 7 апреля 1998г. значение этого индекса достигло нового "рекорда", превысив 9000).

Информация о работе Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии