Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:13, курсовая работа
Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Анализ экономики Японии….....................................................4
1.1. Черты модели хозяйственного механизма и экономического развития Японии……………………………………………………………………4
1.2. Особенности внешней торговли Японии и ее участие в международном движении капитала………………………………………………5
1.3. Динамика экономики Японии…………………………….............6
ГЛАВА 2. Основные проблемы японской экономики………………….....8
2.1. Проблемы промышленного сектора Японии, вызванные землетрясением и цунами 11 марта 2011 года…………………………………….8
2.2. Проблемы во внешней торговле Японии………………………15
2.3. Социальные проблемы и проблемы финансовой системы Японии …………………………………………………………..…………………18
ГЛАВА 3. Меры, предпринимаемые для решения экономических проблем Японии и ближайшие прогнозы и перспективы японской экономики…………24
3.1. Переход Японии на новые источники энергии………………...24
3.2. Контроль курса иены и снижение зарплат членов правительства Японии ……………………………….…………………………………………….25
3.3. Меры по восстановлению туристического имиджа……………26
3.4. Ближайшие прогнозы и перспективы развития японской экономики…………………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………..33
Литература…………………………………………………………………...36
Степень сокращения производства в среднесрочной перспективе зависит от нескольких факторов. В частности, сказывается влияние размещения хозяйствующих субъектов. Природные катаклизмы способны причинить больший урон, если основной удар стихии приходится на промышленные районы, а не на территории, где масштабы индустриального производства относительно невелики. Цунами причинило бы гораздо более крупный ущерб, если бы обрушилось на промышленный пояс, включающий районы Канто (здесь расположена столица Японии - Токио), Кинки и Токай.
Различные
виды природных катаклизмов
С другой стороны, землетрясения оказывают ограничительное влияние на прирост ВВП, причем оно всецело носит негативный характер. В таких условиях происходит не только прекращение производства, весьма часто разрушаются железные дороги, ЛЭП, офисы. Такие потери не ведут напрямую к сокращению ВВП, однако негативно сказываются на возможностях производственной сферы. Мартовское цунами в Японии, скорее всего, относится к данному типу стихийных бедствий.
Пока указанные объекты в охваченной силой стихии местности выведены из строя, производство, которое они гипотетически могли бы обеспечивать, не осуществляется. На практике такое негативное воздействие может частично компенсироваться использованием мощностей в районах, не затронутых землетрясением. Поскольку большинство предприятий не работают на полную мощность все время, выпуск продукции на действующих производственных объектах может быть увеличен для возмещения потерь в других местах.
Переходя конкретно к автомобилестроению, необходимо заметить, что согласно статистическим данным Ассоциации автомобильных производителей Японии (“Japan Automobile Manufacturers’ Association” – “JAMA”), в 2010 г. в стране было произведено 9626 тыс. автомобилей, что на 21,3% больше, чем в 2009 г., когда было выпущено 7934 тыс. машин. При этом экспорт увеличился на 133,8.
В 2010 г. японский экспорт автомобилей вырос до 48,38,4 тыс. шт. с 3616,2 тыс. в 2009 г., т.е. прирост составил 33,8%6.
Совокупная стоимость экспортированной автомобильной продукции в 2010 г. составила 140,8 млрд. долл. (102,4 млрд. – автомобили и 38,4 млрд. - автозапчасти), что на 45,2% больше показателей 2009 г. (97 млрд.).
Доля экспортной автотехники в совокупном объеме производства в 2010 г. (9625,4 тыс. шт.) достигла 50,3% по сравнению с 45,6% в 2009 г7.
И все бы хорошо, если бы не землетрясения и катастрофа на АЭС “Фукусима-1” весной текущего года. Уже сейчас мировой рынок может ощутить значительный дефицит автомобилей (всего японские автопредприятия за период вынужденного простоя (около 2 месяцев) уже недовыпустили 600 тыс. авто8), причем не только японских. Последствия этого могут быть весьма неприятны: рост цен на автомобили, их обслуживание, страхование и снижение темпов роста промпроизводства во всем мире.
Трагедия в Японии может привести не только к дефициту японских автомобилей, но и к сокращению производства автомобилей во всем мире. С таким пессимистичным прогнозом выступила консалтинговая фирма IHS Automotive. Согласно расчетам ее экспертов, из-за нехватки компонентов объем производства автомобилей в мире может сократиться на 30% уже к середине апреля.
Это, в свою очередь, во-первых, приведет к росту цен, а во-вторых, ударит по динамике промышленного производства во всем мире.
По прогнозам экспертов IHS Automotive, выпуск автомобилей в мире может сократиться с 280-300 тыс. штук в день до 100 тыс. Все это аукнется проблемами для глобальной экономики - автопром обеспечивает 10% мирового ВВП и примерно столько же рабочих мест в развитых странах.
Выводы IHS Automotive небезосновательны. На сегодняшний день по-прежнему полностью или частично приостановлена работа крупнейших японских автоконцернов, таких как Toyota, Honda, Suzuki. В российском представительстве компании Suzuki «Эксперту Online» заявили, что «за исключением частично функционирующего завода в Ивате, в связи с нестабильностью поставок запчастей с предприятий, расположенных в зоне бедствия, деятельность японских заводов Suzuki по сборке автомобилей по-прежнему приостановлена... Решение о возобновлении деятельности предприятий после 30 марта будет принято после оценки ситуации»9.
Западные аналитики продолжают комментировать ущерб, нанесенный электронной промышленности Японии и мира в целом недавним землетрясением в этой стране и последовавшим за ним цунами, а также строят прогнозы относительно того, к чему все это в конечном счете может привести.
Не менее сильно ударила мартовская катастрофа и по элестронной промышленности. Первый момент, на который прежде всего обращают внимание западные обозреватели, заключается в том, что мартовский катаклизм способен привести к нехватке некоторых электронных компонентов (в частности ЗУ Flash Nand, Dram, микроконтроллеров, стандартных логических ИС и ЖКД-экранов) и материалов для их производства, не говоря о повышении цен на те и другие10.
Этот факт трудно переоценить прежде всего из-за весьма значительного вклада Японии в совокупное поризводство электронных комплектующих и по причине того, что Япония является крупнейшим мировым поставщиком широко использующегося при изготовлении полупроводниковых приборов кремния (примерно 60%). Два ведущих поставщика этого базового материала – “Shin-Etsu” и “Sumco” открыто признали, что уже ощутили на себе последствия произошедшей катастрофы, и того же не исключают такие японские группы, как “Tokuyama”, “Mitsubishi Chemicals” и “Sumitomo Chemicals”, также поставляющие материалы продуцентам ПП, как и фирма “M. Setek”, обслуживающая производителей солнечных батарей.
Поскольку
большинство предприятий
Пострадали от землетрясения также “Hitachi” и “Panasonic”, хотя и в меньшей степени, чем “Toshiba”. Так, завод “Hitachi”, расположенный в не слишком удаленной от землетрясения зоне, разрушениям не подвергся, но ритмичность производства на нем малых и средних экранов для игровых консолей “Nintendo DS” и мобильных телефонов “LG” оказалась нарушенной из-за перебоев с подачей энергии, а фирме “Panasonic” пришлось приостановить производство телевизионных жидкокристаллических дисплеев для собственных нужд и для ряда китайских продуцентов11.
И только заявления руководства “Sharp”, последовавшие после землетрясения, выглядели достаточно оптимистичными. В них, в частности, утверждалось, что завод 10-го поколения в Сакаи (выпускающий ЖКД для крупноформатных телевизоров) продолжил работу в прежнем режиме12.
Что касается компаний других отраслей-потребителей электронных компонентов, то, по их заявлениям, они почувствовали нехватку комплектующих примерно через две недели после землетрясения и цунами. Она, в частности, затронула сектор автомобилестроения, производство средств мобильной связи, нишу средств информатики и индустрию солнечных батарей. И почти сразу же появились сообщения о возможном повышении цен на смартфоны, планшетные и портативные компьютеры, игровые консоли, телевизоры и другую бытовую технику. Примерно тогда же примечательное заявление последовало от компании “Nokia”, сводившееся к тому, что японская катастрофа от 11 марта 2011 г. И последующая авария ядерного реактора, несомненно, затормозят производство целого ряда ее изделий. Не осталась в стороне и “Apple”, заявившая, что ей в течение какого-то времени будет трудно поставлять потребителям требуемое количество устройств “iPad 2”. Стало также известно, о закрытии примерно 15 из 25 заводов по производству цифровых фотоаппаратов и телевизоров фирмы “Sony”.
В числе пострадавших оказались такие японские потребители электронных компонентов, как “Honda” и “Toyota”, и европейские “Opel”, “Volvo” и “PSA”.
Со своей стороны, аналитическая компания “HIS iSupply” подчеркнула существенный размер ущерба, нанесенного японской катастрофой производству кремниевых пластин для интегральных схем. А примерно через месяц после катастрофы аналитики “Nikkei” пришли к выводу о том, что все эти события способны привести к крупномасштабному сокращению производства компонентов и, таким образом, к заметному свертыванию поставок на рынок многих видов электронной техники.
Тем более неожиданным для многих наблюдателей явился недавний прогноз “HIS iSupply”, согласно которому эта фирма теперь ожидает, что совокупный оборот отрасли в 2011 г. вырастет не на 5,8% по сравнению с предыдущим годом (до 320,1 млрд. долл.), а на 7% (до 325,2 млрд.). Правда, аналитики фирмы подчеркивают, что произойдет это за счет повышения цен, и в первую очередь на Dram (поступления от реализации которых снизятся не на 20,6%, как ожидалось ранее, а всего на 4%)13.
По данным на середину марта 2011 г., 1 кг кремния на рынке наличного товара стоил от 70 до 90 долл. (в зависимости от закупаемых количеств). Цена кремниевой пластины для фотоэлементов составляла в среднем 3,7 долл., но некоторые китайские поставщики предлагали их за 3,8 долл.
Среди всех отраслей промышленности, меньше всего пострадало станкостроение. Широкомасштабная экологическая катастрофа, имевшая место в Японии в текущем году, практически осталась без последствий для основных станкостроительных компаний страны. Согласно информированным источникам, будучи, как правило, расположенными в сотнях километров от зоны, подвергшейся радиации и цунами, они в основном продолжают функционировать в обычном режиме. По крайней мере, так обстоят дела на двух заводах, находящихся на расстоянии примерно 350 км к юго-западу и югу от Токио) был поврежден незначительно и неполадки там были устранены в короткие сроки, что позволило уже в скором времени возобновить производство. Только на этом заводе имели место ежедневные трехчасовые отключения электроэнергии.
Как подчеркивают представители деловых кругов, это, однако, не исключает того, что все японские станки перед отгрузкой сейчас проходят контроль на отсутствие радиационного излучения. Они также утверждают, что европейские заказчики могут не беспокоиться не только насчет радиационной безопасности японских станков, но и возможных нарушений сроков их поставки14.
2.2. Проблемы во внешней торговле Японии
Как сообщает “New York Times”, в августе текущего года темпы роста японского экспорта оказались гораздо ниже ожидавшихся15. В условиях замедления в мировой экономике, высокого курса иены и проблем с государственной задолженностью в ряде европейских стран трудно ожидать позитивных тенденций во внешней торговле Японии. Новые статистические данные еще больше усиливают пессимизм аналитиков. Сформированное в сентябре правительство, возглавляемое Й. Нодой, намерено направить дополнительные ассигнования на проведение восстановительных работ после мартовского землетрясения. Денежные вливания должны ослабить негативное влияние удорожания иены и вялого глобального спроса на подъем в экономике после стихийного бедствия. Новому правительству предстоит разобраться, с последствиями природных катаклизмов, повлекших аварии на японских АЭС, кризисом в области атомной энергетики в стране и ростом долгового бремени.
Неудовлетворительное положение в экспортной сфере не дает оснований для благоприятных прогнозов в период, когда ФРС США может пойти на смягчение денежно-кредитной политики, которое приведет к еще большему укреплению иены по отношению к доллару и создаст дополнительные трудности для японских экспортеров. Ведущий экономист исследовательского института “Norinchukin” Т. Минами считает, что последствия землетрясения мировой экономики начинают все сильнее отражаться в экспортной статистике Японии. В предстоящие месяцы прирост экспорта может оказаться отрицательным (по сравнении объема поставок с зарегистрированным в аналогичный период предыдущего года). Такая ситуация будет означать, что правительство не оказывает должной поддержки национальной экономике. В то же время оно может в сжатые сроки пойти на повышение расходов, что позитивно скажется на активизации хозяйственной деятельности в стране16.
Информация о работе Новейшие проблемы развития экономики Японии