Нормы профессионального поведения независимых аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

КуОсновные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, и круг предприятий, отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, утверждены соответствующими постановлениями Правительства РФ.
В этих условиях особенно возрастает роль этического отношения профессионального аудитора к содержанию своей деятельности.
Цель курсовой работы – рассмотреть основные требования к деятельности аудиторов и аудиторских фирм, а также сформулировать основные принципы этики профессиональных аудиторов.

Содержание

Введение
3
1 Независимость в аудиторской деятельности
5
2 Кодекс профессиональной этики аудиторов
13
3 Содержание этики профессионального поведения независимых аудиторов
17
Заключение
19
Глоссарий
20
Список использованных источников
22
Список сокращений
24
Приложение А Организационно-правовые основы аудиторской деятельности
25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по аудиту - Нормы профессионального поведения независимых аудиторов.doc

— 9.29 Мб (Скачать)

«Независимость» является основополагающим этическим требованием, предъявляемым к профессии аудитора. Это не значит, что другие требования (независимость, объективность, профессиональная честность и др.) менее важны. Основной вопрос, возникающий при подписании аудитором своего заключения, — это вопрос его объективности и профессиональной честности. Но основным условием объективности аудитора является его независимость, которую он может подтвердить8.

Необходимость независимости  аудиторов подчеркивается не только в законе об аудите и других нормативных  актах, но и в этическом кодексе  аудитора. Так, в Кодексе профессиональной этики аудиторов одного из профессиональных объединений аудиторов в Российской Федерации, перечисляются основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости аудитора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:

а) предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;

б) финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;

в) финансовая и имущественная  зависимости аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.);

г) косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в  организации клиента через родственников, служащих фирмы, основные и дочерние организации и т.п.;

д) родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;

е) чрезмерная гостеприимность  клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным по сравнению  с реальными рыночными ценами;

ж) участие аудитора (руководителей  аудиторской фирмы) в любых органах  управления организации клиента, его  основных и дочерних организаций;

з) неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей  аудиторских фирм) о финансовых вложениях  в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;

и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в  его управляющей организации  на любых должностях;

к) рассмотрение вопроса  о назначении аудитора на руководящую  и иную должность в организации клиента.

Независимость считается  нарушенной, если перечисленные обстоятельства возникли, продолжали существовать или  были прекращены в период выполнения профессиональных аудиторских услуг.

Независимость аудиторской  фирмы вызывает сомнения в случае, если:

а) она участвует в  финансово-промышленной группе, группе кредитных организаций или холдинге (банковской группе) и оказывает  профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную группу либо холдинг;

б) аудиторская фирма возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета) или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);

в) аудиторская фирма  возникла при прямом или косвенном  участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и  оказывает услуги организациям, акции  которых находятся в собственности, приобретены или приобретались промышленными структурами в период оказания услуг аудиторской фирмой.

В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т.п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимость аудитора. Независимость аудитора обеспечивается в тех случаях, когда:

а) консультации аудитора не трансформируются в услуги по управлению организацией;

б) отсутствуют любые причины и ситуации, влияющие на объективность суждений аудитора;

в) персонал, участвовавший  в ведении бухгалтерского учета  и оставлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации  клиента;

г) ответственность за содержание бухгалтерского учета и  отчетности принимает на себя организация  клиента.

 

2 Кодекс профессиональной этики аудиторов

 

 

Огромную роль в деле развития российского аудита сыграл Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров. Он служит основой этических требований, предъявляемых к профессиональным бухгалтерам в каждой стране.

Этические требования, установленные  организациями — членами международной  федерации бухгалтеров (МФБ), должны обеспечить наивысшее качество их работы и общественное доверие к профессиональному  сообществу9.

В соответствии с Кодексом этики профессиональные бухгалтера обязаны соблюдать такие принципы, как порядочность (профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг); объективность (он должен быть справедливым и избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективности); профессиональная компетентность и должная тщательность (он должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью); конфиденциальность (профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано профессиональными или юридическими правами и обязанностями); профессиональное поведение (он должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы нанести ущерб репутации профессии); технические стандарты (профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами)10.

Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не предназначены для использования  в целях разрешения этических  проблем профессионального бухгалтера в каком-либо конкретном случае. Однако он содержит некоторые рекомендации, касающиеся практического применения в ряде типичных ситуаций, встречающихся в профессиональной бухгалтерской деятельности.

На основе Кодекса этики, разработанного Международной федерацией бухгалтеров, Аудиторская палата России утвердила 4 декабря 1996 г. Кодекс профессиональной этики аудиторов, обобщающий этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России11.

Кодекс требует от аудиторов соблюдения общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести и действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, и обязан отказаться от их защиты, если ему станет известно, что они возникли в нарушение закона либо справедливо.

Объективной основой  для выводов, рекомендаций и заключений, аудитора может быть только достаточный  объем требуемой информации. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать  все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений и заключений.

Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые  могли бы повлиять на объективность  его суждений и выводов; внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты. Аудиторы обязаны отказываться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.

Аудитор должен воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих  за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих  его квалификационному аттестату  или привлечь компетентных специалистов для помощи в решении поставленных задач. Аудитору необходимо стремиться осуществлять свою профессиональную деятельность в коллективе специалистов, организационно объединенных в аудиторскую фирму; постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности; сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.

Кодекс требует от аудиторов неукоснительного соблюдения законодательства о налогообложении во всех аспектах. О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибок в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок. Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан предоставить клиенту только в письменной форме, стремясь при этом не обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также предупредив клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых декларации и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте. Плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики. Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм, а также обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги. Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.

Аудиторы должны доброжелательно  относиться к другим аудиторам и, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии12.

Реклама аудиторских  профессиональных услуг может быть представлена в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм. Она должна быть информативной, прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе, исключающем всякую возможность обмана и заблуждения потенциальных клиентов либо возбуждения у них недоверия к другим аудиторам.

Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой  заниматься деятельностью, которая  влияет или может повлиять на его  объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом.

 

 

3 Содержание этики профессионального  поведения независимых аудиторов

 

 

Поскольку в современном  обществе деятельности аудиторов отводится  весьма важная роль, существует объективная  необходимость поддерживать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Для поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности аудиторов разработан Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов МФБ.

Этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств.

Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм - непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы13.

Нарушители этических  норм профессионального поведения  проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный  и материальный ущерб.

Неэтичное поведение отдельных аудиторов заслуживает порицания и наказания, вплоть до исключения из сообщества аудиторов лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.

Признавая ответственность  бухгалтерского профессионального сообщества и считая, что собственная роль заключается в обеспечении руководства, содействии последовательности в работе, МФБ разработала международный Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который должен служить основой этических требований (кодексов этики, подробных правил, руководящих указаний, стандартов поведения), предъявляемых профессиональным бухгалтерам в каждой стране.

Международный Кодекс этики  устанавливает стандарты поведения  профессиональных бухгалтеров и  излагает основные принципы, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами для достижения общих целей. Представители бухгалтерской профессии во всем мире работают в среде, в которой существуют различные культурные традиции и нормативные требования. Однако основные принципы кодекса следует всегда соблюдать.

Заключение

 

Представители бухгалтерской  профессии во всем мире работают в  среде, в которой существуют различные  культурные традиции и нормативные  требования. Однако основные принципы кодекса следует всегда соблюдать.

Важнейшие требования к  профессиональной этике аудитора (аудиторской  фирмы) отражены в Кодексе этики  профессиональных бухгалтеров МФБ:

- общественные интересы (отличительной чертой данной профессии является признание своей ответственности перед обществом);

- цели бухгалтерской  профессии - выполнение работы  в соответствии с самыми высокими  стандартами профессионализма, обеспечение  самых лучших результатов работы  и в целом выполнение требования  о соблюдении интересов;

- фундаментальные принципы (порядочность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение);

Информация о работе Нормы профессионального поведения независимых аудиторов