Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации. Основные нормативно-правовые документы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены этапы развития нормативно-правовой базы аудиторской деятельности в России.

Содержание

Аудит в России в 1987–1993 годах……………………………………..….3
Аудит в России в 1993–2001 годах………………………………………...7
Аудит в России в настоящее время………………………………………....9
Заключение……………………………………………………………….….13
Практическая часть…………………………………………………………14
Список источников и литературы…………………………………………15

Работа содержит 1 файл

основы аудита распеч..docx

— 31.64 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Контрольная  работа

 По дисциплине: «Основы аудита»

На тему: « Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации. Основные нормативно-правовые документы»

 

 

 

Содержание

Аудит в России в 1987–1993 годах……………………………………..….3

Аудит в России в 1993–2001 годах………………………………………...7

Аудит в России в настоящее  время………………………………………....9

Заключение……………………………………………………………….….13

Практическая часть…………………………………………………………14

Список источников и литературы…………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудит в России в 1987–1993 годах.

В соответствии с Федеральным  законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие  аудиту услуги.

“Аудит - это систематический  процесс получения и оценки доказательств  достоверности данных по поводу экономических  действий и событий, установление степени  соответствия этих данных установленным  критериям и сообщение результатов  заинтересованным пользователям”.

“Аудит - систематический  процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой  лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных  критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная  единица предоставляет сторонним  пользователям в своей деятельности и ее перспективах”. 

Несмотря на некоторые  различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:

- независимость;

- платность;

- конфиденциальность.

Нормативно-правовая база аудиторской  деятельности в России прошла в своем  развитии несколько этапов.

Первоначально (1987–1993 гг.) нормы  об аудите содержались в отдельных  правовых актах. На этом этапе отсутствовал единый нормативный правовой акт, регламентирующий отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В 1987 г. были приняты постановления  Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. №48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран – членов СЭВ», от 13 января 1987 г. №49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран», в которых предусматривалось, что проведение проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией.     

Закон РСФСР «Об иностранных  инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. обязывал годовые бухгалтерские отчеты предприятий с иностранными инвестициями представлять вместе с заключением аудитора о достоверности отчетности. При этом по союзному законодательству проверка финансовой и коммерческой деятельности таких предприятий могла осуществляться российскими аудиторами, а заключения иностранных аудиторов юридической силы для налоговых органов не имели. Непредставление в налоговые органы аудиторского заключения являлось основанием для привлечения плательщиков к ответственности в установленном порядке.

В Положении об акционерных  обществах, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601, содержался раздел об аудите. В нем различались внешний  и внутренний аудит. В первом случае акционерное общество заключало  договор со специализированной организацией для проведения проверки и подтверждения  годовой финансовой отчетности. Аудитор  ставил свою подпись на годовом отчете в подтверждение его соответствия имеющейся информации о реальном положении дел. Внутренний аудит  общества осуществлялся ревизионной комиссией. Данное Положение устанавливало также правило о том, что годовой отчет общества должен быть проверен и подтвержден назначенной общим собранием акционеров аудиторской организацией.

С развитием отдельных  специальных сфер предпринимательской  деятельности появилась необходимость  обязательной аудиторской проверки деятельности банков, страховых организаций, инвестиционных фондов.[9]

В соответствии с Законом  РСФСР от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности в РСФСР» деятельность банков подлежала ежегодной  проверке аудиторскими организациями, уполномоченными законодательством  на осуществление аудиторских проверок. Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации предусматривало, что  аудит – независимый, нейтральный  контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Банковский аудит осуществляется на договорной основе специализированными  аудиторскими предприятиями и физическими  лицами – аудиторами, имеющими лицензию Банка России на аудиторскую деятельность в банковской системе. Основной целью  банковского аудита является подтверждение  достоверности отчетности коммерческих банков, представляемой в учреждения Банка России, соответствие бухгалтерского учета требованиям нормативных  документов, проверка соблюдения банковского  законодательства, анализ финансово-хозяйственной  деятельности, а также оказание консультационных услуг. Созданные в Банке России и его территориальных главных  управлениях советы по банковской аудиторской  деятельности координируют работу аудиторов, разрабатывают методические рекомендации, а также перечень вопросов, подлежащих обязательной аудиторской проверке в процессе банковского аудита. Советы рассматривают вопросы, связанные  с выдачей и отзывом лицензий на проведение банковского аудита, контролируя работу банковских аудиторов.

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» содержал норму, согласно которой  страховщики публиковали годовые  бухгалтерские отчеты в порядке  и в сроки, установленные нормативными правовыми актами РФ, после аудиторского подтверждения достоверности в  этих отчетах сведений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1992 г. №1186 «О мерах по организации  рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и  муниципальных предприятий» аудиторская  проверка должна была проводиться в  инвестиционных фондах. Положение об инвестиционных фондах (Приложение №1 к Указу) и Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (Приложение №2 к Указу) устанавливали  обязательную ежеквартальную публикацию информации о стоимости активов  фонда, удостоверенной заключением  независимого аудитора. Акт или другой документ, составленный по результатам  аудиторской проверки, являлся неотъемлемой частью годового отчета о деятельности инвестиционного фонда.

Государственная программа  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284, предусматривала, что в случае не утверждения советом директоров годового баланса акционерного общества он сдается в установленном порядке в налоговую инспекцию, которая назначает аудиторскую проверку за счет средств акционерного общества. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. №96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» Госкомимущество России, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), вправе назначать и производить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки в целях осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, закрепленного за федеральными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления.

Таким образом, можно говорить о том, что положения о проведении аудиторских проверок, обязанность по представлению финансовой отчетности, подтвержденной аудиторским заключением, в отношении ряда экономических субъектов содержались в многочисленных правовых актах. При этом отсутствовал правовой акт, регламентирующий осуществление аудиторской деятельности.[10]

Аудит в России в 1993–2001 годах.

Следующий этап (1993–2001 гг.) развития нормативно-правовой базы связан с  изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263, утвердившего Временные правила  аудиторской деятельности. В данном акте содержалось определение понятия  «аудиторская деятельность», устанавливались  обязательность лицензирования этого  вида деятельности и аттестации аудиторов, их права и обязанности, организация государственного регулирования, которое осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Временные правила сыграли положительную роль в организации правового обеспечения аудита и формировании российского рынка аудиторских услуг.

В 1994 г. постановлением Правительства  Российской Федерации были определены основные критерии деятельности экономических  субъектов, по которым их бухгалтерская  отчетность подлежала обязательной аудиторской проверке. К ним относились такая организационно-правовая форма экономического субъекта, как открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размеров уставного капитала; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации или общества взаимного страхования, инвестиционные институты, внебюджетные фонды, благотворительные и иные фонды, источниками образования которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц, а также другие экономические субъекты, обязательная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Если в уставном капитале экономического субъекта имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам, также была необходима ежегодная аудиторская проверка. Начиная с отчета за 1995 г. к указанным критериям добавились еще финансовые показатели экономических субъектов (за исключением находящихся полностью или частично в государственной и муниципальной собственности): объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда в среднегодовом исчислении; сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда в среднегодовом исчислении.

Немаловажное значение имело  принятие Банком России в 1997 г. Положения  об аудиторской деятельности в банковской системе. Данный документ устанавливал систему организации аудита в банковской сфере, порядок аттестации и лицензирования банковского аудита, применяемые меры воздействия к аудиторам, осуществляющим банковский аудит.

Эти акты смогли заложить правовые основы осуществления аудиторской  деятельности в России, определив  направление развития аудита в целом  и отдельных его видов –  таких, как общий аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций, бирж, внебиржевых фондов и инвестиционных институтов.[11]

Аудит в России в настоящее  время.

Третий этап связан с развитием  аудита в стране и необходимостью совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности. Временные правила, сыграв свою важную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг. В 2001 г. был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Закон об аудите устанавливает  более высокие по сравнению с  временными правилами требования к организации аудита, лицам, осуществляющим аудиторские проверки, уточняет понятие аудиторской деятельности, в том числе обязательного аудита, закрепляет принципы аудиторской деятельности, вводит обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливает системы контроля качества, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности. Этот закон определяет место и роль в организации аудита органов государственности власти, профессиональных аудиторских объединений и других заинтересованных лиц. При этом нормы Закона об аудите имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита.

К таким, в частности, относятся  Закон о банках, Закон о Банке  России, учитывающие особенности  проведения банковского аудита, Закон  об ООО, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах»  и некоторые другие.

Особенности правового положения  аудиторских организаций, осуществляющих проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, могут  быть установлены Федеральным законом  от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Отношения, возникающие при  осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральным законам. Указы Президента Российской Федерации имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом.

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации. Основные нормативно-правовые документы