Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа
В работе рассмотрены этапы развития нормативно-правовой базы аудиторской деятельности в России.
Аудит в России в 1987–1993 годах……………………………………..….3
Аудит в России в 1993–2001 годах………………………………………...7
Аудит в России в настоящее время………………………………………....9
Заключение……………………………………………………………….….13
Практическая часть…………………………………………………………14
Список источников и литературы…………………………………………15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Контрольная работа
По дисциплине: «Основы аудита»
На тему: « Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации. Основные нормативно-правовые документы»
Содержание
Аудит в России в 1987–1993 годах……………………………………..….3
Аудит в России в 1993–2001 годах………………………………………...7
Аудит в России в настоящее время………………………………………....9
Заключение……………………………………………………
Практическая часть………………………………
Список источников и литературы…………………………………………15
Аудит в России в 1987–1993 годах.
В соответствии с Федеральным
законом "Об аудиторской деятельности"
(ст.1) аудиторская деятельность, аудит
- это предпринимательская
“Аудит - это систематический
процесс получения и оценки доказательств
достоверности данных по поводу экономических
действий и событий, установление степени
соответствия этих данных установленным
критериям и сообщение
“Аудит - систематический
процесс, проводимый независимым от
внешних факторов лицом или группой
лиц, основанный на результатах контроля
и своего мнения. На основании установленных
критериев и стандартов по поводу
информации, которую ревизионная
единица предоставляет
Несмотря на некоторые различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:
- независимость;
- платность;
- конфиденциальность.
Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.
Первоначально (1987–1993 гг.) нормы об аудите содержались в отдельных правовых актах. На этом этапе отсутствовал единый нормативный правовой акт, регламентирующий отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
В 1987 г. были приняты постановления Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. №48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран – членов СЭВ», от 13 января 1987 г. №49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран», в которых предусматривалось, что проведение проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией.
Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. обязывал годовые бухгалтерские отчеты предприятий с иностранными инвестициями представлять вместе с заключением аудитора о достоверности отчетности. При этом по союзному законодательству проверка финансовой и коммерческой деятельности таких предприятий могла осуществляться российскими аудиторами, а заключения иностранных аудиторов юридической силы для налоговых органов не имели. Непредставление в налоговые органы аудиторского заключения являлось основанием для привлечения плательщиков к ответственности в установленном порядке.
В Положении об акционерных
обществах, утвержденном постановлением
Совета Министров РСФСР от 25 декабря
1990 г. №601, содержался раздел об аудите.
В нем различались внешний
и внутренний аудит. В первом случае
акционерное общество заключало
договор со специализированной организацией
для проведения проверки и подтверждения
годовой финансовой отчетности. Аудитор
ставил свою подпись на годовом отчете
в подтверждение его
С развитием отдельных специальных сфер предпринимательской деятельности появилась необходимость обязательной аудиторской проверки деятельности банков, страховых организаций, инвестиционных фондов.[9]
В соответствии с Законом
РСФСР от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках
и банковской деятельности в РСФСР»
деятельность банков подлежала ежегодной
проверке аудиторскими организациями,
уполномоченными
Банковский аудит
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об
организации страхового дела в Российской
Федерации» содержал норму, согласно которой
страховщики публиковали
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от
7 октября 1992 г. №1186 «О мерах по организации
рынка ценных бумаг в процессе
приватизации государственных и
муниципальных предприятий» аудиторская
проверка должна была проводиться в
инвестиционных фондах. Положение об
инвестиционных фондах (Приложение №1
к Указу) и Положение о
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284, предусматривала, что в случае не утверждения советом директоров годового баланса акционерного общества он сдается в установленном порядке в налоговую инспекцию, которая назначает аудиторскую проверку за счет средств акционерного общества. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. №96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» Госкомимущество России, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), вправе назначать и производить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки в целях осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, закрепленного за федеральными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления.
Таким образом, можно говорить о том, что положения о проведении аудиторских проверок, обязанность по представлению финансовой отчетности, подтвержденной аудиторским заключением, в отношении ряда экономических субъектов содержались в многочисленных правовых актах. При этом отсутствовал правовой акт, регламентирующий осуществление аудиторской деятельности.[10]
Аудит в России в 1993–2001 годах.
Следующий этап (1993–2001 гг.) развития
нормативно-правовой базы связан с
изданием Указа Президента РФ от 22 декабря
1993 г. №2263, утвердившего Временные правила
аудиторской деятельности. В данном
акте содержалось определение
В 1994 г. постановлением Правительства Российской Федерации были определены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность подлежала обязательной аудиторской проверке. К ним относились такая организационно-правовая форма экономического субъекта, как открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размеров уставного капитала; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации или общества взаимного страхования, инвестиционные институты, внебюджетные фонды, благотворительные и иные фонды, источниками образования которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц, а также другие экономические субъекты, обязательная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Если в уставном капитале экономического субъекта имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам, также была необходима ежегодная аудиторская проверка. Начиная с отчета за 1995 г. к указанным критериям добавились еще финансовые показатели экономических субъектов (за исключением находящихся полностью или частично в государственной и муниципальной собственности): объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда в среднегодовом исчислении; сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда в среднегодовом исчислении.
Немаловажное значение имело принятие Банком России в 1997 г. Положения об аудиторской деятельности в банковской системе. Данный документ устанавливал систему организации аудита в банковской сфере, порядок аттестации и лицензирования банковского аудита, применяемые меры воздействия к аудиторам, осуществляющим банковский аудит.
Эти акты смогли заложить правовые основы осуществления аудиторской деятельности в России, определив направление развития аудита в целом и отдельных его видов – таких, как общий аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций, бирж, внебиржевых фондов и инвестиционных институтов.[11]
Аудит в России в настоящее время.
Третий этап связан с развитием
аудита в стране и необходимостью
совершенствования
Закон об аудите устанавливает более высокие по сравнению с временными правилами требования к организации аудита, лицам, осуществляющим аудиторские проверки, уточняет понятие аудиторской деятельности, в том числе обязательного аудита, закрепляет принципы аудиторской деятельности, вводит обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливает системы контроля качества, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности. Этот закон определяет место и роль в организации аудита органов государственности власти, профессиональных аудиторских объединений и других заинтересованных лиц. При этом нормы Закона об аудите имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита.
К таким, в частности, относятся Закон о банках, Закон о Банке России, учитывающие особенности проведения банковского аудита, Закон об ООО, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» и некоторые другие.
Особенности правового положения
аудиторских организаций, осуществляющих
проверки сельскохозяйственных кооперативов
и союзов этих кооперативов, могут
быть установлены Федеральным
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральным законам. Указы Президента Российской Федерации имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом.