Нормативная база региональной политики

Автор: Соня Не важно, 13 Октября 2010 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Федеративные отношения в РФ регламентируются Конституцией Российской Федерации и устанавливаются соответствующими федеративными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, а также государственная региональная политика регламентируется в настоящее время единым концептуальным документом - «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 03. 06. 96г. № 803. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из этого документа при решении задач социально-экономического развития регионов Российской Федерации, повышения действенности экономических реформ, обеспечения роста благосостояния населения, а также развития федерализма и местного самоуправления

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Нормативная база региональной политики.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЙБЫШЕВСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 
 

                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Региональная экономика

на тему: «Нормативная база региональной политики» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент  группы ФБК – 162 Моисеев А.А  

_________________

(подпись, дата) 

Проверил: Кайманакова Т.И 
 

Оценка__________

_________________

(подпись, дата) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Куйбышев 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…9

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Начиная данную работу, хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на насущность рассматриваемой проблемы. Российская Федерация занимает обширную территорию и является государством, регионы которого имеют различные природно-климатические характеристики. Далее, эти природно-климатические различия являются определяющим фактором социально-экономической дифференциации. Наконец, на все вышеперечисленное накладывается еще и социокультурная дифференциация, проявляющаяся в различиях мировоззрений населения регионов. Совокупность этих факторов привела к тому, что на территории России сформировались достаточно обособленные, как территориально, так и психологически, сообщества. Поэтому одним из важнейших направлений современной политологии стало изучение форм и путей развития федерализма.

В то же время, каждое из таких существующих сообществ, институализированных в виде субъектов федерации, претендует на экономическую самостоятельность. Но в силу того, что подобная административно-территориальная единица не является самодостаточной в социально-экономическом плане, а также из-за произошедшего в результате распада Советского Союза нарушения и, местами, полного разрыва хозяйственных связей на территории России, возникла необходимость восстановления этих связей в рамках единого экономического пространства. Важным вопросом в этой связи стало создание концепции региональной политики, которая способствовала бы решению проблем в федеративных отношениях внутри государства, а в ее рамках - поиск оптимальных форм и методов межрегиональной экономической интеграции. Политическими мотивами процесса поиска стали: во-первых, децентрализация власти, которая привела к утрате федеральным центром способности полноценно осуществлять ряд организационных и координирующих функций; во-вторых, разрыв связей, в результате чего был утрачен механизм апелляции к центру как арбитру в разрешении споров; в-третьих, необходимость поиска новых путей хозяйственной кооперации, объединения физических и материальных ресурсов для реализации проектов, которые невозможно реализовать поодиночке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 

      Федеративные отношения в РФ регламентируются Конституцией Российской Федерации и устанавливаются соответствующими федеративными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, а также государственная региональная политика регламентируется в настоящее время единым концептуальным документом - «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 03. 06. 96г. № 803. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из этого документа при решении задач социально-экономического развития регионов Российской Федерации, повышения действенности экономических реформ, обеспечения роста благосостояния населения, а также развития федерализма и местного самоуправления.  

В сфере  взаимоотношений между центром  и регионами основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:  

обеспечение правовых, бюджетно-финансовых, социально-экономических  и организационных основ федерализма  в Российской Федерации;  

создание  единого экономического, финансового  и правового пространства и обеспечение  целостности российского государства;  

приоритетное  развитие регионов, имеющих особо  важное стратегическое и геополитическое  значение для российской государственности, и обеспечение государственной  поддержки проблемных регионов и  территорий с особыми природно-климатическими, географическими, экономико-финансовыми и национально-культурными условиями;  

На каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает необходимость  разработки и реализации системы  мер по реализации вышеуказанных  направлений. В этих целях Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г. № 1142 и постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы Министерства региональной политики» от 12 ноября 1998 г. № 1322 образовано Министерство региональной политики Российской Федерации. В круг основных целей и задач министерства входили: реализация государственной региональной политики, упрочнение федерализма, гармонизация межрегиональных отношений, контроль за развитием социально-экономическими процессов в субъектах федерации РФ и решение проблем выравнивания условий развития регионов. Соответственно, одной из задач являлась координация деятельности органов власти по проведению в жизнь концептуальных основ региональной политики. Министерство региональной политики было реорганизовано  

При этом также координация деятельности органов исполнительной власти разных уровней в сфере реализации государственной  региональной политики возложена на Координационный Совет по экономическим вопросам региональной политики, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998г. № 1578. В Постановлении говорится, что «в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по укреплению экономических основ региональной политики, выработки единой стратегии в сфере государственного федеративного строительства». Правительство РФ образовало Координационный совет, в который вошли представители Министерства финансов России, Министерства экономики России, Министерства труда России, Министерства топлива и энергетики России, Министерства по делам национальностей России и других федеральных министерств и ведомств. Возглавляет Координационный Совет Министр региональной политики Российской Федерации.  

По сути, правовая база региональной политики в РФ призвана обеспечивать реализацию двух важнейших задач:  

• развитие федеративных отношений;  

• обеспечение  региональной экономической политики.  

Несмотря  на принятие пакета достаточно важных законов в этих сферах, ряд законопроектов, имеющих большое значение для дальнейшего развития отношений между вертикальными уровнями власти в РФ, находятся в стадиях рассмотрения или были отклонены органами государственной власти.  

На три  законопроекта Президентом РФ было наложено вето, поэтому они находятся на рассмотрении специальными комиссиями:  

«Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;  

«Об основах  отношений края или области с  входящими в их состав автономными округами»;  

«Об основах  статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации».  

Еще два  законопроекта отклонены Советом  Федерации и переданы на рассмотрение согласительных комиссий:  

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления»;  

«О внесении дополнений в Федеральный закон  «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в Российской Федерации и в Закон РФ «О государственных  пенсиях в Российской Федерации».  

Всего в первом чтении принято 13 законопроектов, а 12 законопроектов из представленных в 1998 году к началу 1999 года не были рассмотрены  Государственной Думой ФС РФ.  

В целях  решения этих проблем, а также  в соответствии с целями региональной политики, одним из важнейших методов обеспечения решения данных проблем является государственное поощрение развития межрегиональных связей в различных формах.  

Одной из форм проявления интереса субъектов  федерации к укреплению политического, экономического, научно-технического и информационного пространства, к рассмотрению институализации межрегиональных связей в качестве этапа формирования единого политического и экономического пространства становятся добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия.  

Ассоциации  экономического взаимодействия как  формы межрегионального сотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция  на разрушение единого народнохозяйственного  комплекса бывшего Советского Союза  и возникшие при этом необходимость  складывания не только новых отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти и потребность в налаживании хозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях между регионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и их продвижении, и, наконец, информационном обмене между территориями, координации действий, совместные программы и проекты обусловили образование межрегиональных ассоциаций. ставшее реальным развитие горизонтальных отношений между регионами привело к созданию восьми территориальных альянсов.  

К настоящему времени созданы:  

Ассоциация  экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации («Северо-Запад»);  

Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центральной России («Центральная Россия»);  

Ассоциация  экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации («Черноземье»);  

Ассоциация  «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации;  

Ассоциация  социально-экономического сотрудничества республики, краев, областей Северного  Кавказа («Северный Кавказ»);  

Ассоциация  экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона  («Большой Урал»);  

Ассоциация  экономического взаимодействия территорий Сибири России («Сибирское соглашение»)  

Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации  Дальнего Востока и Забайкалья.  

Процесс их оформления прошел достаточно быстро. Менее чем за год-к началу 1992 г. -региональные ассоциации объединяли уже все российские территории. Пик формирования ассоциаций пришелся на лето-осень 1991 г.  

До 1993 г. ассоциации регионов РФ существовали как общественные организации, созданные для выработки и реализации региональных программ комплексного социально-экономического развития регионов, не имевшие собственного юридического статуса. В качестве учредителей, как правило, выступали председатели Советов народных депутатов, главы администраций областей и крупных городов. Их совместная деятельность контролировалась договором (соглашением) учредителей. В Министерстве юстиции ассоциации были зарегистрированы в начале 1993 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нормативная база региональной политики