Автор: Соня Не важно, 13 Октября 2010 в 14:24, курсовая работа
Федеративные отношения в РФ регламентируются Конституцией Российской Федерации и устанавливаются соответствующими федеративными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, а также государственная региональная политика регламентируется в настоящее время единым концептуальным документом - «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 03. 06. 96г. № 803. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из этого документа при решении задач социально-экономического развития регионов Российской Федерации, повышения действенности экономических реформ, обеспечения роста благосостояния населения, а также развития федерализма и местного самоуправления
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
КУЙБЫШЕВСКИЙ
ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Региональная экономика
на тему:
«Нормативная база региональной политики»
Выполнил студент
группы ФБК – 162 Моисеев А.А
_________________
(подпись, дата)
Проверил: Кайманакова
Т.И
Оценка__________
_________________
(подпись, дата)
Куйбышев
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Начиная данную работу, хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на насущность рассматриваемой проблемы. Российская Федерация занимает обширную территорию и является государством, регионы которого имеют различные природно-климатические характеристики. Далее, эти природно-климатические различия являются определяющим фактором социально-экономической дифференциации. Наконец, на все вышеперечисленное накладывается еще и социокультурная дифференциация, проявляющаяся в различиях мировоззрений населения регионов. Совокупность этих факторов привела к тому, что на территории России сформировались достаточно обособленные, как территориально, так и психологически, сообщества. Поэтому одним из важнейших направлений современной политологии стало изучение форм и путей развития федерализма.
В то же
время, каждое из таких существующих
сообществ, институализированных в виде
субъектов федерации, претендует на экономическую
самостоятельность. Но в силу того, что
подобная административно-
1 ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Федеративные отношения в РФ регламентируются
Конституцией Российской Федерации и
устанавливаются соответствующими федеративными
договорами по разграничению предметов
ведения и полномочий, а также государственная
региональная политика регламентируется
в настоящее время единым концептуальным
документом - «Основными положениями региональной
политики в Российской Федерации», утвержденным
Указом Президента Российской Федерации
от 03. 06. 96г. № 803. Федеральные органы государственной
власти и органы государственной власти
субъектов Российской Федерации должны
исходить из этого документа при решении
задач социально-экономического развития
регионов Российской Федерации, повышения
действенности экономических реформ,
обеспечения роста благосостояния населения,
а также развития федерализма и местного
самоуправления.
В сфере
взаимоотношений между центром
и регионами основными целями
региональной политики в Российской Федерации
являются:
обеспечение
правовых, бюджетно-финансовых, социально-экономических
и организационных основ
создание
единого экономического, финансового
и правового пространства и обеспечение
целостности российского государства;
приоритетное
развитие регионов, имеющих особо
важное стратегическое и геополитическое
значение для российской государственности,
и обеспечение государственной
поддержки проблемных регионов и
территорий с особыми природно-
На каждом
этапе своего развития региональная
политика предусматривает необходимость
разработки и реализации системы
мер по реализации вышеуказанных
направлений. В этих целях Указом Президента
Российской Федерации «О структуре федеральных
органов исполнительной власти» от 22 сентября
1998 г. № 1142 и постановлением Правительства
Российской Федерации «Вопросы Министерства
региональной политики» от 12 ноября 1998
г. № 1322 образовано Министерство региональной
политики Российской Федерации. В круг
основных целей и задач министерства входили:
реализация государственной региональной
политики, упрочнение федерализма, гармонизация
межрегиональных отношений, контроль
за развитием социально-экономическими
процессов в субъектах федерации РФ и
решение проблем выравнивания условий
развития регионов. Соответственно, одной
из задач являлась координация деятельности
органов власти по проведению в жизнь
концептуальных основ региональной политики.
Министерство региональной политики было
реорганизовано
При этом
также координация деятельности
органов исполнительной власти разных
уровней в сфере реализации государственной
региональной политики возложена на
Координационный Совет по экономическим
вопросам региональной политики, образованный
постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 1998г. № 1578. В Постановлении
говорится, что «в целях координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по укреплению экономических
основ региональной политики, выработки
единой стратегии в сфере государственного
федеративного строительства». Правительство
РФ образовало Координационный совет,
в который вошли представители Министерства
финансов России, Министерства экономики
России, Министерства труда России, Министерства
топлива и энергетики России, Министерства
по делам национальностей России и других
федеральных министерств и ведомств. Возглавляет
Координационный Совет Министр региональной
политики Российской Федерации.
По сути,
правовая база региональной политики
в РФ призвана обеспечивать реализацию
двух важнейших задач:
• развитие
федеративных отношений;
• обеспечение
региональной экономической политики.
Несмотря
на принятие пакета достаточно важных
законов в этих сферах, ряд законопроектов,
имеющих большое значение для дальнейшего
развития отношений между вертикальными
уровнями власти в РФ, находятся в стадиях
рассмотрения или были отклонены органами
государственной власти.
На три
законопроекта Президентом РФ было
наложено вето, поэтому они находятся
на рассмотрении специальными комиссиями:
«Об общих
принципах организации
«Об основах
отношений края или области с
входящими в их состав автономными
округами»;
«Об основах
статуса выборного лица местного
самоуправления в Российской Федерации».
Еще два
законопроекта отклонены
«О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон «О финансовых основах местного
самоуправления»;
«О внесении
дополнений в Федеральный закон
«О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий в Российской
Федерации и в Закон РФ «О государственных
пенсиях в Российской Федерации».
Всего
в первом чтении принято 13 законопроектов,
а 12 законопроектов из представленных
в 1998 году к началу 1999 года не были рассмотрены
Государственной Думой ФС РФ.
В целях
решения этих проблем, а также
в соответствии с целями региональной
политики, одним из важнейших методов
обеспечения решения данных проблем является
государственное поощрение развития межрегиональных
связей в различных формах.
Одной
из форм проявления интереса субъектов
федерации к укреплению политического,
экономического, научно-технического
и информационного пространства, к рассмотрению
институализации межрегиональных связей
в качестве этапа формирования единого
политического и экономического пространства
становятся добровольные объединения
(ассоциации) экономического взаимодействия.
Ассоциации
экономического взаимодействия как
формы межрегионального сотрудничества
начали образовываться с 1990 г. как реакция
на разрушение единого народнохозяйственного
комплекса бывшего Советского Союза
и возникшие при этом необходимость
складывания не только новых отношений
между федеральным, региональным и местным
уровнями власти и потребность в налаживании
хозяйственных связей, взаимных гарантиях
в экономических отношениях между регионами,
в отстаивании своих групповых интересов
перед лицом Центра и их продвижении, и,
наконец, информационном обмене между
территориями, координации действий, совместные
программы и проекты обусловили образование
межрегиональных ассоциаций. ставшее
реальным развитие горизонтальных отношений
между регионами привело к созданию восьми
территориальных альянсов.
К настоящему
времени созданы:
Ассоциация
экономического взаимодействия территорий
Северо-Запада Российской Федерации («Северо-Запад»);
Межрегиональная
Ассоциация экономического взаимодействия
субъектов Российской Федерации Центральной
России («Центральная Россия»);
Ассоциация
экономического взаимодействия областей
Центрально-Черноземного региона Российской
Федерации («Черноземье»);
Ассоциация
«Большая Волга» по экономическому взаимодействию
республик и областей Поволжского региона
Российской Федерации;
Ассоциация
социально-экономического сотрудничества
республики, краев, областей Северного
Кавказа («Северный Кавказ»);
Ассоциация
экономического взаимодействия областей
и республик Уральского региона
(«Большой Урал»);
Ассоциация
экономического взаимодействия территорий
Сибири России («Сибирское соглашение»)
Межрайонная
Ассоциация экономического взаимодействия
субъектов Российской Федерации
Дальнего Востока и Забайкалья.
Процесс
их оформления прошел достаточно быстро.
Менее чем за год-к началу 1992 г. -региональные
ассоциации объединяли уже все российские
территории. Пик формирования ассоциаций
пришелся на лето-осень 1991 г.
До 1993 г.
ассоциации регионов РФ существовали
как общественные организации, созданные
для выработки и реализации региональных
программ комплексного социально-экономического
развития регионов, не имевшие собственного
юридического статуса. В качестве учредителей,
как правило, выступали председатели Советов
народных депутатов, главы администраций
областей и крупных городов. Их совместная
деятельность контролировалась договором
(соглашением) учредителей. В Министерстве
юстиции ассоциации были зарегистрированы
в начале 1993 г.