Незаконная международная миграция рабочей силы и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:19, реферат

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их ликвидации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффективности;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие миграции 5
1.1Легальная миграция 5
1.2.Нелегальная миграция 6
1.3 Точки притяжения мигрантов 6
Глава 2. Международные правовые акты в борьбе с незаконной миграцией. 8
Заключение 14

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 43.15 Кб (Скачать)

Глава 2. Международные  правовые акты в борьбе  с незаконной миграцией.

Сотрудничество  государств в борьбе с незаконной миграцией, как и с другими нарушениями международной законности, составляет ту область общечеловеческих интересов, где общая заинтересованность в их предотвращении и борьбе с ними обусловливает и совместные действия, и широкое использование международного механизма, прежде всего ООН. Как отмечает профессор Блищенко И.П., все меры международного сотрудничества в рамках международных организаций можно разделить на следующие:

- содействие  заключению международных договоров  и соглашений по борьбе с  международной преступностью;

- выработка общих  международных стандартов предупреждения  преступности, преследования и наказания  за совершение международных  преступлений; преступлений международного  характера;

- выработка рекомендаций  по борьбе с общеуголовными  преступлениями и консультативная  помощь государствам с учетом  того, что каждое государство  осуществляет эту борьбу в  пределах своей территории в  соответствии с собственными  социальными и экономическими  условиями.

К настоящему времени  международное сообщество имеет  целую систему международных  договоров, подготовленных и заключенных  в рамках различных международных  организаций, в т.ч. ООН.Заметим, что поскольку, по нашему мнению, незаконная миграция тесно связана с торговлей людьми, то в рамках данной главы будут также затрагиваться и нормативные акты, цель которых состоит в борьбе с торговлей людьми.

Одним из важнейших  документов является Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10.12.1948г. Статья 13 Декларации устанавливает право каждого  свободно передвигаться и выбирать местожительство как в пределах собственного государства, так и за рубежом. Статья 4 гласит: “Никто не может содержаться в рабстве или порабощении; рабство и работорговля запрещаются во всех формах”.

В другом документе - Международном пакте о гражданских  и политических правах от 16.12.1966г. В  ст.8 прямо запрещается рабство  и работорговля государствами или  частными субъектами, а в ст.12 зафиксировано  право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную.

Противодействию торговле людьми специально посвящена  Конвенция о борьбе с торговлей  людьми и эксплуатации проституции  третьими лицами от 02.12.1949г. Государства, ратифицировавшие данную Конвенцию, обязуются  наказывать каждого, кто, для удовлетворения страсти каких-либо лиц, заставляет заниматься проституцией другого человека, даже при его согласии (ст.1). Конвенция  о торговле людьми подвергается критике  за то, что в ее определении торговли людьми не включено понятие отсутствия согласия или использование принуждения. Как отмечено в докладе Генерального Секретаря ООН на 50-й сессии Генеральной  Ассамблеи, “миграция через границы  без документов не всегда бывает принудительной или связана с эксплуатацией. В то же время людей могут переправлять с их согласия”.

В ст.17 Конвенции  закрепляются обязательства сторон, взятые ими на себя в соответствии с данным документом для предупреждения торговли людьми обоих полов, преследующей цели проституции, относительно иммиграции и эмиграции: издавать все необходимые  постановления для защиты иммигрантов  и эмигрантов в пунктах их прибытия и отправления, а также во время  их следования; принимать меры для оповещения населения об опасностях вышеуказанной торговли; принимать меры для обеспечения наблюдения за железнодорожными станциями, авиапортами, портами и другими общественными местами, а также на пути следования, для предупреждения международной торговли людьми, преследующей цели проституции; принимать все необходимые меры в целях уведомления соответствующих властей о прибытии лиц, которые по имеющимся сведениям являются виновниками, соучастниками или жертвами этой торговли.

Статья 6 Конвенции 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации  против женщин обязывает страны-участницы  принять все возможные меры, включая  законодательные, для искоренения  всех форм секс-торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин независимо от того, кто нарушает права – государство или частные субъекты.

Поскольку незаконная миграция может быть связана с  перевозкой рабов на территорию другого  государства, важное значение имеет  Конвенция относительно рабства, подписанная  в Женеве 25.09.1926 г. с изменениями, внесенными протоколом от 7.12.1953 г. В  ней установлено понятие рабства, как “состояние или положение  человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или  некоторые из них”. В ст.1 ч.2 Конвенции определено содержание понятия торговли невольниками, в которое включен, в том числе и любой акт торговли или перевозки невольников.

Дополнительная  Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, подписанная  в Женеве 7.09.1956г. закрепила в ст.3, что перевозка или попытка  перевозки рабов из одной страны в другую любыми транспортными средствами считается уголовным преступлением  по законам участвующих в настоящей  Конвенции государств.

Декларация ООН  о правах ребенка 1959 года в ст.9 определила, что ребенок должен быть защищен  от всех форм пренебрежения, жестокости и эксплуатации, а также не должен быть объектом торговли людьми в любой  ее форме. Состоявшаяся в 1993 году Всемирная  конференция по правам человека приняла  “Венскую декларацию”, статья 18 которой  посвящена торговле женщинами. В  ней зафиксировано: “Насилие по признаку пола и все формы сексуального домогательства и эксплуатации, включая  те из них, которые проистекают из…  незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искорены”.

В январе 1999 года эксперты “Всемирного Альянса против торговли женщинами”, “Фонда против торговли женщинами”, “Международной Группы по праву в области прав человека”  и других организаций, входящих в  коалицию “Human Rights Caucus”, опубликовали “Стандарты по правам человека в отношении лиц, пострадавших от торговли людьми”. В этих документах дается определение торговли людьми как “акты или попытки актов, содержащие вербовку, перевозку внутри страны или через границы, продажу, покупку, прием и укрытие лица, включающие использование обмана и насилия или долговое рабство с целью удержания лица, за плату или нет, в принудительном труде, или в условиях, подобных рабству.

15.11.2000 г. резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи была  принята Конвенция Организации  Объединенных Наций против транснациональной  организованной преступности. Цель  данной Конвенции заключается  в “содействии сотрудничеству  в деле более эффективного  предупреждения транснациональной  организованной преступности и  борьбы с ней”. 

Специальным комитетом  по совершенствованию Конвенции  против транснациональной организованной преступности был разработан Протокол по профилактике, пресечению и наказанию  торговли людьми, особенно женщинами  и детьми как приложение к Конвенции. Протокол был принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года. Российская Федерация подписала  его 6 декабря 2000 года. Данный Протокол должен способствовать предупреждению торговли людьми и борьбе с ней, уделяя особое внимание женщинам и детям; защите и помощи жертвам такой торговли при полном уважении их прав человека; а также направлен на поощрение  сотрудничества между Государствами-участниками  в достижении этих целей (ст.2).

Особое значение для данной работы имеет Протокол против незаконного ввоза мигрантов  по суше, морю и воздуху, дополняющий  Конвенцию ООН против транснациональной  организованной преступности, принятый резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи  от 15.11.2000 г. и специально посвященный  вопросам борьбы с незаконной миграцией. До принятия данного Протокола не было универсального документа, регулировавшего  все аспекты незаконного ввоза  мигрантов. К тому же данное преступление требовало особого регламентирования, поскольку деятельность организованных преступных групп, касающаяся незаконного  ввоза мигрантов и другой связанной  с этой преступной деятельностью, постоянно  расширяется в последнее время, что причиняет большой ущерб  государствам и может создавать  угрозу жизни или безопасности вовлеченных  в него мигрантов. Главная цель Протокола сформулирована в ст.2. - это предупреждение незаконного ввоза мигрантов и борьба с ним.

В Протоколе  даются основные термины, касающиеся данного  преступления (ст.3). Так, “незаконный ввоз мигрантов” понимается как “обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо Государство–участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории”.

Соответственно, под “незаконным въездом” подразумевается  пересечение границ без соблюдения всех законных требований для въезда в государство. “Поддельный документ на въезд/выезд или удостоверение  личности” означает любой документ на въезд/выезд или удостоверение  личности, которые были подделаны  или изменены любым лицом или  учреждением, кроме уполномоченных государством, были получены путем  предоставления неверных данных, коррупции, принуждения или используются не их законным владельцем.

В статье 6 Протокол устанавливает обязанности государств-участников принять законодательные акты и  другие меры, предусматривающие уголовную  ответственность за незаконный ввоз мигрантов, создание условий для  незаконного ввоза мигрантов, изготовление поддельных документов на въезд/выезд  или удостоверений личности, приобретение, предоставление и владение такими документами, предоставление возможности пребывания в государстве без соблюдения законных требований пребывания в нем.

Следует отметить, что настоящий Протокол, в соответствии со ст.4, применяется к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию  деяний, признанных преступлениями, в  соответствии со ст.6, если они носят  транснациональный характер и совершены  при участии организованной преступной группы, а также к защите прав лиц, которые стали объектом таких  преступлений.

Данный Протокол открыт для подписания всеми государствами  в Центральных учреждениях Организации  Объединенных Наций в Нью-Йорке  до 12 декабря 2002 года. 

Существует также  ряд документов, принятых в рамках Международной организации труда, касающихся миграции и прав мигрантов. Так, в Конвенции № 97 о трудящихся - мигрантах (1949г.) указано: “Всякое  лицо, способствующее тайной или незаконной иммиграции, подлежит соответствующему наказанию”. В Конвенции № 143 о  злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам - мигрантам  равенства возможностей и обращения (1975 г.) установлена уголовная ответственность, включая тюремное заключение, для организаторов нелегальной миграции лиц, пытающихся найти в других странах работу, и предпринимателей, незаконно использующих их труд. В рамках своей юрисдикции государства обязуются пресекать эти преступления и привлекать к ответственности преступников независимо от страны их совершения.

Существуют также  документы регионального характера, относящиеся к проблеме нелегальной  миграции и торговли людьми. По причине  ограниченного содержания данной работы, отметим лишь некоторые.Например, в октябре 1997 г. в Будапеште состоялась Конференция министров внутренних дел государств Будапештской группы, включающей 36 европейских стран, в том числе и Россию. В работе российской делегации приняли участие и представители ФПС России. Итогом стала выработка стратегии и тактики совместной борьбы с незаконной миграцией, а именно: гармонизация национального законодательства; общая визовая политика государств – участников Будапештской группы; ускорение процесса разработки и подписания реадмиссионных соглашений; формирование единого блока документов по борьбе с незаконной миграцией; определение порядка обмена информацией между полицейскими, иммиграционными, пограничными и другими службами; координация деятельности органов государственной власти стран – участниц.

6 марта 1998 г.  было подписано соглашение “О  сотрудничестве государств –  участников Содружества Независимых  Государств в борьбе с незаконной миграцией”. “Соглашение создает определенную правовую базу для наращивания совместных усилий стран Содружества по противодействию нелегальной миграции на многосторонней основе”.

Не дожидаясь  единого документа о борьбе с  незаконной миграцией (Протокол против незаконного ввоза мигрантов  по суше, морю и воздуху в настоящее  время еще открыт для подписания, Россия его на данный момент пока не ратифицировала), многие государства  ведут борьбу с этим преступлением  собственными средствами.

Рассмотрим некоторые  аспекты регламентации незаконной миграции и деяний, с ней связанных, в уголовном законодательстве ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, Японии, КНР, США и  Российской Федерации. 

 

Заключение

Нелегальные мигранты, прибывающие в чужие страны, оказывают разностороннее влияние на политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь страны в целом. Во-первых, это экономические последствия. Конечно, нелегалы занимают определенное место в разделении труда и способствуют развитию экономических процессов. Но они также способствуют поддержанию и развитию неконтролируемых секторов экономики. Нелегальная занятость незаконных мигрантов неизбежно сопровождается нарушением налогового законодательства. Незаконная миграция часто связана с контрабандными операциями и другими видами теневого бизнеса (проституцией, торговлей оружием, распространением наркотиков и т.д.). Нелегалы в силу дешевизны их рабочей силы составляют реальную конкуренцию на рынках труда для местного населения и могут влиять в сторону понижения на средний уро-вень оплаты труда в некоторых отраслях. Следствиями всего этого являются утрата властями контроля над реальной экономической ситуацией, а также прямой экономический ущерб от налоговых потерь и от контрабанды из стра-ны ценных ресурсов. 
     Другой важный аспект – криминализация общества. Растет количество совершаемых нелегальными мигрантами преступлений, все громче заявляет о себе организованная преступность, приобретающая международный характер. Прежде всего, это проявляется в организации преступных группировок по переправе нелегалов через границу. Эксперты отмечают, что маршруты незаконной миграции в нашей стране часто совпадают с путями наркотрафика и перевозки оружия: дельцы наркобизнеса пытаются активно использовать налаженные каналы. Эти же самые каналы используются и международными террористами, угрожающими общественной безопасности, естественному развитию нашей страны. Более того, из-за этого в нашей стране сами нелегалы стали рассматриваться как пособники террористов, как потенциальные террористы. Мигранты стимулируют преступность внутри страны: рэкет, коррупцию и т.д. Кроме того, в потоке самих нелегалов  имеются лица, совершившие у себя на родине преступления и скрывающиеся от преследования властей.
 

Информация о работе Незаконная международная миграция рабочей силы и методы борьбы с ней