Нетарифные методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:35, реферат

Описание работы

Нетарифные методы регулирования представляют комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок и (или) вывозу отечественной продукции за рубеж. Целью введения и использования этих мер является усиление конкурентных условий импортируемой страны, защита национального производства, обеспечение социально-экономической безопасности населения, окружающей среды и т.д.

Содержание

МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СФЕРЕ ВЭД……………………………………………………………………...…………3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..…………………11

МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СФЕРЕ ВЭД

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ВЭД.docx

— 34.98 Кб (Скачать)

Одной из главных форм этой борьбы является введение антидемпинговых пошлин. Такие пошлины заставляют импортеров повышать цены. И, вообще говоря, в этом случае работает механизм импортных пошлин. Отличие заключается в том, что импортер является монополистом, поэтому у него есть «запас» прибыли, позволяющий повышать цены на меньшую величину, чем размер антидемпинговой пошлины (если она, конечно, не достигает запретительного уровня).

В случае введения антидемпинговых  пошлин потребители проигрывают  в связи с ростом цен, но государство  получает дополнительный доход  за счет антидемпинговой пошлины, которая  может быть выше проигрыша потребителя. Все зависит от конкретной ситуации (эластичность кривой спроса, предельные затраты импортера, величина антидемпинговой пошлины).

Если издержки структурной  перестройки не столь велики, общество может пойти на компенсацию ущерба отдельным группам отечественных  производителей и населения без  введения антидемпинговой пошлины (обычно в рамках программы структурной  перестройки).

Имеющие постоянную работу сторонники рынка обычно выступают  против таких программ. Их обоснование  своей позиции сводится к следующему: почему бы не предоставить помощь вообще всем, кто страдает от НТП или  плохой погоды? Это серьезный вопрос. Швеция делает почти так, переобучая всех, кто пострадал от внешней торговли. Но это уменьшает стимулы покинуть бесперспективные отрасли.

Все же во многих странах  следует особо выделить помощь пострадавшим от демпинга, так как либерализация торговли, особенно в том случае, когда на отечественном рынке действует мощный монополист, предоставит выгоды иностранной стороне, что вызовет сильное лобби и повлечет за собой жесткий протекционизм в случае прихода к власти противоположно настроенных сил. Поэтому содействие отдельным отраслям может предотвратить неизбежность протекционизма.

Во всяком случае, надо иметь  в виду, что отказ от протекционизма должен осуществляться постепенно, с  обязательным предварительным уведомлением об этом. Тогда естественное старение оборудования и естественная миграция рабочей силы могут свести на нет  издержки переструктуризации экономики, связанные с либерализацией внешней торговли.

Ещё одной формой внешнеторговой политики, связанной с монополизацией рынков, являются международные картели  – монополистические объединения  экспортеров, которые путем обеспечения  контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров (например, олова, кофе, сахара и др.), характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным количеством продавцов. Но наиболее успешным из этих картелей стала ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти, созданная в 1960 году. С 1973 года на протяжении, по крайней мере, 12 лет ОПЕК сумела поддержать цену на нефть на уровне, значительно превышающем цену конкурентного рынка.

Международный картель как  монополистическое объединение  может получать большой дополнительный выигрыш за счет покупателей (государств-импортеров).  В соответствии с общей теорией  монополии, возможность картеля  получать дополнительный доход путем  установления монопольно высоких цен на мировом рынке зависит от эластичности спроса на продукцию картеля: чем ниже эластичность спроса, тем больше надбавка к цене, которую может установить картель.

Очевидно, что монополистическая  власть картеля над рынком не может  быть долговечной, поскольку те же параметры  рынка, которые способствовали повышению  цен, со временем начинают изменяться в обратном направлении.

Чтобы поддержать высокий  уровень цен, сам картель будет  сокращать объем продаж, и доля картеля на рынке неизбежно будет сокращаться.

Экономические санкции. Крайней  формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Из общей теории, очевидно, что эмбарго наносит коммерческий ущерб как стране, вводящий эмбарго, так и стране, против которой оно вводится. Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся в эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш.

Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, то есть может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть она сильно зависит от внешней торговли; в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

Стандарты и требования, связанные с безопасностью для  потребителей, санитарными нормами, требования к упаковке и маркировке в настоящее время ужесточаются. Для обеспечения экономической безопасности могут быть предусмотрены:

- запреты на импортный  товар, содержащий опасные вещества  в концентрации, превышающей предельные  значения;

- обязательства по обратной  приемке упакованных и отработанных  материалов;

- экологические налоги.

Таким  образом, степень  воздействия нетарифных ограничений  на внешнеторговые процессы количественно  оценить достаточно трудно, так как  их влияние не носит явно выраженного  характера.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Карагулян Е.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. – 210с.
  2. Вилков Н.О., Иванова С.А., Карагулян Е.А., Погодаева Т.В. управление внешнеэкономической деятельностью и организация внешнеэкономических связей: учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 150с.
  3. Стровский Л.Е. внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 821с.
  4. Черкашев Е.М. Международный бизнес: учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 495с.
  5. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - vch.ru/referat1/ved/1v.doc

Информация о работе Нетарифные методы