Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:35, реферат
Нетарифные методы регулирования представляют комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок и (или) вывозу отечественной продукции за рубеж. Целью введения и использования этих мер является усиление конкурентных условий импортируемой страны, защита национального производства, обеспечение социально-экономической безопасности населения, окружающей среды и т.д.
МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СФЕРЕ ВЭД……………………………………………………………………...…………3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..…………………11
МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СФЕРЕ ВЭД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт права, экономики и управления
Направление «Экономика»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Внешнеэкономическая деятельность
На тему: Нетарифные методы
Научный руководитель
Черкашев Е.М.
Тюмень – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
МЕРЫ НЕТАРИФНОГО
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..…………………11
МЕРЫ НЕТАРИФНОГО
Нетарифные методы регулирования представляют комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок и (или) вывозу отечественной продукции за рубеж. Целью введения и использования этих мер является усиление конкурентных условий импортируемой страны, защита национального производства, обеспечение социально-экономической безопасности населения, окружающей среды и т.д. По классификации ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и ВТО нетарифные меры представлены пятью группами: квотирование, субсидирование, демпинг, экономические санкции, требования соответствия социально-техническим стандартам. Как правило, нетарифные методы используются реже, чем тарифные методы регулирования внешней торговли, поскольку приводят к большим потерям общественного благосостояния.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем её лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт и экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает не нелицензированную торговлю.
В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.
Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.
Индивидуальная квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования:
во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;
во-вторых, индивидуальная квота формируется на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;
в-третьих, индивидуальная квота
может формироваться на дискриминационной
основе в рамках конкурентной борьбы
на мировом рынке. Несмотря на запрет
ВТО на использование
Следует отметить, что во
внешнеторговой политике также часто
применяются сезонные квоты, которые
рядом экономистов
По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.
Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.
Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.
Рассмотрим влияние квоты
на изменение потребления в
Импортная квота наиболее прочно защищает национальный рынок от импорта, так как в этом случае величина импорта не зависит от ценовой политики импортеров. В случае же таможенных тарифов импортеры при снижении своих издержек смогут поставлять большее количество продукции при тех же таможенных тарифах.
Кроме того, импортные квоты повлияют более гибко регулировать импорт. Введение таможенных тарифов связано с необходимостью международных консультаций, так как повышение ставок тарифа регламентируется международными торговыми соглашениями.
Введение квоты приводит к большим потерям общественного благосостояния, чем тариф. В свою очередь, нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квотирование импорта, поскольку добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем отмены тарифа, который служит источником государственного дохода.
В случае, когда квота вводится в условиях совершенной конкуренции, результаты её идентичны результатам введения таможенного тарифа. Квота сокращает объем импорта, что позволяет отечественным производителям повышать цену в связи с повышением спроса над предложением. Если поступления в государство от продажи импортных лицензий равны поступлением от тарифных ограничений, то ситуация с использованием квоты полностью аналогична ситуации с тарифом.
Однако импортная квота
стимулирует монопольное
Возможна и ситуация с монополизмом импортера, который, получив гарантированное место на отечественном рынке, не имея соперника в лице отечественных производителей так же, как и в лице прочих мировых поставщиков, может поднять цены, и тогда дополнительный монополистический доход уйдет за границу.
Лицензирование представляет собой процесс регулиро¬вания внешнеэкономической деятельности через разреше¬ния, выдаваемые государством на экспорт или импорт то¬вара в установленных количествах в течении определенно¬го промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограни¬чений.
На практике используется большое количество разно¬образных лицензионных форм, при этом основными вида¬ми лицензирования выступают следующие лицензии: ин¬дивидуальная, генеральная, автоматическая.
Индивидуальная лицензия является разовым разреше¬нием на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контроли¬рующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важней¬шие стороны внешнеторговой сделки: количество и стои¬мость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, кото¬рые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.
Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить ука-занные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.
Автоматическая лицензия представляет собой разреше¬ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор¬тера или импортера заявки, которая не может быть откло¬нена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.
Существует три способа
распределения импортных
Но открытые аукционы никогда не проводятся, так как этому мешает коррумпированность государственных структур на ниве распределения импортных квот.
Еще одним методом регулирования внешней торговли являются экспортные барьеры, влияние которых диаметрально противоположно влиянию импортных барьеров.
Введение тарифа на экспорт делает его менее прибыльным и часть ранее экспортируемых товаров возвращается в страну, понижая тем самым внутренние цены.
Особенно выгодно для государства введение экспортных пошлин в том случае, когда страна является монополистом на мировом рынке по определенной группе товаров. Введение тарифа принудит экспортеров поднять цену, которую вынуждены будут принять покупатели. Тем самым государство получит часть монополистического дохода отечественных производителей, который они могли получить сами или вовсе и не думали получать, продавая товары по среднерыночной цене, установившейся ранее.
Поддержка экспорта чаще всего осуществляется путем его субсидирования, а не с помощью налоговых льгот. Однако, во-первых, это противоречит международным правилам, которые запрещают экспортные субсидии, косвенно субсидируют и импорт, так как стимулирование экспорта вызывает повышение спроса на национальную валюту, что повышает её курс, а, следовательно, делает приобретение импортных товаров в данной стране относительно выгодным.
Государство может использовать различные пути стимулирования экспорта. Это выдача низкопроцентных займов, предоставление информации об экспортном рынке, реклама экспортных товаров, предоставление налоговых льгот.
Предоставление налоговых льгот положительно сказываются на доходах импортирующей страны. Экспортные льготы позволяют экспортерам продавать товары по более низким ценам, что означает экономию для покупателей импортирующей страны. Они могут покупать по более низким ценам большее количество товаров, получая дополнительный выигрыш покупателя. Но увеличение покупок зарубежных товаров будет действовать отрицательно на отечественных производителей, что может побудить правительство страны ввести импортные пошлины. Это повлечет за собой за собой повышение цен и если они вернутся на прежний уровень, то экспортные субсидии одного государства будут получены другим государством в виде импортных пошлин.
Следующим методом внешнеторгового регулирования является демпинг.
Демпинг – это продажа товара на зарубежном рынке по более низкой цене, чем на отечественно рынке.
Демпинг становится возможным, если на каком-либо рынке кривая спроса менее эластична, чем на другом (например, отечественном). В этом случае повышение цены на подобном рынке повлечет за собой рост суммарного дохода продавца.
- Разбойничий демпинг
осуществляется ради
- Другая форма демпинга возникает в том случае, когда фирма, являясь монополистом в своей стране, может не являться таковой в другой стране, что заставит её понижать цены на внешнем рынке.
Государство борется против демпинговых цен ради улучшения рыночных условий своих предпринимателей и в целях препятствия структурным изменениям в экономике, неэффективным с точки зрения страны из-за роста безработицы, которая не может быть компенсирована ростом производства в других отраслях. К тому же не всегда рабочая сила может быть перераспределена в другие отрасли, да и вообще значительная часть перераспределения людей отрицательно сказывается в социальном и экономическом плане в связи с необходимостью переобучения, переселения, строительства зачастую нового жилья.