Несовершенная конкуренция и рыночная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Она является формой рыночной власти.

Содержание

Тема 1. Несовершенная конкуренция и рыночная власть
1.1. Монополия и рыночная власть……………………………………………3
1.2. Монополистическая конкуренция………………………………………...9
1.3. Особенности рыночной власти в условиях олигополии………………..14
2. А. Маршал и его теория цены. Ядгаров Я.С. История
экономических учений……………………………………………………...21
3. Тест……………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

эк.теория.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

  Одним из видов неявного сговора, позволяющим  координировать действия фирм, является практика ценового лидерства, когда  крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней.

      6. барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д [2, С.296].

      Экономия  на масштабах основанная на известности  товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос, и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии. Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше.

      Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже, но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка.

      Издержки  новой фирмы могут быть выше потому, что оно не имеет опыта ведения  бизнеса в данной сфере деятельности: ее менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной рабочей силы; хуже условия получения банковского кредита; слабее связи с поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако - не все из них. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число потенциальных конкурентов.

      Между тем сама угроза появления конкурентов  меняет поведение фирмы-олигополиста. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.

      Чтобы фирма могла достичь наиболее эффективных для данного вида деятельности размеров, часто требуется  значительный объем капитала. Потенциальному участнику рынка в авиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей промышленности и во многих других отраслях требуются миллиарды рублей, чтобы начать дело. Несомненно, это является важным барьером на пути уменьшения рыночной концентрации в данных секторах экономики.

      Существуют  и другие барьеры на пути потенциальных конкурентов:

  • ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности;
  • высокие затраты на рекламу;
  • сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.

      Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок и  поддерживают высокий уровень концентрации.

         Оценивая значение олигополистических структур, необходимо  отметить:

  • неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства;
  • несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

         Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

         Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества

         Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

 

2. А. Маршал и его теория цены. Ядгаров Я.С. История экономических учений 

         Центральное место в исследованиях А.Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов.

         По А. Маршаллу, основой стоимости  является воздействие рыночных  сил. Результатом этого взаимодействия  выступает рыночная цена. При  этом важно подчеркнуть, что  Маршалл не идентифицирует стоимость и цену. Стоимость - движение, цена конечный пункт этого движения.

         Рыночную цену Маршалл рассматривает на базе двухкритериальной концепции, как результат пересечения цены спроса и цены предложения.

         В этой связи упоминаются «лезвия ножниц», выраженные автором так: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками, производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц» [5, С.117].

         Важной заслугой Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет.

         Устойчивой или равновесной А.Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (точку пересечения кривых спроса и предложения называют «крестом Маршалла»). Если на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться.

         Маршалл разработал теорию цены, которая представляла собой симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения.    

         Именно Маршалл ввел в экономическую теорию понятия «цена спроса» и «цена предложения». «Цена спроса», определяется полезностью товара, при этом саму полезность он рассматривает как максимальную цену, которую готов уплатить за товар покупатель. «Цена предложения» определяется исключительно издержками.  

 

3. Тест

        

         В отличии от конкурентной фирмы, монополист:

а) может  произвести любой объем продукции  и продать ее по любой цене;

    б) при  данной кривой рыночного спроса может  выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

    в) максимизирует  прибыль при равенстве предельного  дохода и предельных издержек;

г) может  назначить любую цену на свой продукт. 

      Ответ: б) т.к. стремящаяся к максимизации прибыли фирма-монополист не станет расширять объем производства и продаж до величины, когда спрос по цене становится неэластичным;

      в) т.к. реализуя рыночную власть, монополист стремится установить не самую высокую, а равновесную цену, обеспечивающую максимальную прибыль в условиях равенства предельного дохода  предельными издержками;

      г) т.к. фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар.

 

      Список  использованной литературы 

  1. Волконский  В.А., Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. –- М.: Банк. дело, 2005
  2. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юристъ, 2000
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г.  и Юданова А.Ю.– М.: ИТД «Кио Рус», 2000
  4. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008
  5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000

        
       
       

        

Информация о работе Несовершенная конкуренция и рыночная власть